К обилию гастролей московских и питерских театров киевляне уже привыкли. Главное, угадать, на что в очередной раз зазывают подпорченные доморощенной рекламой афиши: на именитую халтуру с претензией на творческий вечер или на достаточно свежую постановку. Что говорить, времена меняются, а гастроли в Париже по-прежнему более престижны, чем гастроли в Киеве. Скажем, приезжал к нам недавно Олег Басилашвили «С любовью из Санкт-Петербурга» - так назывался его творческий вечер, как бы адаптированный для пэтэушной аудитории, о чем «Зеркало недели» упоминало. А потом тот же Олег Валерьянович поехал в Париж, куда повез почему-то не «любовь из Санкт-Петербурга», а премьеру «Послесловие к «Идиоту», о которой взахлеб писала московская и парижская пресса. Валентин Гафт с Игорем Квашой на сцене театра имени Франко показывали отрывки из спектаклей «Современника», поставленных еще в начале 70-х, а между показами в ореоле позавчерашней сенсации звучали старые эпиграммы Гафта. Помимо двух «авторских вечеров», артисты согласились поучаствовать в съемках новой телепередачи «Я - памятник себе». Уставшие от жары и от славы Валентин Иосифович и Игорь Владимирович при помощи Матвея Ганапольского и Ильи Ноябрева пытались соорудить нечто нерукотворное - и это было, вопреки всеобщим стараниям, вовсе не смешно. «Не верю!» - сказал бы Станиславский, морщась от пепси за столиком ночного клуба «Бинго». И надо сказать, что великий старик был бы прав, почувствовав бессилие своей системы в предлагаемых обстоятельствах.
Так что такова в Киеве на сегодняшний день гастрольная се ля ви. Правда, Театр Моссовета неожиданно порадовал киевских театралов, приехав почти в полном составе со спектаклями по Достоевскому, Гамсуну, Флоберу, где играют Жженов, Юрский и Тараторкин. Но мне хотелось бы более подробно поговорить о камерных гастролях московского театра «Ленком», приславшего в Киев Чурикову и Караченцова с единственным спектаклем «...Sorry». Надо сказать, что на сей раз это был, слава Богу, не «творческий вечер» с отрывками из постановок эпохи раннего застоя. Поскольку пьесу написал драматург Александр Галин, поставил режиссер Глеб Панфилов, а сыграли спектакль артисты Инна Чурикова и Николай Караченцов, надежды киевлян на то что это будет, наконец, настоящий театр, во многом оправдались. Хотя мы живем в настолько стремительно меняющееся время, что драматургия за ним явно не поспевает. Как говорится, Шекспиром можешь ты не быть, но современным быть обязан. Поэтому пьеса, написанная в эпоху поздней перестройки, напечатанная в журнале «Театр» в 1992 году и в том же году оперативно поставленная в «Ленкоме», кажется сегодня слегка старомодной, но в этом есть даже некое ностальгическое очарование.
Итак, действие комедии Александра Галина «...Sorry» разворачивается в интерьере московского больничного морга, за что художнику Театра на Таганке Давиду Боровскому отдельное спасибо. Героиня пьесы Инна Рассадина после венчания в церкви с приехавшим из Израиля университетским бой-френдом Юрием Звонаревым уходит... на ночное дежурство в морг. Собственно, перипетии этой своеобразной брачной ночи и их утренние последствия и являются сюжетной основой спектакля. Кстати, в премьерных представлениях 92-го года режиссерская рука-владыка Глеба Панфилова украсила спектакль остросовременными реалиями той быстро промелькнувшей эпохи. На стене морга над столом санитарки Инны Рассадиной висел любовно прикнопленный журнальный портрет Ельцина. Разнообразные путчи, окропленные Чечней, заставили режиссера изъять из спектакля дискредитированную фотографию, а также не предусмотренные драматургом реплики героини типа «Мы вам демократию не отдадим!». Не знаю, вернулись ли эти детали в спектакль в России во время предвыборной кампании, но в Киеве «...Sorry» играли без них.
