Руслана зажигает |
Самое идиотское в «Евровидении-2005» (и не только в нем, но и во многих аналогичных поп-сходняках) — это так называемые «итоги итогов»... Когда слегка отутюженные дядьки в галстуках с полинявшей расцветкой или тетки с пергидрольными завивками (как правило, кофточки в рюшиках или жутких розочках) начинают «в телевизорах» с мессианской одержимостью вещать «как плохо пели эти, потому что оранжевые», а «эта выступила хорошо, но «она же из Белоруссии». Во всех этих велеречивых соплях-размышлизмах сквозит почти что вселенская скорбь. Словно бы светопреставление какое случилось, а не рядовой поп-конкурс закончился. Я, конечно, прекрасно осознаю, что поп-культура теперь подменила собой почти все: и идеологию, и этику, и эстетику, и (частично) политику, и, в общем-то, даже здравый смысл — симулирует инстинктивные потребности масс в искусстве. Но... Но здесь был бы очень уместен Б.Пастернак: «И тут кончается искусство...» Впрочем, на евровидениях оно никогда даже не ночевало. Это зрелище «для бедных» всегда и слыло, и было популярной телезабавой (богатых) или бизнес-акцией, политической погремушкой или старосветской тоской (в особенности отечественных слушателей) по сгинувшим и загнувшимся конкурсам социалистической эстрадной песни наподобие «Сопота-77» или «Золотого Орфея-79». И от участников евровиденской «категории» в общем-то никто и никогда путного не ожидал...
«Здоб ши Здуб» продолжают |
Наши «Гринджолы» заняли двадцатое место. И что теперь делать? Плакать или радоваться? В крайнем случае, можно съехидничать... Потому что «Гринджолы» все же победно обскакали 1) Испанию, 2) Великобританию, 3) Францию, 4) Германию — не самые убогие страны (скажем так), где в певческих символах нации числятся все же не Поплавский энд Ко. Немецкая певица Грация Арабела Баур — слегка нелепый симбиоз группы For Non Blondies и престарелой Бони Тайлер. Муж немки-конкурсантки, говорят, еще на предварительных этапах «Евровидения», скупил все ее синглы, чтобы жена попала в национальный финал, но потом одержимого суженого разоблачили и Европа якобы отвергла такой «развод», хотя музыка — ничего. Французская композиция от Орталь (она родилась в Израиле) была тоскливой, но поставь ее в любой формат «Европы-плюс» — и ни у кого эта песенка не вызовет тошноты. Испанское женское трио «Сон де сол» можно воспринимать как аналог каких-нибудь «Блестящих» или «свистящих», в лучшем случае пародисток «Баккара», но на европейской эстраде еще и не таких пародируют. К сожалению, самое отстойное зрелище представляла Великобритания: мулатка-шоколадка Джавин Хилтон, которая упорно хочет быть похожей на Бритни Спирс.
И на подобном фоне, представьте, «Гринджолы» все же оказались первыми. Ура! Будем и впредь «побеждать» по принципу контраста. А если серьезно, то «Гринджолы» показались не таким уж кошмарным сном на фоне общеевропейской песенной бессонницы, как некоторые для себя решили. Наши выдали типичный дилетантский хип-хоп, к тому же приправленный социальной актуалкой и заимствованиями из лучших традиций революционного музыкального наследия. В чем, с моей точки зрения, очевидный минус их конкурсного номера. Популярная песня про «быдло и козлов» (впоследствии этически приглаженная) народ возбуждала своей нарочитой задиристостью. А гипернатуралистичный и памфлетно-соцреалистичный перформанс, выданный «Гринджолами» сначала на Майдане, а затем в студии УТ-1 (на финале отборочных туров), нагло шел вразрез с нашей традиционной эстрадной шелухой, закупорившей своими «визгами» все мыслимые щели. Они («Гринджолы») воспринимались не как эстрадные артисты, не высокогонорарные клоуны с журнальных обложек, а как обычные залетные пацаны с ивано-франковских или киевских улиц — оторвы, бузотеры, сильно перевозбужденные ситуацией в стране и слегка перепившие пива. И в этой их наглой естественности был уже ход — намек на некую циничную концепцию. Ах, вы нам кутюр и гламур? А мы вам уличную демократию!
Но вот чем ближе «Евровидение», тем беспощаднее взялись за «Гринджол» стилисты да визажисты вместе с поэтами-песенниками и остальными аранжировщиками наших мозгов... Их подстригли, помыли. Написали «правильные» слова. И почти все... исчезло. Асфальтовый каток клип-эстетики свое дело сделал — отпрессовал-отгламурил, задавив в этой группе то, чем она и была хоть для кого-нибудь ценна — ее самодостаточную настоящесть. Эту не эстетическую, но очень важную и для шоу-бизнеса, и даже для высоких видов искусств категорию. От пения «Гринджол» никто и никогда (во всяком случае я) не ожидал уровня Карузо или даже Баскова. Но когда бонусом к песне добавили еще и глянцевый балет, который, прыгая, манерно разрывал пластмассовые цепи — это уже вообще...
В конкурсном результате «Гринджол» все же было и еще несколько (только не проклинайте!)... положительных моментов. Как кто-то из журналистов удачно подметил, этот номер проявил чистоту отечественного революционного эксперимента. Проверили, кто будет голосовать не за песню, а только за страну. Вот и узнали. И подсчитали. И прослезились. Польша оказалась почти что кровным родственником (12 баллов). А Россия и Белоруссия (первая дала лишь два балла, а вторая вообще нас продинамила) — увы, стали двоюродными сестрами. Но может, они выбрали «искусство», а не родство. И в чем-то по-своему оказались правы. Конкурсный номер «Гринджол» — это еще и тревожный звонок для отечественных продюсеров. То, что на всевозможных евроконкурсах дальше «так жить нельзя», понимали все. Низкий итог Пономарева в Прибалтике, скромные недавние итоги хип-хопа... И этнофишку Русланы до бесконечности нельзя эксплуатировать. А вот как нужно? Нужно думать и искать. Во всяком случае «Евровидение-2005» (даже со всеми его шероховатостями) дало очень четкий посыл: попытки укутать наш шоу-биз в дряхлые лохмотья совковой эстрады — это глупость несусветная и провал гарантированный. Подобные «отрыжки» уже не воспринимаются и никем не покупаются. Белорусская певица Агурбаш, как бы она ни рыдала и ни заявляла, что в ее провале виновата только политика, предстала на конкурсной сцене во всех этих кринолинах от Юдашкина (и в режиссуре Киркорова) наивным рудиментом архаического романтизма именно старой советской эстрады. Женщина красивая. Но на ее номер в полуфинале смотреть было тошно. Общее эмоциональное послание этого выступления оказалось чужеродным всему происходящему вокруг. Особенно на фоне повсеместной барабанной дроби и разудалого этно-живчика. Как оказалось, Европа выбирает не только глазами или ушами, но и отчасти мозгами (может, я им льщу?).
И выбрали... Певица Елена Папаризу (первое место — 230 баллов) — девушка приличная во всех отношениях. Дородна, красива, пластична. С детства пела и танцевала. Ее профиль могли бы нарисовать даже на скифских вазах, а ее грациозность соблазнила бы даже гомосексуалиста Бежара. Коллективный «мозг» Европы заранее был запрограммирован именно на Папаризу. Букмекеры не виноваты в том, что накаркали победу. Просто она как шоу-продукт — качественна и всеми ротациями уже охвачена. Для меня персонально Папаризу некая неожиданная визуальная реинкарнация популярной певицы Далиды, которая, как известно, покончила жизнь самоубийством, потому что все ее мужья умирали раньше положенного. Но если в Далиде комфортно сосуществовали Эрос и Танатос, то в Папаризу — только Эрос. Вторая строчка триумфального рейтинга — Мальта (192 балла): большая не только в эстрадных возможностях певица Кьяра. Бедная женщина который год подряд штурмует высоты «Евровидения». И опять не победа, но и не проигрыш фактически. Песня Angel — чудесна. Ее уже сейчас должны пропагандировать все радиостанции Советского Союза, потому что много духовности и чего-то такого селин-дионовского. На третьем месте Румыния (158 баллов) — и это место я, например, воспринять не могу. Хотя Люминита Ангел (еще один) и популярная в Румынии артистка и даже лауреат международных конкурсов, и даже ведет программу на румынском ТВ — песню ее я никогда не соглашусь слушать даже в такси. Проходняк. Уж лучше бы на это место попали «Гринджолы» или Подольская. Четвертое, почетное — Израиль (154 балла) — певица Шири Маймон ну с такой ангельской красотой, что даже если бы она только стояла и молчала, все арабы Земли должны были бы именно за нее отправить свои SMSки, и ближневосточный конфликт был бы вмиг урегулирован.
И замыкает пятерку лучших на нашем славном и удавшемся «Евровидении» Латвия (153 балла) — Валтерс и Кажа с песней, которую с таким же успехом мог пробренчать на гитаре любой аматор у себя на кухне. Когда эти «певцы» в 80-е выступали в ансамбле Раймонда Паулса «Кукушечка» с песней «Бабушка рядышком с дедушкой», то пели значительно громче. Но совковее. Теперь поют тихо. Но в манере явно что-то европейское — за что и поощрили.
А теперь субъективный рейтинг лучших «неудачников». Из числа тех, кто украсил «Евровидение-2005» и укрепил его творческий статус, но только по причинам, понятным одной Европе, так и не попал в пятерку лидеров. На первом условном месте здесь только Хорватия. Блистательный Борис Новкович с группой «Ладо», исполнившие ну такую раздольную, такую задушевную и такую мелодичную песню, что все это как взяло за душу, так и не отпускало минут двадцать, а потом напомнило украинский народный свадебный хит «Горіла сосна, палала». Их номер — пример того, как сценическая сдержанность и невероятный внутренний темперамент удачно сливаются с прекрасной внешностью исполнителя (хотя для победы, увы, баллов не хватило).
Недооценили и группу «No name» (Сербия и Черногория). На мой взгляд, у них лучшая песня конкурса — мелодичная, эмоциональная. Уточняю, что именно песня, поскольку «Евровидение» — конкурс песни, а не костюмного выпендрежа. Еще на полуфинале вылетели очаровательные ирландцы — брат и сестра Донна и Джо. У них был зажигательнейший номер. И парочка обаятельнейшая. Песенка «Love» исполнена настолько по-детски открыто и искренне, что тут же захотелось купить компакт-диск и снова и снова ее слушать.
И наконец, еще один субъективный, но уже «антирейтинг» «Евровидения-2005». Самым загадочным персонажем на конкурсе показалась представительница Андорры — некая Мариан ван де Вал, 34-летняя женщина, владелица гостиницы. В свободное от посетителей время она еще и поет. На конкурсные подтанцовки Мариан, видимо, выставила двух кастелянш из своего же заведения — так смешно они двигались... Зато вид у конкурсанток был невозмутимый. Очевидно, она и в будущем году еще раз приедет на «Евровидение». Только потому, что ее страна очень крошечная, больше выступать некому.
Самым назойливым героем конкурса стал Киркоров, который за какой проект ни возьмется, так он и обламывается, но пиариться при этом человек, наверное, не устанет никогда. А самой постыдной акцией в рамках «Евровидения» оказался разрекламированный всеми СМИ визит в Киев Аллы Пугачевой. Большая певица за 100 тыс. долл. выступила на банкете колбасного олигарха. Ужас... Но если только лишь за один приезд в наш город на песенный праздник отваливают такие деньжищи, значит, «Евровидение» в Киеве действительно чего-нибудь стоит... Хотя каков «поп», таков и «приход».