"Позволить программе изменить ваше сознание?" - яркие фестивальные постеры с таким странным, на первый взгляд, вопросом на протяжении последних недель интригуют киевлян и гостей столицы. Не без иронии художник Алексей Сай, автор использованных на этих постерах изображений, дает публике подсказку, поощряя нажать "да". И сейчас мы расскажем подробнее, почему, если вы все-таки позволите фестивальной программе Docudays (а в этом году она насчитывает 76 кинокартин со всего мира) изменить ваше сознание, это будет правильный выбор.
Права человека в цифровую эпоху, перемены в человеческой жизни, вызванные влиянием цифровых технологий, - центральная тема Docudays UA этого года, различным аспектам этой темы будет посвящено немало фильмов и фестивальных мероприятий. Собственно, фестиваль откроется показом одной из таких лент - "Bellingcat: Правда в мире постправды" голландского режиссера Ганса Пула. О работе международной команды журналистов-расследователей украинцы едва ли не впервые услышали в феврале 2015 г., когда группа Bellingcat сделала достоянием гласности свое расследование об обстрелах украинских войск с территории России летом 2014 г. Эта же группа провела тщательный анализ данных из открытых источников и предоставила доказательства того, что зенитно-ракетный комплекс "Бук", сбивший самолет рейса Malaysia Airlines Flight 17, входил в состав одной из российских военных бригад, базировавшихся на тот момент в Курске. Лента "Bellingcat: Правда в мире постправды" - это возможность не только ближе познакомиться с теми, кто проводит резонансные независимые расследования, но и поразмышлять над тем, что угрожает распространению правды во времена фейковых новостей и общей ориентации медиа на постправду. Напомним, что политика постправды - это такая подача информации, когда объективные факты имеют меньшее влияние на формирование общественного мнения, чем обращение к чистым эмоциям. Знакомая всем нам ситуация, не так ли?
Тематике прав человека в цифровую эпоху также посвящена отдельная программа фильмов под названием "Сеть". Китайская кинолента "Народная Республика Желания" - о реальной и виртуальной жизни нескольких интернет-звезд; немецко-бразильская история "Чистильщики" - об онлайн-цензуре и "цифровых мусорщиках", которые ежедневно удаляют несоответствующий контент с интернет-страниц; бельгийско-нидерландский фильм "Сакава" - о подростках из Ганы, которые не от хорошей жизни прибегают к онлайн-поискам с помощью черной магии; немецкая картина "Потенциальное преступление" - о том, как с помощью новейших технологий правоохранители прогнозируют преступления и вычисляют в толпе тех, кто еще не совершил ничего противоправного, но потенциально может это сделать, - выбирайте из "Сети" то, что вам больше по душе.
За 16 лет существования Docudays UA совершил колоссальную эволюцию: от камерного мероприятия, которым интересовались отдельные киноманы и завсегдатаи столичного Дома кино, до масштабного события международного значения, где престижно представить свой новый фильм. Вместе с фестивалем возрастает и зрительский интерес украинской публики к документалистике. В этом году на Docudays UA будут показаны три конкурсные программы, участники которых будут конкурировать за призы: DOCU/Украина (пять премьер украинских полнометражных документальных фильмов), DOCU/Коротко (14 короткометражных лент из разных стран мира, среди них - две украинские) и DOCU/Мир (10 лучших лент 2018–2019 гг., которые имеют успешную фестивальную историю и которые вы вряд ли сможете еще где-то увидеть в Украине на большом экране).
Docudays UA не просто переживает бурное развитие, но и дорос до важных структурных изменений. "Раньше у нас был отдельный конкурс фильмов на правозащитную тематику, но в нынешнем годы мы решили не делать такое "гетто", - говорит программный директор фестиваля Виктория Лещенко. - На самом деле много документальных фильмов в той или иной степени затрагивают какие-то правозащитные аспекты, поэтому в этом году вместо обычной программы DOCU/Право мы ввели правозащитный приз и будем номинировать на него 10 фильмов изо всей программы". Среди фестивальных событий в рамках программы "Rights now!" особое внимание могут привлечь показы impact-фильмов, то есть лент, ставших важной составляющей мощных общественных кампаний. По приглашению оргкомитета Docudays UA фестиваль посетят активисты и продюсеры из Америки, чтобы поделиться своим опытом организации таких кампаний, рассказать о разных путях донесения информации до широкой аудитории, а также о том, как низовые зрительские инициативы и общественные акции, вроде подписания петиций, в результате создают новые возможности для документальных фильмов, нацеленных на изменения в мире.
В прошлом году организаторы фестиваля провели конкурс "Civil Pitch: фильмы общественной активности", призванный ближе познакомить между собой режиссеров-документалистов и общественных активистов и помочь им совместно создать документальные картины на общественно важные темы. А уже в нынешнем году во время Docudays UA можно будет увидеть программу, в которую вошли лучшие ленты из созданных украинскими документалистами и общественными активистами. Среди фильмов из программы "Civil Pitch" особое внимание привлекает работа Алексея Радынского "Цвет фасада: синий", в которой речь идет о выдающемся деятеле украинской культуры Флориане Юрьеве и борьбе за его уникальный архитектурный проект - киевскую "Летающую тарелку" на Лыбедской.
Еще одна изюминка Docudays UA этого года - программа "Иран. Лично", в которую входят три иранских полнометражных фильма последних лет. Это по-настоящему редкая возможность для украинской аудитории рассмотреть, что же оно такое - современная иранская документалистика с точки зрения киноязыка, а также возможность погрузиться в далекий и мало известный нам мир и, возможно, с удивлением обнаружить, что заботы, радость и печали иранцев очень близки нам.
Куратор DOCU/Арт Ольга Бирзул говорит, что в этом году отбирала ленты для своей программы, фокусируясь на мысли, что искусство - это бескорыстный подарок, на который современный человек способен далеко не всегда. Так что приходите и смотрите ленты болгарина Андрея Паунова "Прогулка по воде" (о творческих поисках и личных отношениях Христо, известнейшего в мире автора инсталляций), канадки Робин Маккенны "Дар" (фильм-исследование параллелей между работой художников и экономикой дарения) и сербки Сенки Доманович "Оккупированный кинотеатр" (история воинствующего протеста молодых активистов после приватизации кинотеатра "Звезда", которая может стать полезным зрелищем для тех, кому небезразлична судьба киевских кинотеатров "Кинопанорама" и "Киев").
Это далеко не исчерпывающий перечень того, что в нынешнем году предлагает своей аудитории Docudays UA. Больше информации, в частности и подробное расписание показов и событий на каждый день, вы можете найти на сайте фестиваля. И не прозевайте специальный подарок от организаторов: 29 и 30 марта - зрительские дни, когда лучшие документальные фильмы будут максимально доступны для всех желающих, а показы будут происходить не только на фестивальных локациях, но и в кинотеатре "Boomer" (ул. М.Лаврухина, 4) и в сети кинотеатров КП "Киевкинофильм".