По большому счету, детских школ современной — подчеркиваю — хореографии в Украине не существует. Есть, конечно, коллективы, обучающие современному танцу, точнее, отдельным его техникам — спортивному танцу, street-jazz. Школа современной хореографии «Другие танцы» из Днепропетровска — пожалуй, единственный коллектив, где стремятся дать своим воспитанникам систематическое образование, владение самыми разнообразными техниками современного танца.
…Поначалу все было как у всех: основы классической хореографии, гимнастика и акробатика с европейским рок-н-роллом плюс джазовые танцевальные техники и вокал. Чуть позже в программу Школы современной хореографии добавили восточную философию движения цигун.
Речь идет не об очередной модной детской танцевальной студии, а о «Других танцах», более того, театре современной хореографии, который, наконец, состоялся в Днепропетровске.
Началось все в 1996 году с родительских амбиций и детского тщеславия, помноженного на истовый фанатизм основателей школы Марины Лымарь и Елены Будницкой. Через год — Гран-при на Международном фестивале эстрадного танца, в 98-м — сразу две премии и диплом лауреата в номинации «Модерн-хореография» на Международном фестивале современной хореографии «Танец XXI века».
После первого признания последовали приглашения на стажировку во Францию, учеба в мастер-классах Вены и участие во 2-й Международной хореографической ярмарке в Эссене. На последней выступали ведущие хореографы из 25 стран всех континентов. Там, в Эссене, серьезно обсуждался вопрос: считать ли искусством детский танец?
— Судя по увиденным выступлениям нескольких немецких хореографических школ и студий — скорее нет, — считает Марина Лымарь. — Всего лишь хорошая иллюстрация к тезису «о детских занятиях для аппетита».
«Другие танцы» заставили говорить о себе. Здесь дети уже к 16—17 годам имеют необходимую школу и пластическую свободу, столь заметные в балете «Времена года», постановках «То мгновение, когда…», «Слепые» и многих других. Практически сложилась труппа модерн-балет, самая молодая в Европе. К слову, там к хореографии, как профессии, обычно приходят не раньше, чем в двадцать лет, когда многие пластические «пристройки» даются тяжело, ценой непомерных нагрузок. Возможно, поэтому большинство известных танцовщиков в Германии старше 35 лет. О нынешних же «студентах» днепропетровской Школы можно без преувеличения сказать, что в 19—20 лет они смогут украсить европейские труппы современной хореографии.
В канун старого Нового года у коллектива, в котором осваивают азы хореографии и совершенствуют мастерство 200 детей в возрасте от 5 до 18 лет, появилась собственная студия. Здесь в четырех танцевальных залах с подогревом полов (!) можно будет постоянно проводить мастер-классы международного уровня.
Каким будет следующий шаг? Он не разочарует поклонников «Других танцев». Зима уже расписана — новые постановки, участие в международных фестивалях и перфомансах. А весной — гала-концерт с элементами контактной импровизации, сочетающейся с техникой Хосе Лимона и неведомой пока зрителю «axis sillabus»…