Кто-то открывает новый жанр литературы, кто-то утверждает его каноны, а потом приходят толпы трудолюбивых ремесленников и заполняют полки складным и ладным чтивом в штампованных обложках. И придраться вроде не к чему, а чувство такое, что тебя обманули. Недодали чего-то важного. Так взгляд лениво скользит по отфотошопленным лицам в глянцевых журналах, не спотыкаясь о щемящую неправильность, дерзкую непредвиденность, шероховатую неканоничность, от которой вдруг учащенно забьется сердце.
По триллеру Джеймса Роллинса, который, конечно же, бестселлер, рано или поздно снимут блокбастер. Накропать из него сценарий особого труда не составит. Последовательность сцен, появление героев и развитие отношений между ними выверены строжайшим образом — все вовремя и ничего лишнего. Изысканного насилия, псевдоисторических тайн и разного рода чувств отсыпано в строго выверенных дозах. Кажется, что автор творил по плану, утвержденному и заверенному некой комиссией стандартов жанра. Или сгенерированному компьютерной программой, созданной специально в помощь труженикам пера. В этой же программе, надо думать, содержится обширная база данных, в которой хранятся всякие диковинки: культурно-историко-религиозно-археологические, естественнонаучные, технические и «спецназово-боевиковые». Зачерпывая щедрой рукой из этого источника, автор замешивает тесто Большой Загадки…
Открывая сказку, мы заранее знаем, что в ней встретим: Хорошие Герой и Героиня, которые западут друг на друга сразу и без особых мотиваций; Плохой Герой, который лелеет грязные мечты о Героине и непременно ее похитит, чтобы Хорошему было чем заняться, когда разгадывание Большой Загадки начнет попахивать откровенным идиотизмом. В своих исканиях герои всенепременно наткнутся на Тайный Орден, Расовое Превосходство и Апокалипсис. Тамплиеры, масоны и алхимики со своим философским камнем будут — даже не сомневайтесь. Чтобы мало не показалось, будут еще мощи волхвов и манна небесная, Фома Неверующий и Александр Македонский, сверхпроводники и семь чудес света и еще много-много мотивов, более или менее заюзанных.
За хороших на сей раз играют элитное спецподразделение ученых-боевиков «Сигма» и Ватикан, за плохих — древний орден под названием Двор Дракона. В каждом лагере есть гнилые звенья, готовые сотрудничать с противником, и многоступенчатое предательство в конце триллера явно идет на пользу интриге. Десятки статистов погибнут мученической, но весьма оригинальной смертью во имя ублажения читателя. В послесловии же автор предпринимает любопытный ход: честно признается, что из прочитанного основано на реальных фактах, а что — чистой воды выдумка. Возможно, сделано это ради того, чтобы компенсировать смазанную концовку, где зрелищность явно преобладает над радостью от разгадки тайны.