Так сказал известный композитор Альфред Шнитке о Саулюсе Сондецкисе.
С этим именем связано развитие камерного исполнительства второй половины XX века. Создав в 1960 году Литовский камерный оркестр, он буквально каждой программой, каждым концертом расширял его репертуарные и исполнительские возможности. Он творил и творит с ним чудеса. Репертуар оркестра необыкновенно разнообразный. От Шютца, Вивальди, Баха, Моцарта до Шостаковича, Шенберга, Шнитке.
Обладатель множества титулов, званий, наград, Саулюс Сондецкис в общении и рассказах о своем творчестве остается всегда простым, обаятельным собеседником. Ему веришь, его высказываниям, в которых никогда не услышишь фальшивой интонации, так же, как и в игре его оркестра.
Многие киевляне, да и жители других городов Украины, помнят его концерты 60-80-х годов, когда каждый приезд Саулюса Сондецкиса был настоящим праздником вдохновенного искусства. Как не вспомнить, что в 1976 году Герберт фон Караян, вручая первую премию и золотую медаль Сондецкису, сказал: «Если молодежь так играет, то за будущее музыки нечего тревожиться…» Пресса того времени говорит, что выступление Саулюса Сондецкиса со своими учениками произвело настоящую сенсацию.
И вот прошло 20 лет, за это время сыграно сотни концертов в десятках стран мира, с оркестром играли все звезды мирового исполнительского искусства: И.Стерн, И.Менухин, В.Пикайзен, С.Стадлер, И.Ойстрах, Т.Гринденко, Ю.Башмет, В.Крайнев, Н.Гутман, записаны компакт-диски, но творческая душа Мастера не знает покоя. Сейчас он руководит двумя оркестрами. Им также создан оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербургская камерата», который уже побывал в 15 странах мира, выпустил компакт-диски на фирме «Sony Classical». Еще он проводит репетиции в Германии с молодежным оркестром, состоящим из музыкантов разных стран мира. На вопрос, как можно все успеть, Саулюс ответил: «Несколько лет без отпуска, все расписано на два года вперед». Такая насыщенность - это просто обычный ритм его жизни.
- Расскажите о ваших прежних приездах в Киев.
- В Киеве бывал часто до 1987 года с Литовским камерным оркестром. Очень запомнились «Ночные серенады» в парке, летом, которые устраивал Богодар Которович. Помню концерт с Львовским камерным оркестром в Доме органной музыки. Замечательный камерный хор Виктора Иконника - удивительного музыканта, с которым мы сделали несколько программ.
У меня в Украине много друзей, среди которых Олег Крыса, Богодар Которович. Выступал на многих концертных площадках Киева, Львова. Очень запомнился заполненный зал дворца «Украина», теплые воспоминания о замечательной акустике зала филармонии - говорят, что после реконструкции он стал еще лучше. С нетерпением жду репетиции, концерта в этом одном из лучших залов мира.
- Каков сейчас Литовский камерный оркестр?
- Ему 37 лет, и сейчас происходит естественная смена поколений. Еще осталось два человека и я третий из первого состава. Традиции передаются плавно. В оркестре 28 человек, 24 струнника и 4 духовика. График работы оркестра очень напряженный - постоянные гастроли, участие в престижных фестивалях Германии, Люксембурга, Австрии, Швейцарии. Играем с Мстиславом Растроповичем, с молодым американским скрипачом-суперзвездой Гилем Шахамом, с Иегуди Минухиным в Салониках (столице европейской культуры этого года), Египте, Индии и многих других странах.
- Где вы гастролируете как дирижер?
- Я очень много гастролирую с двумя оркестрами и сам. Однако я себя не считаю дирижером-гастролером, скорее, я дирижер-педагог. Недавно как дирижер выступал со «Львовскими солистами», теперь вот «Киевские солисты». Как дирижер много работаю в Санкт-Петербурге с оркестром Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург камерата». В его составе 40 человек. Когда Литовский камерный и этот коллектив играют вместе, получается симфонический оркестр. Мы можем с ними исполнять разнообразные программы.