Героиня Инны Чуриковой узнаваема для поколения восьмидесятников как «подруга дней моих суровых», хоть и в несколько утрированном воплощении. Сколько их, филологинь, поэтесс, талантливых и не очень, сгинуло в безвестности, нищете и пьянстве, не найдя выхода из душного подполья совковой, а потом и рыночной реальности! Правда, санитарка в морге - это уже экзотика, но, видимо, драматургу показалось, что так будет смешнее и страшнее. Чурикова играет свою Рассадину настолько виртуозно, что эстетическое удовольствие от игры непревзойденной актрисы оказывается сильнее настороженности по отношению к героине. Во время спектакля, в самые кульминационные моменты, я себя ловила на том, что любуюсь Чуриковой вместо того, чтобы ужасаться душевному состоянию поэтессы-санитарки, напивающейся по ходу действия с филигранной педантичностью. А может быть, такое восприятие объясняется тем, что нет уже сегодня в природе таких гордо нищенствующих, пьющих поэтесс - повымирали они за эти годы, как русалки. Ныне художественная нищета не в моде, интеллигенция больше не бравирует своей оторванностью от пошлого материального мира. Подмена ценностей вынудила донкихотствующую часть творческой богемы либо уехать, либо затаиться на просторах СНГ до поры, хочется верить, до времени.
Помните фильм «Тема», вышедший на экраны в 86-м году? Тогда это был один из первых кинематографических взрывов общественного сознания. Идеалистка Сашенька, которую сыграла Инна Чурикова, не может уехать из страны, а ее возлюбленный, писатель и могильщик по совместительству, уезжает в Израиль, произнеся на прощание пламенную речь, что-то типа «прощай, немытая Россия»... Спектакль «...Sorry» как бы является логическим продолжением этого фильма. Мы видим преуспевающего героя, приехавшего с земли обетованной на историческую российскую родину на две недели. Он теперь Шика Давидович, говорящий с сильным ближневосточным акцентом, который в исполнении Николая Караченцова звучит весьма достоверно. Экзотическая ночь в морге после венчания пробуждает в нем воспоминания о том, как он был когда-то богемным Юркой Звонаревым. Теперь он приехал за своей бывшей подругой Инной Рассадиной, чтобы вытащить ее из морга на просторы земного шара. Голое чувство вины слишком скучно для бывшего российского литератора, поэтому его действия художественно обрамляются фиктивным венчанием в церкви, роскошным свадебным нарядом для Инны, чтением вслух своей новой прозы и швырянием денег очумевшему медперсоналу. И чем больше он чудит, тем больше влюбляется в него поэтесса из морга. Николай Караченцов и Инна Чурикова демонстрируют такой слаженный актерский дуэт, что когда они пьют и поют, поют и опять пьют, не сфальшивя ни в одной интонации, хочется тоже самозабвенно затянуть «то мое, мое сердечко стонет...». А поутру они проснулись - и поняли, что не в силах Инна Рассадина уехать с Шикой Давидовичем, у которого в Иерусалиме, оказывается, есть ненавистная богатая жена. И как ни просит Инну Юра Звонарев расстаться с покойницкой и улететь в Израиль, она может ответить ему только так: «Наверное, это правильно будет - потерпеть мне... здесь».
Такая вот трагикомедия начала девяностых. Это уже не «чернуха», не «порнуха», а попытка говорить современным художественным языком о том, что с нами происходит на сломе эпох. Мы опять живем в другую эпоху, и опять искусство не поспевает за метаморфозами нашей непредсказуемой жизни. Но спектакль «...Sorry», замешанный на крепкой драматургии Галина и точной режиссуре Панфилова, одушевленный блистательной игрой Чуриковой и Караченцова, продолжает жить полноценной театральной жизнью, волнуя зрителей разных стран теперь уже своим лукавством, иронией и драматизмом.