Львовский, Тернопольский, Ивано-Франковский, Хмельницкий, Волынский областные советы объявили 2008 год Годом замков и дворцов, редких памятников, творящих неповторимое архитектурное лицо Украины. А недавно во Львове около Дворца искусств состоялась выставка фотографий краеведа Игоря Сокальского, посвященная многочисленным полуразрушенным, загубленным памятникам архитектуры Львовщины. Среди них много дворцов. Под фотографиями приватизированных дворцов в Старом Раздоле, Подгорцах Стрийських надписи — «Нерадивый частный владелец». Разваливаются ничейные дворцы или же те, которые находятся в подчинении поселковых советов в Тартакове, Судовой Вишне, Журавно, Комарно… Эта выставка — наглядная иллюстрация небрежного, равнодушного отношения и власти, и наших людей к своему такому щедрому наследию.
Заложенные еще в княжеские времена и построенные в ХVІІ в. в стиле Ренессанса галицкие замки и дворцы, бесспорно, уникальные историко-архитектурные памятники. Большинство из них были стерты с лица земли, от многих остались развалины. И только несколько их благодаря реставрации сохранились.
Реставрация и реконструкция — дело, безусловно, государственное, но на него не выделяется достаточного финансирования.
Отстроенные памятники могли бы послужить развитию экономики как исключительно интересные объекты в прибыльной туристической отрасли. На повестке дня — разработать государственную политику, которая бы обеспечила инвестиции в эту отрасль. Поиск меценатов нечасто заканчивается положительным результатом. Возможно, будут выделены средства на реставрацию замков при подготовке к проведению чемпионата по футболу Евро-2012, ведь понятно, что замки — уникальные туристические объекты.
Еще в прошлом году вышло постановление Кабинета министров о возможности передачи памятников архитектуры в концессию на срок от 10 до 50 лет. Договор запрещает приватизировать сооружение в течение всего времени пребывания в концессии. И концессионер обязан вывести памятник из состояния разрушения и имеет право использовать его в предпринимательской деятельности.
Как сообщил начальник управления охраны культурного наследия Львовской облгосадминистрации Василий Ивановский, концессии подлежат заброшенные замки и дворцы. Тем не менее есть список памятников национального значения, а также памятников, находящихся в рекреационной зоне, которые запрещено приватизировать или передавать в концессию.
***
На Львовщине насчитывается девять замков в разном состоянии сохранения. А вообще здесь осталось множество дворцов, и в нынешнем году начата их инвентаризация. Есть проданные дворцы, часто — без соблюдения памятникоохранного законодательства. Приобретенные в частную собственность, они не восстанавливаются. И не было еще прецедента, чтобы в связи с этим здания отобрали у владельцев. Нет никакого контроля за соблюдением условий договоров продажи.
Как подчеркивает директор Львовской галереи искусств Борис Возницкий, крайне необходимо организовать государственную службу охраны культурного наследия при Кабинете министров, которая бы осуществляла контроль за сохранением и использованием памятников архитектуры, и как можно скорее нужно вывести такие службы из подчинения местных советов различного уровня, часто принимающие безответственные решения относительно использования и продажи сооружений.
На Львовщине о замках в Олеско, Подгорцах, Золочеве, замковым дворцом в Жолкве занимается Львовская галерея искусств. Благодаря подвижнической деятельности Возницкого и его команды замки, ставшие собственностью галереи и ее филиалами, превращаются в музеи-заповедники, культурно-художественные ячейки. А вот замки в Поморянах, Свирже, Старом Селе, Добромиле, Бродах продолжают разрушаться. Уже в советские времена исчезли замки в Гологорах и Белом Камне.
У каждого из замков Львовщины своя история. Большинство из них заложены галицко-волынскими князьями, потом присвоены и достроены польскими магнатами, которые часто были родом из русской, то есть украинской шляхты, что отмечают и польские историки.
***
Олесский замок |
В экспозиции музея представлено украинское искусство ХІV—ХVІІІ вв.: большая коллекция икон, портретов, предметов декоративно-прикладного искусства. В монастыре капуцинов, который входит в музей-заповедник, содержится казна-фондохранилище, где собраны многочисленные художественные произведения с Западной Украины, коллекция деревянной скульптуры ХV—ХVІІІ вв., портреты и мебель.
Олесский замок — выдающийся памятник истории и архитектуры ХІІІ—ХVІІ вв. Первое упоминание о нем датируется 1347 годом, когда замок перешел в собственность князя Юрия Тройденовича. В ХVІ в. владельцем сооружения был русский воевода Иван Данилович. Тогда же замок приобрел современный вид. Женившись на дочке коронного гетмана Жолкевского Софии, Иван Данилович как приданое получил земли на Чигиринщине. И когда он стал чигиринским старостой, то своим подстаростой сделал Михаила Хмельницкого, который был у него на службе. Тогда семья будущего гетмана переселилась на хутор Суботив.
В Олесском замке родились два польских короля: Ян ІІІ Собеский, внук Ивана Даниловича, и Михаил Вишневецкий. Король Ян ІІІ Собеский выкупил замок у Конецпольских, которые владели им после Даниловичей, и подарил своей жене Марии Казимире (Марисеньке). Королева не жалела денег и капитально реставрировала замок. После смерти короля Мария Казимира, живя во Франции, интересовалась Олесским замком, ей присылали о нем отчеты, и она получала доходы из Олеско.
***
Золочевский замок сохранился с давних времен почти в неизменном виде. Это цитадель бастионного типа в виде четырехугольника. Фортификацию творят хорошо укрепленные тесаным камнем валы с бастионами на углах. На территории замка есть дворцы: Китайский и Большой ренессансный.
С ХVІ в. дворец стал родовым гнездом Собеских, их резиденцией. Польский король Ян ІІІ Собеский отстроил и разукрасил замок, который тогда был мощной крепостью с большой заставой, которая постоянно должна была отбивать нападения турок и татар. В ХІХ в. австрийское правительство купило замок у последнего владельца, графа Комарницкого, и использовало сначала под казарму, а позднее — под тюрьму. Такое назначение имел замок при польской, немецкой и советской власти. Наиболее трагические события происходили во времена, когда здесь находилась тюрьма НКВД: там тогда было замечено около 700 человек.
В 1986 г. замок в заброшенном состоянии передали в подчинение Львовской картинной галерее. Государственных средств на реставрацию зданий выделялось мало, и сооружение восстанавливалось на пожертвования меценатов.
Было создано Товарищество приверженцев Золочевского замка и открыт специальный счет. Фамилии меценатов, передавших на реставрацию замка 1000 и более долларов, вырезаны на кирпиче, замурованном в стену входных ворот и являющемся своеобразным экспонатом музея. В музее ведется книга пожертвований (достаточно объемная) отдельных лиц, организаций, в которой отмечается сумма средств и на что они использованы.
В 2004 году было завершено восстановление Китайского дворца и торжественно открыт в нем Музей восточного искусства. В нынешнем году в День музеев в Китайском дворце впервые проводилась показательная церемония чаепития по восточной традиции. В Большом дворце была установлена для обзора золотая копия короны короля Данилы Галицкого, оправленная 700 каратами ценных камней: бриллиантами, сапфирами, рубинами, аметистами, гранатами и жемчугами работы львовских ювелиров. Есть надежда, что экспонирование короны привлечет вдвое больше посетителей замка. В прошлом году в Золочевском замке побывало 82 тыс. туристов. За средства меценатов в замке достроены равелин и почти полностью отреставрирован Большой дворец. В нынешнем году в День независимости планируется открытие в Большом дворце музея интерьеров ХVІІ—ХVІІІ вв.
***
Подгорецкий замок-дворец — произведение высокого искусства в стиле позднего Ренессанса. Построен в 1635—1640 годах по проекту архитектора Адреа дель Аква по заказу коронного гетмана Станислава Конецпольского и предназначался «для утех и отдыха после трудов военных». Несмотря на то, что дворец находится в заброшенном состоянии, он и сейчас изумляет совершенством, изысканностью и красотой. Стоит дворец на горе гряды Вороняков, с его галерей и окон открывается необозримый вид: спадают вниз террасы парка, а далее, сколько глаза видят, простирается долина реки Стир. Каменные, с красивой резьбой врата, запирающие казематы, приглашают во двор, перед посетителями возникает торжественный, величавый дворец. Сходящиеся ступени, окруженные балюстрадой, ведут к портикам на колоннах, так называемым итальянским лоджиям, а оттуда можно выйти на крыши казематов, куртин и бастионов, огороженных балюстрадой и образовывающих красивейшую террасу.
В различное время в замке побывали Богдан Хмельницкий, австрийский император Франц Иосиф, немецкий кайзер Вильгельм, Иван Франко, Оноре де Бальзак, Федор Глинка, Алексей Толстой... Сооружение служило декорацией для многих художественных фильмов.
В Подгорецком замке в середине ХVІІІ в. был создан один из первых в Европе музеев с роскошным интерьером, большой коллекцией живописи и произведений прикладного искусства, редчайшей коллекцией оружия, библиотекой и архивом. В партере почти во всех помещениях стояли турецкие палатки, напоминающие о победе войска польского короля Яна ІІІ Собеского над турками под Веной.
На первом этаже музея было 11 залов для обзора: Кармазиновый, Китайский, Зеркальный, Желтый, Зеленый, арсенал, спальня и прочее. Особое внимание привлекал арсенал большой коллекцией оружия и уникальными рыцарскими доспехами. Такой коллекции панцирей не было в то время в Европе. В часовне, размещенной на высоте двух этажей, имелся старый, покрытый резьбой алтарь с центральной иконой «Иисус перед Пилатом». Сбоку возле алтаря стоял черный мраморный стол, на котором в Олесском замке по русскому обряду крестили будущего короля Яна ІІІ Собеского.
Дворец был разорен во время Первой и Второй мировых войн. После Второй мировой оставшиеся экспонаты были переданы во львовские музеи, а в дворце устроили санаторий. Только в 1997 году распоряжением Львовской облгосадминистрации дворец передан Львовской галерее искусств. Начались реставрационные работы. Залам придан первичный вид, перекрыта крыша, восстанавливаются балюстрады и лоджии. Тем не менее пока что замок своей заброшенностью производит тягостное впечатление. Но на восстановительные работы нужны большие средства — 75 млн. евро.
Следует сказать, что замок-дворец с парком, Гетманским заездом и костелом св. Иосифа входят в Подгорецкий историко-культурный комплекс, включающий еще ряд объектов: монастырь василиан (ХVІІ—ХVІІI вв.) и городище Плисниско. Старинное летописное Плисниско было самым крупным городом во времена Киевской Руси. Разрушено татарами в 1241 году. Весь Подгорецкий комплекс является одним из самых интересных и красивых в Украине. В соответствии с последними исследованиями, в Плисниске родилась княгиня Ольга.
***
Замок в Жолкве |
Замок времен Жолкевских — квадратное сооружение с детинцем посередине. На углах стояли башни с золочеными шпилями. Южное крыло замка служило, как сейчас бы сказали, VIP-резиденцией, и в его центральной части находился большой гетманский зал, свидетель торжественных событий и забав. Во дворце были красиво украшенные интерьеры в соответствии со вкусами того времени.
После Жолкевских город принадлежал Ивану Даниловичу, укрепившему замок и прочие сооружения и насыпавшему вокруг валы. Его внук, польский король Ян ІІІ Собеский, избрал Жолковский замок своей резиденцией, великолепно ее украсив. Сохранились инвентарные книги замка с XVII в., в которых описана каждая комната и вещи, которые там находились. Жолква в королевские времена была центром общественной жизни Речи Посполитой. Король в жолквском коллегиате принимал послов от монархов Людовика ІV и Карла ІІ с приветствиями по случаю вступления на трон, там же папский нунций вручал ему меч, освященный папой Иннокентием ІV в честь победы над турками под Веной. Замок был также временной резиденцией русского царя Петра І во времена Северной войны со шведами. Находился тогда в Жолкве и Иван Мазепа. С ХІХ века замок и город начали приходить в упадок. В ХХ в. это — заброшенное сооружение, в котором находились школа, административные учреждения, жилые помещения. Сейчас в замке, важном объекте Жолковского историко-культурного заповедника, высвобождены все помещения и начались ремонтно-реставрационные работы.
Автор крупных программ восстановления и использования культурного наследия в Жолкве, заместитель директора заповедника Михаил Кубай рассказал о перспективах использования замкового сооружения в будущем. Разрабатывается проектная документация для восстановления замкового дворца, который должен быть использован Львовской галереей искусств под историко-художественный музей.
После реставрации в правом крыле замка планируют обустроить отель, конференц-зал, ресторан...
***
Добромильский замок Гербурт — самый отдаленный от Львова. Он построен в четырех километрах от Добромиля среди букового леса на холме. Среди замков Львовщины нет ни одного, поднятого на такую высоту, — 560 м над уровнем моря.
От мощного когда-то замка остались только величественные руины, словно корона венчающие гору. Сохранилась только часть стен, которые расходятся полукругом от въездной башни, свод жилых помещений. В стенах — а иногда толщина их достигает двух метров — есть ряды бойниц, разделенных пилястрами. Завершает сооружение красивый аттик с глухой аркадой. Въездные ворота лежат ниже от стен и имеют прямоугольный портал. Это все, что осталось от древней крепости. В первобытном виде замок занимал площадь продолговатого гребня горы и имел длину 85 м, ширину 25 м. Благодаря своему расположению был неприступным.
Удивительные руины замка Герберт — своеобразный памятник далекой эпохе, прославленной семье Гербуртов, которая вспоминается еще в Галицко-Волынской летописи. Добромиль был родовым гнездом Гербуртов с ХІV по ХVІ вв. Представители этого рода занимали высокие должности в Галиции, прославились в науке, культуре как основатели церквей и монастырей. Среди них наиболее выдающейся личностью, политиком, литератором, дипломатом, философом, издателем, большим защитником православной веры и русинов (украинцев) был Ян Щасний Гербурт (1547—1613). Малоизвестная деятельность этого незаурядного человека заслуживает того, чтобы о нем рассказать.
Ян Щасний Гербурт получил университетское образование, путешествовал по Европе, находился при цесарском дворе в Вене, был секретарем у польского короля Жигмунта ІІІ, принимал участие в военных походах. Разочаровавшись в политике короля, оставил службу. В 1603 году он вступает в брак с украинской княжной Елизаветой из Заславских из Острога и навсегда остается в Добромиле. В замке принимает выдающихся людей того времени, занимается литературой, историей и, что интересно, изучает прошлое украинских земель, перед фанатичным католиком, королем Жигмунтом ІІІ, защищает «народ благородной, греческой веры». Потом терпит поражение и оказывается в краковской тюрьме. Пишет там на латинском языке «Рассказ о победе низовых казаков над таврийскими татарами», в котором прославляет храбрость казаков. Выйдя из тюрьмы, Ян Щасний продолжает принимать участие в политической жизни, выступает на сеймах и энергично поддерживает православных. Заявляет откровенно, что он русин. У Гербурта было много противников, которые не могли понять, как шляхтич римо-католического обряда, известный своей высокой образованностью, меценат науки, может защищать русинов, их извечные традиции. Он даже пишет на украинском языке «Гадка Гриця з фортуною». В 1611 году основывает в Добромиле собственную типографию и издает произведения по истории Польши и Руси. Выходит его сатирическое произведение «Иезуиты» с острым осуждением деятельности Петра Скарги, история Польши «Хроники Длугоша» в шести томах. Со временем королевским декретом издательская деятельность была запрещена, книги конфискованы и начат судебный процесс. В 1616 году умер Ян Щасний Гербурт — борец за права русинов. Его наследником стал сын Ян Лев Щасний, который вынужден был за долги продать родовое имение. На нем закончился род Гербуртов. А что касается судьбы замка Гербурта — то восстановление сооружения маловероятно. Хорошо было б хотя бы законсервировать остатки стен.
***
Поморянский замок входил в систему оборонительных сооружений, защищающих галицкие земли от нападения татар с северо-запада. Размещен в селе Поморяны, что в 27 км от Золочева. Построен замок на взгорье в долине реки Золотая Липа и в давние времена был окружен водой. Не так давно он стоял целым, но в последние годы пришел в упадок. Отдаленный от Львова и основных магистралей, замок оказался никому не нужным. На дворце нет крыши, стены развалены, на кровле растут деревья. Сохранились арочные своды первого этажа и коллонада второго. Замок окружает старый парк, в котором засыхают деревья. А ведь раньше парк считался одним из самых красивых на Подолье.
Первое воспоминание о Поморянском замке датируется ХV в., когда украинские шляхтичи Свинки построили деревянную крепость. Позднее сооружен каменный замок. В ХVІІ в. замком владела семья Собеских. Тогда замок был хорошо укреплен, имел большой запас оружия и орудий. Польский король Ян ІІІ Собеский заботился о крепости и Поморянах. Вокруг города были насыпаны валы и выкопаны рвы. В те времена поморянский замок играл большую роль в борьбе с турками и татарами: то держал осаду врагов, то они уничтожали город. Уже в конце ХVІІ в. крепость теряет свое военное значение и начинает разрушаться. В 1765 году житомирский каштелян Юзеф Прушинский приобрел замок, и здание подверглось значительным изменениям. Из четырехугольного сооружения с башнями на углах и над въездными вратами осталось только два крыла замка. Из разобранного материала ворот с башней, трех башен, северного и западного крыла были построены ратуша, школа и хозяйственные сооружения. В конце ХІХ в. замок перешел в собственность магнатов Потоцких.
Замок был свидетелем Ноябрьского Чина. 1 ноября 1918 года была разоружена жандармерия, и староста города без сопротивления передал власть украинскому военному комитету. На ратуше взвился желто-голубой флаг, а возле замка отгудело многотысячное вече. Была установлена украинская власть. При польской оккупации начали закрываться читальни «Просвиты», украинские кооперативы, против украинских деятелей проводилась пацификация. Во время Второй мировой войны в замке поселились два гестаповца, которые издевались над местным населением. Воины УПА вынесли им смертный приговор и расстреляли возле ворот замка. Расплата не заставила себя ждать: приехала уголовная экспедиция фашистов, арестовала всех мужчин села и вывезла на работу в Германию.
Во время войны замок не пострадал. Все ценности, находившиеся в нем, переданы в тернопольские музеи. В здании разместилось профтехучилище, которое в 80-х годах прошлого века переехало в новое помещение. С того времени замок начал сильно разрушаться. По-видимому, этот памятник архитектуры ожидает концессия.
***
Замок в Свирже |
Свиржский замок — особый тип замка — оборонительный дворец, гармонично объединяющий простоту и изысканность. Он имеет прямоугольную форму с въездной башней посередине и четырьмя башнями по углам. Каменный портал въездных ворот украшен красивой резьбой. Сквозь стены здания просматривают бойницы. Вокруг замка — парк, соединяющийся с замком длинным мостом над рвом.
Современное ренессансное сооружение ведет начало с ХVІІ в., когда замок принадлежал семье Цетнеров. В течение столетий замок менял владельцев, но сохранялся целым. В ХХ в. старанием последнего владельца сооружения графа Роберта Лямезана Салянса замок отстроен, со вкусом украшены его интерьеры. И когда в годы Первой мировой войны усадьба сгорела вместе с ценностями и библиотекой, граф не оставил сооружение, а начал его реставрацию.
Нынешняя история замка связана с именем Андрея Шуляра, заслуженного архитектора Украины, который в 80-е годы прошлого века предложил провести реставрацию замка и использовать его как Дом творчества архитекторов. Сделано было много: реконструированы восточное и западное крыло под спальные комнаты. Подвальные помещения приспособлены под холодильные камеры. Создана соответствующая инфраструктура — котельная, теплотрасса, проведена газификация, водоснабжение. Готовность объекта составляла близко 70 процентов. Из-за отсутствия финансирования все работы прекращены. Поиск инвесторов не увенчался успехом. И выдающийся памятник архитектуры — Свиржский замок — стоит первым в списке для передачи в концессию. Тем не менее, поскольку замок принадлежит Союзу архитекторов и размещен в рекреационной зоне, он, в соответствии с памятникоохранным законодательством, должен остаться под опекой государства.
***
От замка в Старом Селе остались огромные руины — мощные стены, которых не могли одолеть ни войны, ни время. Прошли поколения людей и столетия, когда он стоял в полной красе, один из самых крупных на Руси, и защищал галицкие земли от постоянных нападений турок и татар. Стены поражают своими размерами, завершенным обрамлением, ведь замок относился к лучшим образцам украинской оборонительной архитектуры эпохи Ренессанса. На его стенах по сей день сохранилась глухая аркада в аттику, а на восточной башне сохранен аттик, выполненный в виде развернутой короны.
Интересна история замка и Старого Села. Село недаром носит такое название, поскольку является одним из древнейших в Червонной Руси. Основано оно еще внуком Ярослава Мудрого Давидом Игоревичем. В ХVІ в. село принадлежало князю Василию Константину Острожскому (1527—1608), киевскому воеводе, известному меценату украинской культуры. Стараниями Острожского в Старом Селе построена первая православная церковь, и между 1584 и 1589 годами возведены каменные стены замка. Позднее замок будет принадлежать потомкам Острожских, семьям Радзивилов, Любомирских, Сенявских, Черторийских, Потоцких. В ХVІІ в. замок был хорошо укреплен высокопанской усадьбой. Сооружение имело форму пятиугольника, на углах которого стояли шесть многогранных башен. Высота стен достигала восьми метров, толщина — два метра. Со двора у замка были высокие двойные галереи. С начала ХІХ в. замок приходит в упадок и разрушается. Южная часть используется под пивоварни, а подвалы — под склады пива. Разрушаются стены, башни, снесена замковая часовня. В 70-х годах прошлого века работники Укрпроектзападреставрации разработали проект реставрации замка, позволяющий воссоздать его первоначальный вид. Проект так и остался нереализованным. Причина, как всегда, известна: отсутствие средств.
Возможно, воспроизведение замка — дело проблематичное, но насущной необходимостью является охрана памятника и консервация остатков сооружения, чтобы защитить их от разрушения.