Созданный в 1989 году как оркестр Санкт-Петербургской консерватории, 14 февраля 1994 года оркестр «Санкт-Петербург камерата» получил уникальный статус оркестра одного из крупнейших музеев мира - Государственного Эрмитажа. На сцене Эрмитажного театра в XVIII веке ставились спектакли с участием лучших музыкантов мира. Сейчас эта традиция возобновилась благодаря оркестру, которому разрешено играть в любом зале. На днях исполнялся «Реквием» Дж.Верди - дирижировал Сергей Стадлер.
- Как вы пришли в музыку?
- Родители у меня не музыканты. Отец - экономист, был бургомистром в Шауляе, мама - учительница. Я учился музыке для себя и после гимназии в 1946 году не мыслил о возможности поступить в университет и поэтому поступил в консерваторию. Затем работал в школе имени Чюрлениса и создал оркестр сначала там, а потом в консерватории. Из них и вырос Литовский камерный оркестр. Долгое время работал с этим оркестром. Но вот уже два года у меня два оркестра - в Москве и Санкт-Петербурге.
- Как вы стали дирижером?
- Сначала учился на скрипке у Александра Ливонта - ученика Столярского и Ойстраха, так что у меня одесская школа. После десяти лет занятий попрощался со скрипкой и занялся дирижированием в ученическом оркестре.
- Что главное в дирижерской профессии?
- Главное, мне кажется, «суггестия» - это необъяснимо словами, когда между дирижером и оркестром возникает такое взаимопонимание, что все в музыке делается как бы само. Оркестрант сам не знает, почему он так играет, он полностью верит дирижеру, поддается особой магии таланта личности, и тогда полностью воплощается авторский замысел. Известный факт, когда умер Фуртвенглер, то его оркестранты не смогли играть с другим дирижером.
- Ваше отношение к украинской дирижерской школе?
- Огромное впечатление на меня во время гастролей во Львове произвел Николай Филаретович Колесса - в его возрасте такая творческая энергия, поистине большой человек, создатель дирижерской школы в Украине. Я знал и общался со Стефаном Турчаком - крупным дирижером современности. Владимир Кожухарь, с которым я занимался на семинаре Игоря Маркевича. Владимир Шароев, Игорь Блажков, Роман Кофман - дирижеры, с кем мне приходилось неоднократно работать, выступать с концертными программами, просто общаться. Это яркие, талантливые личности.
- Ваше мнение об ансамбле «Киевские солисты», с которым вы работали в этот приезд, и его руководителе Богодаре Которовиче?
- Богодар Которович большой музыкант, мастер, человек с фантазией, он всегда смотрит в будущее, ищет новые формы работы, имеет большой авторитет. Я был у него в Харькове на конкурсе в жюри и восторгался юными дарованиями. Но было прекрасно и то, что на этом конкурсе было представительное жюри - это были известные музыканты мира. И в этом - большая заслуга Которовича.
«Киевские солисты» - оркестр молодой, но сильный по составу, все прекрасные инструменталисты. У этого коллектива большое будущее. Они могут выступать в концертных залах всего мира.
- Когда возможен приезд Литовского камерного оркестра?
- Мой оркестр приедет сразу же, как только пригласят. Но в том случае, если позволят финансы устроить такую поездку. Недавно мы были в Беларуси, тоже после многолетнего перерыва. Кажется, былые связи восстанавливаются на новом уровне общения культур независимых государств.
Возобновляются контакты, и это хорошо. Мы в далеком зарубежье не очень-то нужны. Нужно здесь налаживать связи, и мы надеемся, что это уже началось. Я благодарен Богодару Которовичу за приглашение выступать в концерте с «Киевскими солистами» в Национальной филармонии Украины. Думаю, что наши творческие контакты продолжатся.