ЧЕЛОВЕК ДЖАЗА

Поделиться
Имя Владимира Симоненко хорошо известно музыкальной общественности Украины. Его взгляды и позиции формировались в те прекрасные 60-е, которые предвещали расцвет и возрождение украинской культуры конца века...

Имя Владимира Симоненко хорошо известно музыкальной общественности Украины. Его взгляды и позиции формировались в те прекрасные 60-е, которые предвещали расцвет и возрождение украинской культуры конца века. Как тут не вспомнить деятельность Киевского клуба творческой молодежи «Соняшник», в который входили яркие молодые таланты - Иван Драч, Николай Винграновский, Лина Костенко, Владимир Губа, Иван Дзюба, Леонид Осыка. Именно при этом клубе была создана секция джаза. В ней развернулась лекторская деятельность молодого Владимира Симоненко - знатока и пропагандиста джазовой музыки. Его лекции всегда сопровождали выступления джазовых музыкантов, ставших впоследствии очень известными: Юрия Братолюбова (тромбон), Бориса Людмера (тенор-саксофон), Марка Резницкого (альт-саксофон), Вадима Ильина (фортепиано) и других. В деятельности этого клуба принимала участие творческая молодежь, которая сейчас составляет духовную элиту Украины.

Войдя в 60-е годы в процесс изучения и популяризации джаза, Владимир Симоненко всегда был среди организаторов джаз-клубов, фестивалей и конкурсов в Украине. Он по-настоящему увлечен джазовой музыкой, всегда отстаивал ее право на признание, серьезное внимание и изучение. Эту увлеченность он переносил и на всю свою работу. Его антология «Мелодии джаза» (1970 г.) выдержала четыре издания в Украине и два в Болгарии. Вторая книга - «Лексикон джаза» (1981 г.) - популярная энциклопедия для широкого круга любителей музыки. А выход двух томов издания «Джаз и фортепианная музыка первой половины XX века» (1987, 1989 гг.) - свидетельство огромной исследовательской работы Владимира Симоненко.

Уникальность его специализации в этой области и объяснила то, что в 1980-1983 годах он возглавил отдел эстрадного исполнительства в Киевском музыкальном училище имени Р.Глиэра (один из первых таких отделов в музыкальных заведениях Украины), где также преподавал историю джаза.

Его авторитет среди джазменов был очень высок. Если концерт ведет Владимир Симоненко - в зале не будет ни одного безучастного слушателя.

- Владимир Степанович, как вы пришли к джазу?

- Начал я музицировать рано. Помню Кировоград, мне 6-7 лет, и я играю в семейном ансамбле на ударных. Очень нравились пластинки с танцевальной музыкой Александра Цфасмана, Леонида Утесова и Александра Варламова, завораживало звучание саксофонов. Вот такие мои первые музыкальные опыты и впечатления.

В 1948 году семья переехала в Киев, где я поступил в музыкальную десятилетку им.Н.Лысенко по классу скрипки к Иосифу Гутману. Где-то с 4-го класса я начал собирать пластинки и серьезно интересоваться именно джазовой музыкой. В те годы информация о ней в бывшем Союзе была ограниченной. Я черпал ее из передач «Голоса Америки», которые ежевечерне вел Виллис Коновер. Постепенно мой кругозор расширялся.

Знакомясь с историей джаза, я и сам играл на фортепиано в эстрадном оркестре Ильи Гаса при Клубе трамвайщиков, тогда очень популярном в Киеве. Играл там на аккордеоне и мой друг детства Вадим Ильин, ставший впоследствии известным композитором. В этом оркестре мы изучали основы джазовой инструментовки, осваивали особенности джазовых средств выразительности.

Особенно интенсивно я и мои сверстники стали заниматься джазом после 1957 года, когда в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Этот год стал знаменательным в истории отечественного джаза.

- Каковы основные этапы развития джаза в Украине?

- Как я уже сказал, первым импульсом в развитии джаза у нас был фестиваль 1957 года, совпавший с началом оттепели. В 60-е годы в Киеве гастролировали оркестры Войслава Симича, Густава Брома, Бенни Гудмена, и это не могло не сказаться на активизации джазовой жизни в республике. На этом этапе наши музыканты учились по пластинкам, подражая известным мастерам. Однако к середине 60-х годов многих исполнителей уже не удовлетворяло подражание и некоторые музыканты начали создавать свои композиции, окрашенные национальным колоритом. Наиболее ярко это проявилось у джазменов России, Закавказья и Прибалтики. Это был безусловно большой шаг вперед. В украинском джазе в те годы заметно заявила о себе пьеса саксофониста А.Шаповала «Кобзарская дума», где прослеживались поиски своего оригинального почерка в сочетании с джазовой импровизацией и национальными музыкальными особенностями. Если в конце 50-х - начале 60-х гг. в джазе преобладали самоучки, то со временем этой музыкой серьезно занялись профессиональные исполнители.

- Каковы сегодня достижения джаза в Украине?

- К сожалению, они не столь велики, как хотелось бы. Для этого есть объективные причины. Долгие годы в Украине не было ни одного джазового коллектива, имеющего профессиональный статус. Вследствие чего многие музыканты навсегда расстались с музыкой, наиболее талантливые уехали в Москву, некоторые эмигрировали, иные переметнулись в рок-музыку. И тем не менее нынешний уровень украинских джазменов достаточно высок, а некоторые из них получили и международное признание. Это пианисты Юрий Кузнецов и Сергей Терентьев (Одесса), трубач Валерий Колесников (Донецк), гитарист Энвер Измайлов (Крым), руководитель биг-бенда Александр Гебель (Кривой Рог).

Джаз - это серьезное искусство. Однако многие годы, как я уже говорил, его развитию не уделялось достаточно внимания, не решался вопрос подготовки профессиональных музыкантов. До сих пор в высших специальных музыкальных заведениях отсутствуют факультеты по джазовой специализации.

Созданная в мае 1995 года (во время проведения фестиваля «Метаморфозы джаза») Джазовая ассоциация Украины призвана решать все насущные проблемы этой музыки. Планируются регулярная гастрольно-концертная деятельность, конференция по проблемам джазового образования. Предполагаются и международные акции, которые привлекут в Украину ведущих джазменов из многих стран мира, что, как мы надеемся, будет способствовать и популяризации украинских исполнителей за рубежом.

Вот такими размышлениями о судьбе джаза в Украине поделился с нами Владимир Симоненко - человек прогрессивных взглядов, никогда не ищущий легких путей в искусстве. Всю свою творческую жизнь он посвятил развитию музыкальной культуры Украины. И когда заведовал отделом пропаганды в Музфонде Украины (1977-1987 гг.), и будучи директором Центра музыкальной информации Союза композиторов Украины. С 1990 года, когда он возглавил Дирекцию международных музыкальных фестивалей, при его активном участии совместно с Союзом композиторов и Министерством культуры были проведены международные фестивали «Київ Музик Фест», «Форум музыки молодых», «Музыкальные премьеры сезона», Национальные конкурсы дирижеров имени Стефана Турчака, фестиваль к 100-летию Бориса Лятошинского. Все эти акции стали важным событием в музыкальной жизни Украины и сыграли свою роль для вхождения украинской музыки в мировой культурный контекст.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме