ДО ВЕРНИСАЖА ОСТАЛОСЬ МЕНЕЕ ГОДА

Поделиться
Проект «Искусство Украины XX столетия» Когда политика утрачивает жар актуальности, только архивар...

Проект «Искусство Украины XX столетия»

Когда политика утрачивает жар актуальности, только архивариуса или историка сможет заинтересовать тот или иной номер указа, тексты законов, порой взаимоисключающих друг друга, биржевые ведомости или происходящее в высоких кабинетах. Горячие линии информационных агентств вмиг остывают. То ли дело искусство, к которому столь снисходительно относятся прагматики, не ведая, что творят. Не будь художников - никто не вспомнил бы даже образов помазанников Божьих. Искусство сохраняет реальный портрет эпохи, - его создают люди, наделенные особой чуткостью. И покуда депутаты лукавят, изыскивая новые средства для личного процветания, художник, как космическая антенна, реагирует на малейшие колебания эмоциональной и интеллектуальной жизни, социума. Художник - выразитель правды, даже когда его образы кажутся фантастическими. Он - «мыслящий тростник» и самый точный сейсмограф. Искусство было и остается записью состояния эпохи. Оглядываясь на историю, видим, как столетия сменяли друг друга, умирали фараоны, деспоты, великие инквизиторы, вожди и президенты, но осталось искусство как открытая книга реальной истории, духовности землян. Потому, что «не хлебом единым жив человек». Забывая этот универсальный закон, наше государство ставит себе не лучший диагноз. Директор Ассоциации арт-галерей Украины, создатель двух международных арт-фестивалей и художественных ярмарок 1996 и 1997гг., Виктор Хаматов, говорит: «К сожалению, государство ведет очень вялую политику в области культуры и никакую - в среде арт-бизнеса. Законодательство совершенно не регулирует взаимоотношений галерей с музеями, Министерством культуры, с творческими союзами, объединениями художников».

Если из двух частей, составляющих современное искусство: «арт-бизнеса» и «искусства как духовной деятельности» - первая кое-как теплится за счет энтузиастов-галеристов, то вторая обществом брошена на произвол судьбы. В самом удручающем положении оказалась наука об искусстве, и это на пороге нового столетия, когда сам Бог велел осознать, кем мы были, кем стали и куда идем?

Между тем, XXI век приближается. Если государство, именуемое Украиной, надеется в нем занять свое место, то этому государству важно, во-первых, сохранить культуру во всем объеме, а во-вторых, отчитаться «о состоянии дел», хотя бы для того, чтобы идея интеграции в мировой процесс не была пустым словоизречением.

Чувство национального самоуважения, потребность видеть Украину страной, достойно входящей в новое столетие, подвигнули Виктора Хаматова, Алексея Титаренко, Тамару Ли и Александра Клименко собрать единомышленников - искусствоведов Украины и разработать грандиозный проект под названием «Искусство Украины XX столетия». Авторы проекта уверены в осознании обществом масштаба предстоящей супервыставки. Среди фундаторов проекта видим ряд министерств, благотворительных фондов, банков, представительство ЮНЕСКО в Украине, музеи. Проект осуществляется под патронажем Людмилы Кучмы при поддержке администрации Президента, Кабинета министров Украины. Виктор Хаматов надеется, что предыдущие арт-фестивали были надежной «визитной карточкой» дирекции Ассоциации арт-галерей Украины и отношение к проекту, востребованному исторической необходимостью, будет позитивным. Пока что, по признанию В.Хаматова, «приходится преодолевать преграды, невидимое сопротивление психологического характера... Груз прошлого, отсутствие традиции всеобщего художественного воспитания, потребности в эстетическом, недопонимание исторической роли искусства, многое, доставшееся от советской ментальности, тормозит дело... Хотя открыто вам об этом никто не говорит... Хотелось бы чувствовать поддержку от всех действующих лиц на нашем культурном поле».

В самый разгар отпускного сезона, когда так естественно нежиться на пляжах, что простираются от Днепра до Адриатики, в дирекции Ассоциации арт-галерей кипят рабочие совещания. Уже разработана генеральная программа всего проекта, созданы концепции его частей. Совокупно они моделируют образ выставки «Искусство Украины XX века» - наш пропуск в XXI столетие. Начнет экспозицию раздел «Искусство 1900-х годов - линия модерна» (куратор - И.Горбачева). Далее предполагается осветить каждый период: 20-е,

30-е и так до 90-х годов. Менее чем за год искусствоведам предстоит исследовать фонды крупнейших музеев и запасников всей Украины - по сути сделать «ревизию» всего, созданного за 100 лет. Отобрать необходимо самое существенное - важны историко-художественная компетентность и объективность. Описать, создать тексты каталогов, наконец, самую экспозицию - работа предстоит титаническая. Только профессиональное подвижничество искусствоведов дает силы поднять этот массив, ведь проект сродни самым респектабельным выставкам столетия, таким, скажем, как «Москва-Париж».

Авторы будущих экспозиций определили выставочные площадки. Выставку «Классический авангард 1910-1920-х годов» готовит искусствовед с мировым именем - Дмитрий Горбачев. Именно ему Украина обязана спасением работ авангардистов начала века. Как хранитель запасников киевского Музея украинского изобразительного искусства, Горбачев в глухие 60-е годы не только спасал холсты, но начал легализировать запрещенных тогда братьев М. и Т.Бойчуков, В.Пальмова, А.Богомазова и других отверженных.

Откровением для украинских и зарубежных зрителей будет экспозиция с названием «Из спецхрана». Впервые в залах окажутся «арестованные» произведения расстрелянных и запрещенных художников 30-х годов. Некоторые имена мы услышим впервые. Искусство эпохи тоталитаризма 50-80-х годов изучает и готовит к экспозиции Олег Сидор-Гибелинда. Подобно духам в «Короле Лире», как символы вождизма, поднимутся из запасников образы советских тиранов. Ликующие рабочие и крестьяне, написанные в соответствии с директивными указаниями ЦК КПУ, придут в залы, отражая утопию коммунистического рая. Ряд историографических экспозиций представляют особые трудности для организаторов, так как они охватывают пятидесятилетний период развития искусства: «Живопись Украины второй половины XX века» (куратор - О.Петрова), графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство того же периода (кураторы - О.Лагутенко, Л.Лысенко, З.Чегусова). Сложность заключается не только в необозримости материала, предназначенного для экспозиций, но также в чрезвычайной неоднородности искусства второй половины XX века.

60-е годы - время краткой политической оттепели. Искусство 60-х наряду с соцреализмом обозначено реабилитацией репрессированного творчества, всплеском национально-фольклорного искусства, развитием демократического «сурового стиля».

В 70-е годы в среде молодых художников произошел резкий поворот к лиризму и творческой субъективности. Тогда на всесоюзных выставках заговорили об «украинском ренессансе 70-х годов». Он представлен несколькими стилистическими линиями: неоклассицизм, фотореализм, неопримитив, неофольклоризм и др. Художники, спасаясь от пут соцреализма, как бы «играли» в историко-эстетический «театр». 80-90-е годы - эпоха освобождения от бремени соцреализма. Это время бурного подъема, развития множественности тенденций в искусстве. 90-е годы чрезвычайно богаты экспериментом, возрождением традиций авангарда, созданием поставангарда, многозначных, метафорических форм творчества.

Авторам экспозиций придется немало поломать голову, чтобы достаточно полно и объективно представить полувековое искусство в пространстве даже самых обширных залов.

Искусство поколения 80-

90-х годов настолько самобытно, что потребовало создания специальных экспозиций: «Нефигуративная живопись» (куратор - А.Титаренко), «Передний край» (кураторы - А.Соловьев, Т.Ли), «Взгляд в XXI век» (кураторы - О.Михайловская, А.Тараненко).

Проект «Искусство Украины XX столетия» будет представлен не только экспозициями, но и каталогами. По замыслу авторов проекта, собранный материал ляжет в основу объективной истории искусства Украины XX века. Проект - лучший путь для презентации украинского искусства на международных выставках, для реальной адаптации отечественного искусства в мировой художественный процесс.

Идея художественного проекта грандиозна. Вдохнуть в нее жизнь можно, лишь сосредоточив все общественные силы и мощные финансовые ресурсы. Виктор Хаматов, имея опыт организации масштабных арт-фестивалей, уверен в успехе, в сотрудничестве: «Людей прекрасных у нас достаточно».

Время и место проведения проекта: Киев, с 14 мая по 10 июня 1998 г.

До открытия осталось менее года.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме