Джазовая партия «Єдність»

Поделиться
Известный в Украине джазовый фестиваль «Єдність» отметил круглую дату — десятилетие.

Известный в Украине джазовый фестиваль «Єдність» отметил круглую дату - десятилетие. Когда-то Сергей Грабарь затеял этот форум… И с тех пор он каждую весну проходит в столичном Театре оперетты. Со временем, правда, фестиваль лишился государственной поддержки. Теперь его опекают спонсоры.

Форум стал ареной популяризации отечественного джазового продукта, местом знакомства киевлян, в основном, с украинскими исполнителями. На «Єдності» побывали гости из Харькова, Львова, Крыма, десяток-другой зарубежных коллективов (они приезжали из Беларуси, Германии, Израиля, Литвы, Норвегии, Польши, России, Румынии, Словакии, Чехии, США).

Юбилейный фестиваль опирался на украинских исполнителей. Открыли концерт участники известной киевской группы Er.J.Orchestra, музыка которой имеет полистилистические корни. В ней работают Мария Хмелева (флейта), Евдоким Решетько (гобой, гитара), Андрей Арнаутов (бас-гитара), Григорий Немировский (труба, флюгельгорн, мелодическая гармоника), Виктор Крысько (скрипка, альт), Александр Кабанов (кобза, ситар), Алексей Фантаев (ударные, перкуссия).

Играющий на фортепиано Алексей Александров не демонстрирует чудес пианистической техники и небывалого звука. Он руководит ансамблем и является автором музыки и организатором этого «плавающего» состава. Группа периодически, в зависимости от музыкального замысла, расширяет число своих участников и порой приглашает совсем не джазовые инструменты - от баяна, бандуры и домры до китайских «цимбал». Впрочем, у любимого многими ансамбля есть собственная музыкальная и сценическая «аура». Интонации Er.J.Orchestra легко узнаваемы. В них немало тепла и простой задушевности. Музыкальный «рецепт» группы прост: запоминающаяся тема, многократно повторяющиеся формулы-риффы, динамическое развитие от спокойной до взрывной энергетики, простая форма, включающая изложение темы, ее развитие и повторение, тембральное многоообразие и «взрывчатость» чувств. Таким арсеналом средств пользуется большинство. Но музыка «эрджеевцев» западает в душу, подкупает, вызывает добрые чувства и светлые мысли.

Выступило на «Єдності» и московское трио «Второе приближение». Его участники - пианист, композитор и основной генератор идей Андрей Разин (выпускник Киевской консерватории), уроженка Запорожья певица Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин. Двенадцать лет назад они успешно «внедрились» в современную ветку российского джаза. И достигли на этом поприще успехов. Искусство москвичей более известно за пределами СНГ, чем на его просторах. Группа - частый гость европейских и американских фестивалей (издается на известном британском лейбле Leo Reсords, специализирующемся на новой импровизационной музыке). Трио ближе к «формату», нередко именуемому «фри-джазом». Это сочетание «всего со всем»: оперный вокал сменяется едва ли не тувинским горловым пением, а спетая грудным голосом русская песня переходит в джазовый скетч. Интересны многочисленные изобретательные находки, вроде разнообразно применяемых Татьяной небольших перкуссийно-шумовых инструментов, смелой гармонической основы композиций, достаточно развитых любопытных форм, отличного владения инструментами, включая голос певицы. Основой музыки этого ансамбля служит этнический материал в его многонациональном разнообразии. Джазовые снобы сочтут эту музыку не слишком подходящим «форматом». Позволю себе не согласиться. Многообразие современной импровизационной музыки, включающей элементы джаза, востребовано в мире. И зал оперетты это подтвердил: успех…

В программе - и «талисман» фестиваля (так его называет Грабарь) пианист Владимир Соляник, участвовавший в «Єдності» на протяжении прошедших лет. Нового в его выступлении было мало. Владимир - спонтанный импровизатор. Хотя на самом деле его манера предполагает десяток приемов, которые он эксплуатирует. И если у одних это называется «собственным почерком», то в данном случае (с сожалением) констатирую стилевое одноообразие.

Замечательный крымский этногитарист Энвер Измайлов - один из двух обладателей звания народного артиста Украины в области джаза. (Вторым является главный дирижер оркестра киевского цирка Марк Резницкий.) Он начал играть уже ночью. Публика, невзирая на высокое мастерство исполнителя, тихонько «расползалась»: было жаль, что неподражаемая техника мастера и высокая исполнительская культура получили признание только наиболее самоотверженных и стойких.

Участники «Єдності» меняли друг друга… «Гурт Йо-Гурт» в составе Кирилла Бородина (электроскрипка), Данилы Денисова (аккордеон), Марии Хмелёвой (вокал, флейта) и крепкой ритм-секции в лице Ореста Крысы (гитара, альт), Евдокима Решетько (бас-гитара, гобой) и Сергея Яксона (ударные). Стиль этой группы - этноджаз с кельтским преимуществом (даже скрипач Кирилл Бородин был одет в смелый шотландский килт). Выступление несло лирическую мягкость, теплые интонации, отличалось культурой и вкусом.

«Интеллектуальный» проект фестиваля - интернациональное трио с участием известных европейских мастеров - литовского сопрано-саксофониста Пятраса Вишняускаса и барабанщика из Германии Клауса Кугеля - плюс креативный украинский контрабасист Марк Токарь.

Отличные музыканты искали вычурные тембры, непростые гармонии, тонкую разнообразную динамику, создавая причудливые, порой гротесковые образы. Мозги кипели. Музыка держала в напряжении. Воспринималась трудно. «Птенцы гнезда Ганелина» (Вячеслав Ганелин - литовско-израильский композитор и джазовый пианист-авангардист) исполняли скорее не джаз, а новую импровизационную музыку, вполне уместную на современных академических фестивалях вроде одесского «Два дня и две ночи». Впрочем, усилия артистов были поняты и поддержаны залом.

Вокальный секстет ManSound участвовал в киевской «Єдності» не впервые. У этого ансамбля недавно возникла серьезная проблема: один из его участников, пока еще работающий, хочет выйти из состава. Коллектив нашел нового тенора, который постепенно входит в репертуар. И уже на днях группа отправляется в зарубежные гастроли на Тайвань. А пока подготовка к поездке велась в прежнем составе и усиленном режиме, группа вошла в прекрасную вокальную, ансамблевую и артистическую форму. Я бы присудила ManSound’у приз за элегантность и сценическую культуру. Поскольку не все выходившие на фестивальную сцену выглядели столь презентабельно.

А вот белорусские гости - инструментальная группа Apple Tea - приехали в Киев по рекомендации ведущего фестиваля Алексея Когана. Музыку исполняют собственную (автор - лидер, бас-гитарист Игорь Сацевич). Музыканты - один интереснее другого. Если бы победители в номинациях определялись по журналистским опросам (как на западных фестивалях), то не исключаю, что лучшим барабанщиком стал бы неимоверный Александр Сапега, клавишником - фантастический Константин Горячий, саксофонистами - темпераментный Игорь Лютый (сопрано- и альт-саксофоны) и сдержанный тенорист Виталий Ямутеев, а гитаристом - невозмутимый Михаил Филиппеня.

После концерта возник вопрос: почему за два фестивальных вечера на протяжении девяти часов исполнено так мало музыки с украинскими «корнями»? Попробую ответить: нужно слышать украинскую интонацию, накапливать ее, пропуская через себя национальную музыку. А уже потом «преобразовать», соединив с джазовыми приемами. Сложно? А кому легко?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме