ФЕСТИВАЛЬ — ЗЕРКАЛО ТV

17 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 42, 17 октября-24 октября 1997г.
Отправить
Отправить

Италия. Верона. Ночь. Все участники, гости, жюри, пресса в ожидании воздушного лайнера томятся в аэропорту...

Италия. Верона. Ночь. Все участники, гости, жюри, пресса в ожидании воздушного лайнера томятся в аэропорту. Весь состав фестиваля «Бархатный сезон». В лицах, в неожиданных позах. Лежа на полу, играют в шахматы Станислав Говорухин и Марк Рудинштейн; уснувший Давид Черкасский похож на одного из своих мультяшных героев; не умолкают взрывы смеха вокруг Андрея Анкудинова… Фестиваль состоялся. В немысленном ритме, со штормами, с туманами Венеции, с прекрасным морем Адриатики, с жарким солнцем Испании. Каким он был, что ожидает зрителя на послефестивальных просмотрах? Сидящий в отдалении член английского ПЕН-клуба, Союза писателей и Союза кинематографистов Украины, лауреат премии Фонда «Ренессанс» (Россия) и Фонда Генриха Белля (Германия), писатель, киносценарист, драматург, консультант образовательного канала «Би-Би-Си» и канала «Ай-Ти-Ви», член жюри международного фестиваля телевизионных программ «Бархатный сезон» Андрей Курков расположен к разговору.

- Очередной «Бархатный сезон» завершился. Жюри, не досыпая, но переедая, просмотрело все работы, представленные на фестиваль, определило победителей. А каковы впечатления от телепродукции, каковы тенденции развития TV стран СНГ и Украины в частности?

- Впечатлений больше от самого фестивального действа, от праздника, чем от телевизионной продукции. Действо было ярче. Но и в телеконкурсе вырисовалась хорошая тенденция по сравнению с прошлым годом. В наше время, когда открываются ночные клубы и казино, когда праздник отдельно, а нищие отдельно, вдруг появилась хорошая TV-публицистика. В отличие от музыкальных, от развлекательных программ. Сей «Бархатный сезон» прошел под знаком публицистики, все лучшие работы были из этой категории программ. Большинство работ в других категориях гораздо ниже уровня представленной публицистики.

- Может, время диктует?

- Время как бы диктует «развлекаловку». В Германии во времена Гитлера процветал цирк. У нас сейчас время требует цирка, но развлекаловка на фестивале была гораздо слабее публицистики. Публицистику делают люди, которые не заинтересованы особенно в материальных победах, потому что это честное телевидение. А развлекаловка делается за спонсорские деньги. И тут парадокс. Деньги спонсоры дают, кто-то что-то снимает. Но… То ли таланта не хватает, то ли гражданской честности, то ли на спонсорские деньги можно и халтурить. Может быть, считают, что развлекательные программы не искусство, а массовость. Но ведь массовый вкус формируется нынче программами TV, но не худшими.

- А может ,«высокого полета развлекаловка» имеет достаточное количество денег и ей незачем заявляться на фестивали?

- Не верю. На конкурс прислали много развлекательных программ. Те, что прошли сито отбора, можно считать лучшими из средних, чтоб не сказать из худших.

- Чем отличаются программы-победители, чем они выше?

- TV - массовое искусство, и основным критерием оценки любой программы есть массовое положительное восприятие ее зрителями. В каком-то смысле эта парадигма в присуждении гран-при была нарушена. «До свидания, мальчики!» - это очень сильная работа, но не массовая. Опять же публицистика, телефильм, который могут воспринимать только люди эмоционально чистые. Здесь надо думать, осмысливать. Здесь традиции итальянского и шведского кино, и наша действительность…

- Ты назвал эту работу телефильмом? Почему?

- Половину всех программ, наверное, присланных на конкурс, сами режиссеры, авторы в титрах называют фильмом для того, чтобы поднять статус. Это известная телевизионная обманка: почетнее быть автором десяти фильмов, чем десяти программ. На самом деле «До свидания, мальчики!» - это рассказ о действительности потрясающим языком, языком, который богаче, чем наша действительность. Проблема двух поколений. Двух потерянных поколений - нынешней молодежи и нынешних стариков. Кстати, приз получила тоже очень художественная, но в то же время очень телевизионная работа «Новые отверженные». В «До свидания, мальчики!» очень много от кино. Потрясающий звук, режиссерская работа. Это фестивальная работа, она готовилась, на потоке делать такие работы трудно. Десятиминутка «Новые отверженные» более ритмична, более проста в восприятии. Это психологический клип о потерянном нынешнем поколении. Адресность «Новых отверженных» более широка.

- Неужели среди развлекательных программ ничего не было достойного?

- Почему же? Киев порадовал. «Джаз. Степ. Танцкласс» Владимира Шпудейко получил приз. В принципе Володя выступил и как обаятельный ведущий, а в программе и зарядка для ума, и география, история танца, истории о музыкантах. Удачный синтез, интересная работа.

Хочу отметить еще одну светлую работу, получившую диплом фестиваля, - «У моря, у синего моря». Она на грани жанров, как и многие другие. Сделана профессионально.

- А новостийные программы?

- Кстати, в этом году на конкурсе их не было. Информационно-аналитическая передача была. «Аспекты». Но она не вызвала никакой радости. Обидно. Информационные выпуски на нашем TV, особенно на УТ-1 довольно слабые, отсутствует ритм, что нагоняет скуку, о чем бы ни говорили. Такое ощущение, что страна как была увальнем, так и осталась, что если говорить чуть быстрее, то люди не услышат, не поймут. А ведь все это связано с нашим будущим. Чем энергичнее мы начнем жить, чем ритмичнее, тем быстрее вылезем из ямы, в которой находимся уже шестой год.

- Как выглядела Украина на фоне других стран-участников?

- Лучше, чем я ожидал, что уже приятно. Приз получил фильм Дмитрия Харитонова «Гауди. Его потаенная жизнь», отмечена программа «Кулинарное путешествие с Борисом Бурдой».

- В этом году пять разделов было в номинации «Реклама». И?

- Мне довелось больше заниматься просмотром рекламных роликов, чем другим членам жюри, но вердикт выносили совместный. Призы не были присуждены, лишь четыре видеоролика получили дипломы фестиваля. Выбирать приходилось лучших из довольно среднего уровня.

- Реклама соответствует развитию производителей товаров во времена экономического прозябания?

- Естественно. Заказчик рекламы хочет заплатить как можно меньше за рекламу, изготовители рекламы заранее готовы к минимальному бюджету, при этом хотят затратить еще меньше, чтобы остаться с прибылью. Чего же можно ждать?

- На фестивале прозвучала мысль о том, что провинциальное телевидение добрее и человечнее, нежели столичное…

- Я бы сказал, добрее в смысле медленнее. Хотя в России… Из предложенного самые сильные передачи были региональные - Чукотка, Элиста, Кубань, Эринбург, Ростов-на-Дону. Правда, Москва ничего особо сильного не представила. А из украинских сильнее столичные все-таки. На многих студиях есть норма, например, четыре часа. Выбирается более простой путь: снимаются четыре часовые «тянучки». Зачем мучиться и выводить ритмичные десятиминутки?! Да и сами условия не способствуют, какие-то еще старые подходы, норма выработки, «трудодни»…

- А каковы общие, глобальные впечатления от фестиваля «Бархатный сезон»?

- Насколько трудоемким был организационный процесс, настолько удивительным было то, что фестиваль хорошо организован. Незаметно, но слаженно работала фестивальная команда. Я на многих фестивалях был, но этот самый организованный. Пожелание организаторам: уже пора думать о том, чтобы получать прибыль с фестиваля, как с телемаркета, приглашать Европу, которая интересуется нашей телепродукцией.

В общем, корабль плывет. А фестиваль, думаю, каждому принес что-то необычное, новое, интересное.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК