«...зато мы делаем ракеты,
перекрываем реку Енисей
и даже в области балета
мы впереди планеты всей...»
Вместе с учеными, инженерами и программистами Украину покидают артисты. Факт столь грустный, сколь и очевидный. Наши лучшие певцы, музыканты и танцовщики уже немало лет постоянно радуют слух и взор взыскательной зарубежной публики.
Недавно в Днепропетровске Вадим Писарев танцевал с местной труппой балет «Дон Кихот». Партию Китри исполняла 17-летняя Яна Соленко, ученица Писарева, много гастролирующая, лауреат международного конкурса «Фуэте Артека». У нее есть жилье в Донецке и неплохая, по словам Вадима, зарплата, но он, тем не менее, не скрывал, что отъезд Яны за рубеж вполне вероятен:
— ...и это неплохо, но я считаю, что нужно набрать репертуар. С другой стороны, если бы у меня была возможность платить своим танцорам 10 тысяч долларов в месяц, от меня бы никто не уезжал.
Оценивая уровень днепропетровских танцоров, мастер дипломатично заметил:
— Слава Богу, что у вас все это еще не умерло. Я понимаю, что вам тяжело...
Конечно, Донецку, имеющему две хореографические школы, легче. Писарев готов уже сегодня удивить любого зрителя, выпустив на сцену целую плеяду своих учеников. К тому же он, «обремененный» титулами и регалиями, вхож в высокие кабинеты. И главное, Донецкая область заинтересована в том, чтобы у нее был свой балет. Что же касается Днепропетровского, четверть века существующего театра оперы и балета, то здесь дела, мягко говоря, не очень.
— Костяка опытных танцоров у нас нет уже лет шесть, — говорит главный балетмейстер Днепропетровского театра оперы и балета Александр Соколов. Ну привез я из Новосибирска Дорош, Чепика и еще кого-то привозил. Поработали они у нас 5, 7, 10 лет, ласками да сказками уговаривал, оставлял, работали...
Сейчас Дорош танцует в Киеве и зарабатывает, по словам Александра Николаевича, около 1000 гривен в месяц, что явно недостаточно с учетом платы за жилье, питание и «балетные прибамбасы».
— Если бы шесть с половиной лет назад не открыли хореографическую школу, — считает А. Соколов, днепропетровского балета сегодня не было бы.
Действительно, кто из звезд будет работать, если мастер сцены получает... 148 грн., а артист балета — 118, столько же, сколько уборщица? Поэтому сложные партии, например в «Лебедином озере», танцуют талантливые и пока незаангажированные семнадцатилетняя Оля Доронина и шестнадцатилетний Максим Петренко.
Последняя юная звезда днепропетровского балета — Наталья Кущ ныне заканчивает обучение в Австрии вместе с четырьмя земляками.
— Политика любого государства такова: собрать, выпестовать и оставить у себя. А у нас все наоборот, — с горечью говорит Александр Соколов. — Денег вообще не платят, а если танцоры уезжают, то элемент задержания просто не присутствует. Все лучшие уезжают, а оставаться будут средние и хуже средних...
В итоге Днепропетровский театр оперы и балета сегодня не имеет, по словам Александра Соколова, ни одного солиста в общепринятом смысле этого слова. Сольные партии танцуют учащиеся хореографической школы: «Лебединое», Одетту-Одилию, Принца и Шута. На роль Лизы в «Тщетной предосторожности» Соколов вводит 13-летнюю Лену Печенюк.
Единственная танцовщица на полной ставке — Елена Дубровина в нынешнем году достигла пенсионного возраста. Остальные ведущие солисты давно уехали в Москву, Германию и Словению.
А главный балетмейстер, парадокс, опасается посылать на конкурсы своих учащихся:
— Боюсь, потому что точно знаю, что их уведут. Пусть у меня еще хотя бы год-полтора поработают. Мы же стараемся для своего театра в первую очередь, чтобы здесь были труппа и театр. Об этом можно говорить долго и нудно...
Впрочем, куда бы ни выезжали днепропетровцы, смотрится труппа на хорошем профессиональном уровне. Пока...