Авторское документальное кино, - то самое, которое в течение минувшей недели можно было увидеть в рамках XVI Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA, - один из самых увлекательных и глубоких методов исследования современного человека и один из самых интересных на сегодня способов говорить о его проблемах.
Как мы сообщали в предыдущем номере, центральной темой фестиваля в этом году стала тема цифровых прав человека. Сам термин "цифровые права" возник относительно недавно, в 2012 г., когда Совет ООН по правам человека принял резолюцию, в соответствии с которой наши права офлайн тождественны правам онлайн и должны соблюдаться в одинаковой степени. Другое дело, что вопрос защиты прав человека в виртуальной среде сегодня проблематичен - в первую очередь в связи с недостатком эффективных инструментов, но не только. Современный пользователь Интернета зачастую слишком легкомысленно относится к собственному поведению в Сети, не вполне осознавая возможные последствия своих действий и личную уязвимость онлайн. Разнообразие жанров современной кинодокументалистики (от анимации до детектива) предоставляет авторам большие возможности рассказать любую невероятную историю, срежиссированную самой жизнью, показать, что скрыто за привычными вещами, в том числе и по ту сторону компьютерного монитора.
Одну из таких историй о теневой индустрии контроля над интернет-контентом рассказывают немецкие режиссеры Ганс Блок и Мориц Ризевик в документальном фильме "Чистильщики". Интернет лишь кажется местом абсолютной свободы слова и самовыражения. Возможно, лет двадцать назад, в период зарождения соцсетей, он таким и был, но сегодня с уверенностью можно утверждать, что это время закончилось. Бурное развитие Facebook и других глобальных коммуникационных площадок ставит перед их создателями (а вместе с ними и перед всем человечеством) новые вызовы. После того, как были предъявлены реальные доказательства кибервлияния на исход таких событий как референдум по Brexit или избирательная кампания, в результате которой победил Дональд Трамп, менеджеры соцсетей больше не могут оставаться в стороне, делая вид, что они ни при чем. Администрация Google, Youtube, Facebook, Twitter вынуждена следить, чем именно делятся на их платформах пользователи, и в случае распространения сомнительного контента (порнографии, призывов к насилию, фото- или видеоматериалов, унижающих чье-либо достоинство и т.п.) - удалять его. Это цензура или нет? Кто и на каких основаниях принимает решение, каким изображениям место в соцсетях, а какие противоречат их правилам? Благодаря фильму "Чистильщики" мы знакомимся с теми, чья работа состоит в ежедневном просматривании гигабайтов визуальной информации (к слову, норма отсмотра для одного работника просто нечеловеческая - 25 тыс. фотографий в день) и удалении из Сети "несоответствующего" контента. Скажем, именно эти люди не так давно вычищали из Интернета видеосъемку теракта в мечетях Новой Зеландии. Многие из таких "цифровых уборщиков" специализируются на той или иной тематике: кто-то изо дня в день проверяет контент, где может содержаться детская порнография, кому-то приходится отсматривать фото- и видеоматериалы, потенциально содержащие физическое насилие или призывы к свержению власти в той или иной стране, кто-то отслеживает изображения, где фигурируют селебритиз. Несмотря на постоянно обновляемые алгоритмы, регулирующие работу соцсетей и поисковых систем, выявление подобного контента все еще не под силу этим алгоритмам, поэтому для такой работы нанимают людей.
В фильме есть эпизод, где один из таких "чистильщиков" озвучивает логику, в соответствии с которой из Сети должна быть удалена живописно-сатирическая работа, изображающая обнаженного Дональда Трампа. Характер этого изображения и тот факт, что на картине Трамп нарисован с подчеркнуто маленьким пенисом, оскорбительны для американского президента, унижают его достоинство и потому подлежат удалению, - таков вердикт "чистильщика". В другом эпизоде речь идет о видеофрагментах, где зафиксирована казнь Саддама Хусейна. Один фрагмент показывает собственно казнь, на другом мы видим уже лежащее на земле мертвое тело бывшего иракского лидера и то, что с ним происходило после казни. По решению "чистильщиков", первый фрагмент имеет историческое значение и потому остается в доступе с соответствующей маркировкой, предупреждающей о возрастном ограничении, другой же фрагмент такого значения не имеет и потому был удален. На сегодняшний день компании, нанимающие для этой работы сотрудников, работают на аутсорсинге и расположены преимущественно на Филиппинах. На этом основании центральные офисы Google, Youtube, Facebook, Twitter, находящиеся в США, дистанцируются от этих компаний и не комментируют их работу, избегая прямых вопросов о возможной цензуре и, соответственно, своей ответственности за это. Для многих филиппинцев подобная работа - способ выжить самому и прокормить близких, однако обратная сторона такой деятельности - сломанные психика и нередко жизнь. По замыслу авторов, фильм "Чистильщики" заканчивается "как в кино": одна девушка-"чистильщик" решает уволиться. После внимательного просмотра фильма становится понятно, - решиться на увольнение смогут единицы, большинство же останутся и продолжат свою каторжную анонимную работу.
Члены команды волонтеров-расследователей Bellingcat тоже рыщут соцсетями в поисках информации. Любой лайк, репост или невинное фото с чьей-то вечеринки - для них информация, которая может стать уликой. Фильм нидерландского режиссера-документалиста Ганса Пула "Bellingcat: Правда в мире постправды" знакомит нас с теми, кто раньше официального расследования назвал страну, ответственную за крушение МН17 в Донецкой области; первым определил имена подозреваемых в отравлении Скрипалей; провел ряд других независимых расследований, повлекших большой резонанс. Бывший офисный работник и заядлый геймер британец Элиот Хиггинс в 2014 г. собрал группу энтузиастов, известных сегодня как Bellingcat. Они прошли путь от неприметных активистов до влиятельной команды расследователей, в сотрудничестве с которыми на сегодняшний момент заинтересованы спецслужбы и правительства разных стран.
В отличие от профессиональных журналистов, опирающихся на авторитет и репутацию своего издания, гражданские журналисты, к которым принадлежат члены Bellingcat, могут завоевать доверие аудитории к их расследовательской работе лишь предоставляя неопровержимые доказательства обвинений. Что Bellingcat и делает. В их правилах работать прозрачно, используя данные исключительно открытых источников (в первую очередь соцсетей и Google Earth). В 2017 г. Международный криминальный суд в Гааге вынес первое в истории решение, опираясь в основном на видеозаписи, опубликованные в соцсетях.
Разумеется, Путин и дальше будет врать, но тех, кто готов поверить ему после расследований Bellingcat, окажется гораздо меньше, по крайней мере в странах Запада. Команда Bellingcat рассчитывает, что материалы их расследований, касающиеся влияния России на происходящее в мире, в недалеком будущем будут использованы в суде. А пока они проводят мастер-классы, обучая людей методам своей работы.
Фильм немецких режиссеров Моники Гильшер и Маттиаса Гидера "Потенциальное преступление" рассказывает еще об одном контроверсийном аспекте цифровой эпохи -прогнозировании преступлений с помощью компьютерных программ. Безопасность - один из идолов современности, и неудивительно, что новые технологии используются в том числе для обеспечения защищенности этого идола.
Авторы "Потенциального преступления" подробно демонстрируют, как усилия во имя безопасности сегодня нередко оборачиваются против самих граждан. Компьютерное обеспечение, автоматически сканирующее общественные пространства, быстро предоставляет полицейским информацию, где находятся зоны наибольшего риска, кто именно из толпы прохожих может расцениваться как потенциальный преступник. Для анализа данных, на основе которых программа составляет прогнозы, используются все возможные данные о том или ином человеке.
Любое наше повседневное действие - покупка продуктов в магазине, посещение того или иного сайта - не пропадает бесследно, а фиксируется и архивируется. Так каждый из нас оставляет цифровые следы, массивы информации, находящиеся в руках частных компаний, доступ к которым мы не контролируем. Таким образом, граждане современного западного общества оказываются в ситуации, где у них практически не остается права на анонимность, где все их действия подлежат учету и контролю, где всех живущих можно представить как рейтинг с индивидуальным индексом "благонадежности". Действительно ли мы хотим жить в настолько контролируемом обществе? Что происходит, когда компьютерная программа дает сбой и ошибочно распознает в вас человека с высоким уровнем готовности совершить какое-то преступление?
Вывод авторов фильма неутешителен: однажды попав (например по ошибке) в список подозреваемых, вы можете оказаться в опасности со стороны системы, изначально призванной заботиться о вашей безопасности. И сможете ли доказать свою невиновность - вопрос открытый.
"Намеренная смерть" американской документалистки Сью Вильямс - еще один фильм, после просмотра которого мир уже не будет прежним для вас. Исследование о том, как цифровая эпоха влияет на человечество, что скрывает индустрия производства электронных гаджетов, автор начинает с того, что опрашивает респондентов, как часто они приобретают новый смартфон. Люди улыбаются в ответ, многие признаются, что хотели бы делать это чаще. Современная техника недолговечна, и именно такой, не рассчитанной на долгие годы эксплуатации, она и сконструирована.
Но какова цена того, что каждый из нас стремится обзавестись новой моделью телефона и множеством других полезных для жизни девайсов? Только в одном Китае, где сосредоточено производство основных брендов электронной техники, на данный момент около 300 млн сельских жителей лишены доступа к пригодной для питья воде. Вдумайтесь в эту цифру.
С самого начала развития этой индустрии нам внушали, что производство электронной техники стерильно, высокотехнологично и вполне безопасно для окружающей среды. В действительности же мало какое еще производство столь затратно в смысле использования природных ресурсов и токсично для человека и всего живого. Асбест, мышьяк, барий, бензол, цианид меди - практически все вещества, представляющие угрозу жизни и здоровью человека (и вообще любого живого существа), используются в производстве смартфонов и прочей техники.
На заре своего становления, когда фабрики IBM, Hewlett-Packard и других компаний, производящих компьютеры и другую технику, еще располагались в Кремниевой долине. Вследствие этого когда-то известная на всю Америку своими сельскохозяйственными угодьями долина обрела зловещую репутацию: здесь резко вырос процент людей, умирающих от рака. Отходы этого производства складировались в подземных хранилищах, но произошла утечка, и земли оказались заражены опасными веществами. Исследователи говорят: борьба с последствиями этой утечки может занять не одно столетие.
Затем производство переместилось в Китай и Мексику, где дешевая рабочая сила, а контроль над стандартами производства существенно ниже, чем в США. Тонны ядовитых отходов теперь просто сливаются в местные водоемы. По просьбе режиссера фильма, рискуя рабочим местом и даже жизнью, несколько работников таких производств сняли скрытой камерой, что происходит внутри этих фабрик, рассказали, как управляющие научились обходить проверки. К слову, все производители компьютерной техники, чье производство расположено в Китае, отклонили просьбы автора фильма об интервью.
Таким образом, фильм "Намеренная смерть" напоминает нам о взаимосвязи всего мира. Можно старательно сортировать мусор и инвестировать в безопасные технологии его утилизации, но избежать последствий варварского отношения к природе и всему живому не сможет никто. Мы все, независимо от того, относимся к приобретению очередного электронного гаджета легкомысленно или не очень, ответственны за эту планету и ее состояние. И потому уже давно пришло время заставить производителей техники изменить стандарты производства и прекратить уничтожение нашего общего дома - ведь другого у нас нет.