ДУХ И БУКВА ДЕТСТВА

Поделиться
Не знаю, интересовался ли когда-нибудь Александр Ирванец теорией перевода? Знаком ли он с теорией «духа и буквы»?..

Не знаю, интересовался ли когда-нибудь Александр Ирванец теорией перевода? Знаком ли он с теорией «духа и буквы»? Различает ли такие подвиды собственно перевода, как перепев и пересказ? Известно ли ему письмо Н.Гоголя к Н.Максимовичу, фрагмент из которого я привожу: «...Иногда нужно сознательно отходить от слов оригинала, чтобы быть к нему ближе... В переводе наиболее нужно привязываться к мысли и наименее к словам»? Или же слова римлянина Марка Тулия Цицерона о своем переводе речей Демосфена (I в. до н.э.): «Я сохранил и мысли, и их строение — их, можно сказать, лицо, но в подборе слов руководствовался требованиями нашего языка»?

Несмотря на вопросительные знаки в конце всех этих предложений, они звучат риторически. Но я уверен в одном: к такому деликатному делу, как перевод, этот писатель подходит творчески.

Чтобы проиллюстрировать именно такой подход А.Ирванца к творчеству Г.Остёра, достаточно привести хотя бы несколько примеров. Как известно, все познается в сравнении. Поэтому я предлагаю читателям на минутку стать условными компаративистами. Хотя бы на материале «Вредных советов».

Оригинал: «Нет приятнее занятья // Чем в носу поковырять. // Всем ужасно интересно, // Что там спрятано внутри. // А кому смотреть противно, // Тот пускай и не глядит, // Мы же в нос к нему не лезем, // Пусть и он не пристает».

Перевод: «Неймовірно всім цікаво // Колупатись у носах — // Там у надрах, у глибинах // Тьма небачених скарбів! // А кому дивитись бридко, // Той хай очі відведе… // Це ж у себе, а не в нього // Ми досліджуємо ніс».

Оригинал: «Если всей семьей купаться // Вы отправились к реке, // Не мешайте папе с мамой // Загорать на берегу, // Не устраивайте крика — // Дайте взрослым отдохнуть. // Ни к кому не приставая // Постарайтесь утонуть».

Перевод: «Як тебе батьки в неділю // Узяли, йдучи на пляж, // Забаганками своїми // Вихідного їм не псуй. // Хай їдять і засмагають, // Грають в карти й доміно. // Ти ж топися тихо й чемно // І спокійно йди на дно». Эти примеры из книги «Шкідливі поради».

Думается, если бы у нас не было оригинала, то, простите за тавтологию, спокойно сочли бы перевод Ирванца его оригинальным творчеством.

Второй частью «Шкідпорад» является вполне автономная «Книжка про смачну й здорову їжу людожера». Разумеется, каннибализмом здесь и не пахнет. Но не один ребенок узнает себя в таком, например, изысканном блюде, как «Пронози із сиром» и, соответственно, будет в дальнейшем вести себя осмотрительнее, чтобы не оказаться в пасти и брюхе людоеда: «Випустити на кухонний стіл із десяток проноз і одну пролазу, туди ж покласти шматок сиру з безліччю дірочок. Щойно пронози з пролазою пронюхають про дірочки і залізуть у сир, намастити шматок хліба маслом, накрити сиром і вживати». Не страшно? И ведь правда не страшно. Но весело. Поэтому надеюсь, что и следующий рецепт «Зачіпайли в мундирах із гарячими забіяками» тоже будет восприниматься с юмором: «Трішки позачіпати зачіпайлів і, щойно вони розігріються, підіслати до них гурт забіяк із розквашеними носами. Зазвичай найпершими з’їдають зачіпайлів, а вже потому ласують забіяками, попередньо здерши з них по три-чотири шкури». Посему приятных вам завтраков, обедов и ужинов в обществе белого и пушистого людоеда, на удивление симпатичного и милого.

А теперь попытаемся заглянуть в «Задачник». Впрочем, как предупреждает Г.Остёр, «эта книга... не совсем задачник». А немного ниже, в обращении к учителям, автор констатирует: «Задачи эти как раз для тех, кто математику не любит и обычно считает сам процесс решения трудом тяжким и нудным».

(Возможно, я и перегружаю читателя примерами, но ничего не поделаешь. Без них моя статья превратилась бы в пустопорожнюю болтовню. Итак...)

№1. «Пожежники вчаться одягати штани за три секунди. Скільки штанів устигне одягнути добре вишколений пожежник за п’ять хвилин?» Сначала попытайтесь решить эту скоростную задачу. Затем можно повторить действия пожарника на себе, но для этого вам понадобятся не только свои штаны, но и старшего брата, а также отца и дедушки. Если их окажется мало — одолжите у соседа.

№39. «Скільки дірочок виявиться у клейонці, якою застелений стіл, коли під час обіду 12 разів проштрикнути її виделкою з 4 зубчиками?» Если у вас бурная фантазия, то вы можете заменить клеенку шторами, маминой кофтой, белым передником сестры или же школьными учебниками. Но прежде подумайте о последствиях (которые могут оказаться не менее бурными) со стороны ваших родных.

А сейчас опустимся в глубь времен. Когда еще не было ни жевательных резинок, ни троллейбусов, ни космических ракет, ни школ. Только дикая природа и ласковые животные.

№248. «Первісна людина запросила динозавра до своєї печери на сніданок і попросила його прийти, не спізнюючись, на 10 годину ранку. Довжина динозавра від кінчика носа до кінчика хвоста 200 м. О котрій годині мусить динозавр підійти до печери первісної людини, аби, рухаючись зі швидкістю 3 км/год, цілком, всім своїм тілом прийти на сніданок, не спізнюючись?» Не знаю, как вы, а я не хотел бы оказаться на месте пещерного человека. Хорошо, если ему попался травоядный бронтозавр. А если, не дай Бог, хищный тиранозавр?

Вы обратили внимание на нумерацию задач? К счастью, №248 — не последняя. Всего задач — аж 327. Следовательно, вам гарантировано 327 улыбок и 327 минут замечательного настроения не без пользы для себя.

Если у вас еще нет этих двух книг, мой вам совет — купите их. И не откладывайте на послезавтра культпоход с мамопапой в книжный магазин, поскольку, хотя и говорят, что издательство «Школа» вскоре должно переиздать украинского Остёра 50-тысячным тиражом, но стоит ли этого ждать, если украинский Остёр уже есть, пусть и всего в пяти тысячах экземпляров.

Кроме этих двух книг, мне известна еще одна остеровская из того же ряда — «Противные задачи». Любопытно, что Министерство образования Российской Федерации рекомендовало ее в качестве учебника для школьников. На ней даже стоит соответствующий гриф этой инстанции.

Следует начать с предисловия самого писателя: «Лгут школьные учебники по истории. Бесстыдно, нагло, прямо в глаза. Лгут учебники по литературе. Привирает география...» Но, оказывается, по словам Г.Остёра, и математика не безгрешна. Поэтому он предлагает альтернативные задачи противоположного идеологического направления, т.е. с антисовковым вектором.

Григорий Остёр удачно использует советскую атрибутику и советские атрибуты — субботники, рекорды, октябрят-пионеров, яблони-груши и т.п., а также призывает на помощь другие, уже современные реалии. Писатель «приземляет» арифметику-математику, срывая с нее идеологическую маску. «В видеосалоне на первом сеансе побывало 14 пионеров и 12 октябрят, а на следующем — вдвое больше пионеров и вдвое меньше октябрят. Сколько в целом пионеров и октябрят посмотрело суперсексуальный боевик «Твой горн зовет», демонстрировавшийся в видеосалоне, который организовал райком комсомола?» «За два часа работы бульдозер разогнал 256 участников несанкционированного митинга. Сколько участников митинга разгонит бульдозер за пять часов, если будет работать с такой же производительностью?» «В пионерской дружине имени Павлика Морозова 300 пионеров. Каждый из них мечтает повторить подвиг Павлика, но не у каждого есть такая возможность, поскольку 2/3 пионеров воспитывают матери-одиночки. Сколько пионеров смогут повторить подвиг Павлика?»

Думаю, этого достаточно, чтобы представить все эсэсэсэровские красоты, не очень удаленные во времени от старшего поколения.

Книжка Григория Остёра «Противные задачи» пока не переведена. Несомненно, я отдал бы ее на украинизацию Александру Ирванцу. Талантливую и оригинальную. Как и две предыдущие.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме