Что может заставить обычного семнадцатилетнего подростка взять в руки оружие и перестрелять своих ровесников? Почему уже с детства люди пытаются изображать из себя кого-то другого? Какими единицами измеряется счастье? На эти разные, но взаимосвязанные вопросы пытается ответить американская писательница Джоди Пиколт. Автор пятнадцати бестселлеров (не знакомых, к сожалению, украинскому читателю) в новом романе «Девятнадцать минут» говорит о проблемах современного общества, семьи и молодого поколения.
Толчком к написанию книги стали известные всему миру трагические события: бойня в американской школе, которую устроил ничем не примечательный ученик. Как известно, подобные трагедии происходили и после этого, и не только в Соединенных Штатах.
Фабула романа «Девятнадцать минут» разворачивается в маленьком городке Стэтфорд штата Нью-Хэмпшир в США. Там в обычной школе учится Питер Хьютон — жертва издевательств, классический пример неудачника в очках. Который, как это часто бывает, влюблен в преуспевающую девушку из крутой компании. Он тихо ненавидит тех, кто считается лучше его. А однажды жертва превращается в хладнокровного убийцу...
Автор предлагает читателю понять, почему такое случилось, оценивая ситуацию с точки зрения судьи и одновременно матери пострадавшего ребенка, адвоката и прокурора, детектива и жертвы, родителей убийцы и родителей убитых. Однако когда не просто видишь ужасный поступок, а хочешь понять, как человек мог его совершить, сделать окончательный вывод чрезвычайно сложно. «Как такое могло случиться здесь?» — спрашивают герои произведения. Никто из них не хочет верить в близость плохого, даже когда оно уже случилось.
Один из персонажей — отец Питера — пытается вывести научную формулу счастья. И это ему вроде бы удается. Пока его сын не станет чудовищем со слезами на глазах... Оказывается, человек не может чувствовать себя счастливым, если весь мир вокруг него останавливается.
Рождение и смерть, любовь, способная простить преступника, и ненависть, растущая на плодородной почве детских обид, — эти противоположности, присущие человеческой природе, писательница описывает мастерски. Заставляет пережить прочитанное. А сюжетные линии романа пересекаются, создавая запутанный клубок событий, эмоций и мыслей под названием жизнь.
«Возможно, плохие вещи происходят потому, что только так мы можем помнить, как должно выглядеть добро», — подытоживает Джоди Пиколт.
Книга не заканчивается хеппи-эндом ни для одного из ее героев. Мало того, конец хуже ожидаемого читателем. Потому что слишком реален, как для литературного произведения.