Импровизации на скользкие темы. Алексей Коган: «Среди наших олигархов ярых джазоманов пока не встречал»

23 ноября, 2007, 13:32 Распечатать
Выпуск № 45, 23 ноября-30 ноября 2007г.
Отправить
Отправить

Алексей Коган вряд ли когда-нибудь пожалуется на невнимание к своей джазовой персоне со стороны СМИ...

Алексей Коган вряд ли когда-нибудь пожалуется на невнимание к своей джазовой персоне со стороны СМИ. Он на виду. И на слуху, естественно. Недавний концерт в экс-Октябрьском дворце, посвященный полувековому юбилею подвижника, собрал не только столичную аудиторию, но и джазовых фанатов из Харькова, Львова, Одессы, Коломыи. Хотя сам
г-н Коган признается «ЗН»: «Я не думаю, что все они пришли на Когана… Хотя я и работаю на радио. И, может, более других известен… Но все же слушатели пришли скорее на… музыкальную палитру, чем на конкретного человека». Скромность, конечно же, красит.

«Джаз так же нужен Киеву, как овсянка язвеннику»

— Алексей, а какую оценку после концерта вы, как скромный человек, поставили бы сами себе?

— Именно ту, которую поставили другие люди… «Отлично», хотя, если без шуток, проведена работа над ошибками, и мы уже прекрасно знаем, что можно изменить на будущих концертах.

— А вам не скучно «пробивать джаз» в Украине? Неблагодарное же это дело, наверное…

— Абсолютно нет! Не хочу, чтобы джаз в нашей стране был утрачен. И появлялся фрагментарно лишь потому, что кто-то кого-то «вытащил» и привез сюда. Вообще, моя мечта — это продюсерское агентство с менеджерским центром, джаз-клубом и со своей радиостанцией, где будет просто хорошая качественная музыка, авторские программы — и никакой политики.

Это агентство могло бы помогать молодым музыкантам. А то иногда иностранцы приезжают к нам и говорят: «У вас классные музыканты, почему же вы их не продвигаете?» На самом деле джаз нужен этому городу так же, как овсянка утром для язвенника. Чтобы человек открыл сводную афишу киевских концертов и сказал: «О, джазовый концерт! Это может быть интересно». А если у него нет выбора, то он слушает ФМ-диапазон, где все станции похожи одна на другую, как велосипедные спицы. Мы хотим эту ситуацию изменить.

— Если бы вам заказали джазовую импровизацию, скажем, на тему политической жизни в стране (ну представим такую ситуацию), что бы это могло быть? И согласились бы вы вообще на это?

— В моем исполнении ничего подобного не может быть! То, что сейчас происходит в Украине, не подлежит никакому «исполнению». Только в нашей стране все возникает в головах политиков без лишних обдумываний! Поэтому ничего путного и нет. На самом деле импровизация — мысли человека вслух. И чем больше их у человека, чем больше он читал, тем лучше импровизирует.

Например, каждая женщина хотела бы получить красивое письмо от мужчины, которое бы ее тронуло. Но мог бы такое письмо написать человек, который в своей жизни прочел две книги? Думаю, нет! Так вот, импровизация — это, по большому счету, домашняя заготовка музыканта. Заготовок же на тему политреалий у меня нет! Там лишь хаос, из которого хотят что-то сделать. Когда я смотрю на наших политиков, на то, как каждый рвет на себе белье и что-то доказывает, то возникает ощущение, что все они доврались уже до того, что свято верят в ту ахинею, которую излагают. К джазу это не имеет никакого отношения. Хотя, с другой стороны, ситуация с джазом в Украине — некое отражение социальной, политической, экономической ситуации.

«У Косыгина была великолепная коллекция джаза»

— Кто сегодня ваш главный слушатель и ценитель? Можете составить виртуальный портрет своего музыкального потребителя?

— Это человек, у которого есть что-то в голове. Который верит в то, что существует изобразительная музыка. Который может прослушать композицию и дать ей название. На радио у меня прекрасные слушатели. И я их очень чувствую.

— А как часто вас приглашают на вечеринки, банкеты, юбилеи?

— Приглашают конечно. Я не отказываюсь, если не подводят. Но мне еще надо учиться бизнесу. Например, брать предоплату за концерт.

— Известно ли вам, как оценивают такую же работу на корпоративе джазового музыканта в России?

