Тем, кто не успеет увидеть это уникальное кинодейство на большом экране, обещают трансляцию ленты в телеэфире и онлайн-показы.
Это фильм-концерт последнего выступления "РоздІловІ наживо", культового мультидисциплинарного проекта художественного агентства АртПоле. Его участники создавали и импровизировали на стыке перформанса, видеоарта, музыки и декламации стихов. Идея проекта принадлежит режиссеру и перформеру Оле Михайлюк (Киев). Кроме нее, "РоздІловІ наживо" создавали писатель Сергей Жадан (Харьков), композитор и аккордеонист Алексей Ворсоба (Минск), музыкант, композитор и философ Томаш Сикора (Вроцлав) и видеоартист Сергей Полявец (Ивано-Франковск). "РоздІловІ наживо" исследовали поэзию через музыку и визуальные образы, обращая внимание на ритмы и интонации. Их перформанс был чувственным произведением о любви, нежности, смерти, терпении к тем, кто рядом, о тишине. Впервые проект был представлен в декабре 2012 г. в Ивано-Франковске и Киеве на основе книги Сергея Жадана "Вогнепальні й ножові". С тех пор "РоздІловІ наживо" объездили с выступлениями всю Украину - от Тернополя до Бахмута.
"Однажды мы играли в 12:00, а в 15:00 уже закрывали блокпосты. Сергей всегда говорил, как важно приехать туда, как важно коммуницировать. Для меня важно было и то, чтобы мы качественно играли. Для моего участия в спектакле нужно подключать свет, устанавливать стекло, а электроэнергия была не всегда, надо было специально договариваться об этом. В Станице Луганской мы играли для военных и школьников. Раз мы были с Сергеем в библиотеке в Авдеевке, и там очень чувствовалось, как местным не хватает музыки", - вспоминала во время презентации фильма одна из участниц проекта, Оля Михайлюк.
Для того чтобы вживую зафиксировать два последних концерта "РоздІловІ наживо", пригласили 11 операторов, а съемочная группа фильма построила в "Мистецькому Арсеналі" специальную локацию. "Съемки проходили в "Арсеналі", на втором этаже. Почему Вадим выбрал эту локацию? Там очень красивая перспектива, в фильме это видно, но с точки зрения записи звука эта локация абсолютно неподходящая: там высокий потолок, никакой звукоизоляции. Чтобы это исправить, мы натягивали специальную ткань под потолком, клали толстый ворсистый ковер на пол, завешивали большие окна..." - рассказывает продюсер фильма Дарья Бассель. Кстати, общий бюджет фильма составил 2 млн 600 тыс. грн, а процесс производства напоминал экспресс-тур: еще в июне-июле группа вела разговоры с УКФ, 31 июля состоялись съемки, а ныне фильм готовится выйти в прокат - в течение одного вечера 11 декабря, в 17 залах по всей Украине.
"Сомневаюсь, что присутствие в фильме Жадана может ему обеспечить аншлаги в кинозалах, хотя бы на один вечер. "Дикое поле" и его прокатная история показала, что на фильм по произведению Жадана не приходит даже его аудитория FB - 50 тысяч подписчиков. Но не так уж и страшно, что этот фильм не будет иметь очень большой аудитории. Это некоммерческий проект. Прекрасно, что фильм есть, это показатель, в частности, и того, что украинское кино развивается", - считает кинокритик Ярослав Пидгора-Гвяздовский. С ним не соглашается продюсер Дарья Бассель. По ее мнению, "Жадан - это фигура, которая привлекает более широкую аудиторию. Пресса также активно реагирует на его имя. Мы еще не успели разослать пресс-релизы, как увидели в новостях сообщения о том, что вышла новая документалка о Сергее Жадане. На самом деле фильм "РоздІловІ наживо" - совсем о другом, но реакция свидетельствует, что имя Жадана работает".
После просмотра фильма "РоздІловІ наживо" действительно приходишь к выводу, что ценность этой работы режиссера Вадима Илькова - в фиксации художественного действа, которое больше не повторится. Сам режиссер во время презентации признался: так глубоко вошел в материал, что начал будто чувствовать на ощупь слова и видеть музыку. "Это проект, посвященный именно тому, что мы в тексте обозначаем разделительными знаками, - какие-то смысловые для каждого паузы, когда мы что-то недоговариваем или, наоборот, набираем больше воздуха, чтобы сказать что-то важное. Вещи, в которых есть смысловая неопределенность, интересные тем, чтобы добавить к ним и кинематографическую составляющую. Мы старались наблюдать, как именно создается художественное произведение, какие есть коммуникации между артистами. Было интересно работать, ведь этот проект не имеет постоянного отрепетированного вида, в нем много импровизации", - делился своими впечатлениями от работы над фильмом режиссер Вадим Ильков.
"Опыт проживания пауз дался мне прекрасно, - говорит после просмотра кинокритик Ярослав Пидгора-Гвяздовский. - Я не заснул! (Смеется, глядя на коллегу-кинокритика Игоря Грабовича.) В этом и уникальность, что эти паузы можно проживать по-разному: можно было слушать музыку, можно было слушать отдельно Жадана, или и то и другое. Так же и с визуальный стороной. Визуально этот фильм очень эстетичный. Он не дает много информации, но ее много и не надо, потому что информация - в текстах, музыке, и их движении с остановками, с паузами, как существование между синкопой и синкопой, это очень классно".
Как рассказала ZN.UA Дарья Бассель, после показа фильма в кинотеатрах, вероятно, это кино покажет Общественное, выступающее информационным партнером проекта. Кроме того, планируется разместить "РоздІловІ наживо" онлайн, чтобы фильм смогла посмотреть по возможности более широкая аудитория.