— Там оценивают на порядок выше. Сложился стереотип, согласно которому даже на украинских фестивалях к нам относятся по остаточному принципу. Музыканты, которые работают у меня, избавлены комплекса неполноценности. Уже прошли те времена, когда в России играли объективно лучше. Наоборот, в России много музыкантов, которые должны тянуться к уровню наших джазистов.

— Ваш основной заработок составляет джаз?

— Ну а что ж еще? Музыка, конечно. И знаете, я не продался на другие радиостанции. Во-первых, джаз не приносит больших денег. Во-вторых, это меня интересует с целью выполнения обязанностей перед моей семьей.
В-третьих, мои запросы очень небольшие. Да, безусловно, мне нужны деньги, как и всем. Это самый существенный инструмент свободы. Но деньги любой ценой — это не для меня. Могу сказать точно, что к своим 50 я ни разу не упал ни под какую политическую кампанию. Хотя приглашали, конечно. Были предложения наподобие: «Леша, ты хочешь радио? Пожалуйста, запустим тебе радио. И будешь работать, но… Ты будешь работать на радио 12 месяцев в году. Десять из них будешь делать все, что захочешь, а два месяца мы тебе расскажем, что нужно делать…» Сразу даю отрицательный ответ. Для меня деньги пахнут. Кроме политики я знаю 384 способа честного зарабатывания денег.

— Знаете ли вы кого-нибудь лично из украинских крупных политиков, бизнесменов, власть имущих, которые искренне любят джаз и в частности вашу музыку?

— Среди наших олигархов и власть имущих лично я таких не встречал. Говорят, джаз нравится Горбулину. Еще говорят, неплохо на рояле может играть джаз Марчук. Но опять же, так говорят… Я сам не слышал. В СССР великолепная коллекция джаза была у Алексея Косыгина. Она существует и сейчас, ее поддерживает его сын. Алексей Николаевич получал диски от самого Уиллиса Кановера, ведущего джазовой программы на «Голосе Америки». Знаю многих бизнесменов, которые любят джаз. Евгений Уткин, очень хороший мой друг, много сделал для развития украинского джаза. Он занимался финансовой частью всех пластинок, к выпуску которых я был причастен. Помогает фонд Владимира Филиппова. Это человек, который может дать немалую сумму на восстановление дома-музея Волошина. Потому что он разбирается в русской поэзии. Недавно он обратил внимание и на нас. Побывав на моем концерте, сказал: «Я знаю, куда фонд Филиппова будет вкладывать деньги…» Я понимаю, что человек, к которому ты идешь просить денег, ничего тебе не должен. Мне приятно, что эти люди сами нас нашли.

«Сезария Эвора — это не джаз. Но такая музыка нам нравится»

— Пять лет назад вы были в составе украинской делегации в Америке — по приглашению госдепартамента США. Были вы и в Чикаго… А где вы не были и где, как вам кажется, ваша музыка могла бы быть услышана, поднята, востребована?

— Украинская музыка может быть услышана в любой точке земного шара. Достаточно нам было в 2003 году приехать в Америку, как тут же украинская музыка зазвучала в Вашингтоне на самом престижном радио. Там звучали Давыдов, Измайлов, Александров, Нестеров, еще очень много музыки. Американцев интересует только Америка. Как нам объясняли: американец «А» не видит дальше своего носа, а «В» — не хочет видеть дальше. Но стоит им только показать, что есть еще что-то, у них сразу же горят глаза. Только надо, чтобы это было талантливо, самобытно. Мы же очень молодая страна. Что такое 16 лет? Интересный факт: в эпоху СССР, когда джаз был не в фаворе, было намного больше всего интересного, чем когда мы вступили в эпоху вседозволенности. Тут же сверху появилась обильная пена. А все настоящее — глубоко, его нужно найти, поднять. В этом и есть наше предназначение…

— Некая миссия?

— Это громко сказано. Нужно просто делать и не рассчитывать на благодарность. Ведь у людей очень короткая память. Раньше я был обидчивым. Сейчас же научился относиться ко всему с улыбкой. Это опыт. У музыкантов есть хорошая фраза: «Опыт против мастерства».

— Как вы относитесь к творчеству Сезарии Эворы, которая на этой неделе в день траура пела в Киеве? Некоторые считают, что она имеет отношение к джазу, другие это категорически отрицают.

— Это парадокс! Вы не поверите, но Сезарию Эвору я представлял на радио «Промінь» еще в 1993 году и говорил: «Послушайте, это очень интересно — немолодая женщина, поющая рулады на Острове Зеленого Мыса!» Ведь она сама удивлена своей популярностью и еще тогда говорила мне: «Алексей, так, как я пою, на Кабо-Верде поет очень много людей…» Еще помню, когда я приехал в 1994 году в Брюссель и хотел пойти на ее концерт, некоторые мои влиятельные в мире музыки друзья сказали: «Да ты что! Мы можем тебя лишь провести в комнатку звукорежиссера, чтоб ты оттуда послушал, потому что все билеты проданы за пять месяцев!» Уникальность Сезарии Эворы — лишнее подтверждение того, что вся грамотная музыка растет из фольклора. Безусловно, это не джаз. Но такая музыка нравится джазовым музыкантам. Поэтому часто в прессе и появляются рецензии на альбомы Сезарии Эворы, Горана Бреговича, уличных оркестров из Македонии или румынских цыган. Эта музыка очень модная. Ведь помимо истинного интереса к фольклорной музыке, к ее первоисточнику все должно быть подкреплено еще и модой! И первым, кто почувствовал эту золотую жилу, стал Горан Брегович. Если спросить меня, коммерческая ли его музыка? Безусловно. И если проводить аналогии, то я знаю: Эрнест Хемингуэй написал своего «Старика и море» только потому, что решил получить Нобелевскую премию. И самое интересное, что он таки получил и именно за «Старика…»! Как это происходит, я не знаю. Может, надо уметь заранее прогнозировать собственный успех?

— А могут ли, на ваш взгляд, называться «джазовыми исполнителями» такие эстрадные артисты, как Лариса Долина или Ирина Отиева или украинская Ольга Крюкова? Не кажется ли вам, что за счет джазового имиджа они хотят просто утвердить свою репутацию, хотя, в основном, зарабатывают на попсе?

— Я бы не хотел отвечать на этот вопрос… Каждый выбирает свой путь. «У кожного своя доля і свій шлях широкий...» Сказать мне по этому поводу нечего. По жизни я белый клоун. И лучше я буду говорить о том, что мне близко. Это проблема этих артистов.

«Утесов — представитель советского шоу-бизнеса»

— Кстати, а вы пересматриваете старый добрый советский фильм «Веселые ребята» — тоже ведь история джаза…

— Безусловно! Он и сейчас актуален. Смотрится весело, здорово. Может быть, кто-то из молодых сочтет это брюзжанием человека, которому недавно исполнился полтинник, но пусть кто-то попробует в современных условиях сделать кинокомедию уровня «Веселых ребят». Фильм-то 1934 года выпуска! Но какая музыка, какие актеры, какие музыканты! Причем я бы назвал двадцать других талантливых музыкантов, даже не вспоминая Леонида Иосифовича Утесова… В его оркестре, хочу заранее извиниться перед светлой памятью незабвенного Утесова, были музыканты «покруче». А Утесов — представитель советского шоу-бизнеса. Ни в коем случае не джазовый музыкант, а очень успешный исполнитель, одним из музыкальных языков которого был джаз. Но я не верю во все эти псевдозакидательские штуки наподобие: «Джаз родился в Одессе!» Просто в Советском Союзе были несправедливо забытые музыканты. Почему-то меньше говорят о Минхе, Скоморовском, Цфасмане… Вот это были музыканты! Опять же, это лишь моя субъективная точка зрения. Как и другие люди, я могу ошибаться.

— А как вы считаете, могла бы история Эрдмана и Александрова стать основой современного мюзикла-римейка, в котором именно джаз был бы музыкальной основой?

— Все дело в том, как сделать. Нужно прочувствовать дух времени. Я не считаю «Собачье сердце» Бортко ремиксом Булгакова. В этом фильме все стреляет! Нельзя представить другого актера на роль профессора Преображенского кроме Евстигнеева. И как удалось найти такой уникальный типаж Толоконникова на роль Шарикова! Да и Борменталя другим невозможно вообразить – только Плотников! Нельзя просто так поставить галочку: дескать, мы сделали ремикс.

— Вы много лет работаете на радио. Какую FM-станцию сами-то слушаете чаще всего?

— Знаете, втихаря подслушиваю все радиостанции. Слушаю — где хороший украинский язык, а где плохой. Могу сказать, что на радио «Люкс» хороший, а на других — не очень хороший. Мне близки музыкальные подборки на «Мюзик-радио» не потому, что я там работаю. Да, у меня там субботняя вертикаль. Программа называется «Суббота с Алексеем Коганом». И в начале каждого часа звучит в записи по одной пьесе. И, как правило, эти композиции объединены общей идеей. Я радуюсь за своих коллег, если они работают талантливо, и готов их растерзать на куски, если несут ахинею. У меня не было возможности работать на радио в 25 лет — тогда были времена другие. С одной стороны, радуюсь за молодых. Но с другой — удивляюсь, почему многие из них упускают такие возможности.

«Я — за худсоветы!»

— Если бы в ваших возможностях было «переформатировать» все нынешние радиоформаты, то что бы вы тогда предприняли?

— Устроил бы худсоветы! Как в лучших советских традициях. Очень много людей, которые воображают себя либо радиоведущими, либо телеведущими. Они считают, что лишь деньги определяют их факт присутствия на радио. А на телевидении вообще экранная дива, как правило, должна быть чьей-либо «подругой». И вперед, дорога открыта! Совсем не обязательно знать русский или украинский язык и писать без ошибок. Знаете, когда смотрю на повсеместные телевизионные субтитры и наблюдаю уровень ошибок, то, как говорили Ильф и Петров: «… не хочется смеяться, хочется молиться». Поэтому я за худсоветы. Да, в советское время многих рубили. Но хотя бы были люди, которые в этом деле знали толк.

— А с кем из коллег-джазистов вы особо активно общаетесь?

— Дружим с Валерой Волковым. Если меня спросить, как играет Валера Волков, — для меня он лучший, потому что это мой друг. Дружу с Игорем Закусом, с Наташей Лебедевой, с Юлией Ромой… Так получилось, что очень близкие мне люди — один в Голландии, а другой — в Штатах. Друзей много не бывает. А успешный ресторатор Евгений Самсонов умеет превращать своих клиентов сначала в приятелей, а потом в друзей. Часто в ресторане «Пикассо» мы устраиваем концерты, которые назвали «В гардеробе у Пикассо». Здесь играл даже Энвер Измайлов. А недавно выступал квартет Дмитрия Александрова. Очень многим музыкантам здесь нравится играть, потому что в «Пикассо» джазовая атмосфера. Можно упаковаться аппаратурой на три миллиона долларов, но того особого звука не будет.

— Какие чувства и эмоциональные оттенки у вас в профопределении «джазмен»?

— Джазмен — обычный человек. Есть хамы, интеллигенты, лентяи, верблюды, которые двумя горбами трудятся, подонки по жизни и гении, живущие на земле. Настоящий джазмен никогда одну и ту же пьесу не сыграет одинаково. Я все время привожу пример последних двух дисков, на которых зафиксировано выступление знаменитого пианиста Билла Эванса в Сан-Франциско. Это восемь вечеров в клубе! Знали, что этот музыкант умирает, поэтому так важно было оставить все его живые концерты. Иногда его номера повторяются. Но создается такое ощущение, будто играет все время разный исполнитель. Причем музыканты рядом с ним тоже переходят в другое качество.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Алексей Коган родился 10 ноября 1957 г. в Киеве. Окончил музыкальную школу по классу скрипки, Киевский институт культуры (заочно). Служил в армии — в танковых войсках. С 1989 г. внештатно,
а с 1992 г. штатно работает на радио. Голос Когана в разное время звучал на волнах радиостанций «Промiнь», «Континент», «Ностальжи», «Супернова». В настоящее время ведет программы на «Мюзик-радио» и «Радио Эра FM». Автор более трех тысяч оригинальных радиопрограмм. Член Международной джазовой ассоциации журналистов. Обладатель высшего звания в области культуры Польши — «Заслуженный деятель культуры». Недавний киевский концерт Алексея Когана состоялся благодаря поддержке четырех его друзей, (с которыми он вместе придумал центр «JAZZ in KIEV». Это Владимир Каменский, Виктор Овчинников, Алексей Харламов, Евгений Самсонов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК