БОЖЕСТВЕННАЯ МОНСЕРРАТ

11 июня, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 23, 11 июня-18 июня 2004г.
Отправить
Отправить

9 июня случилось одно из знаковых событий, которые неизбежно остаются в памяти меломанов и, в определенной степени, обозначают смену эпох...

9 июня случилось одно из знаковых событий, которые неизбежно остаются в памяти меломанов и, в определенной степени, обозначают смену эпох. По крайней мере для нас, оторванных от всего, что происходит на «переднем крае» оперного фронта. Мировые оперные звезды посещают наш город крайне редко. И по странному совпадению уже тогда, когда они не просто стали звездами мировой величины, но и, пожалуй, перешли некий рубеж, за которым магия имени сохраняется в значительно большей степени, чем былая вокальная форма. В течение последних десятилетий и до сих пор для нас, обитателей постсоветского пространства, существует только три-четыре оперные звезды мировой величины. Те самые, которые и двадцать лет назад блистали в новогодних «огоньках» классической музыки, закупленных Центральным телевидением.

Сдвинулись пласты истории, а мы до сих пор считаем, что первейшими звездами в мире являются Паваротти, Каррерас (оба, кстати, практически закончили певческую карьеру), а также, разумеется, Доминго и великая Кабалье. С тех пор как божественная Монсеррат в каждую новогоднюю ночь пела из наших телевизоров «Каста Дива», держа в руках какую-то веточку, мы не можем назвать почти ни одного другого сопрано в мире, которое можно было бы счесть равновеликим прославленной примадонне. Никто из «активно действующих» звезд мировой величины никогда не приезжает к нам на гастроли в расцвете сил. Поэтому мы так и не знаем ни единого имени, связанного с сегодняшним днем оперного искусства. Нашему сознанию доступны только легенды, охотно гастролирующие в странах третьего мира тогда, когда их карьера переходит в стадию завершающего, «щадящего» триумфа.

Монсеррат Кабалье выступила в Киеве во второй раз. И опять с полным аншлагом. Никто из присутствовавших в зале так и не успел подумать о том, что на нашем веку нам ни разу не довелось слушать выступления Кабалье на оперной сцене, что нам ни разу не пришлось видеть и слышать её в былые годы. Мы жадно впитываем то, что дарует нам судьба, и даже не помышляем о том, насколько насыщенной должна была бы быть оперная жизнь нашего города, если бы он был Парижем или Миланом. Поэтому, оставив сетования по поводу нашего всегдашнего полного неведения, порадуемся тому, что имеем возможность хоть иногда слышать.

Для концерта Монсеррат Кабалье выбрала несколько арий, которые дипломатично позволяют заполнить программу, но не утомить певицу. В сценах из «Отелло» и «Адриенны Лекуврер», прозвучавших в первом отделении, есть огромные оркестровые вступления, практически нет рискованных высоких нот. Зато много возможностей продемонстрировать тембр и насладиться мелодической красотой. Вся финальная сцена Дездемоны была исполнена с особой отрешенностью, и, наверное, именно так и нужно ее петь, не впадая в преувеличения и сохраняя лишь внутреннее оцепенение, довлеющее над героиней в финале оперы. Впрочем, завершивший первое отделение дуэт из «Федры» У.Джордано потребовал несколько большей «выкладки», но также был исполнен безупречно. Сопровождали великую Кабалье двое «кабальерос», которые также явились желанными концертантами для киевской публики. Сразу же хочется сказать, что величайшим потрясением стало выступление Владимира Гришко. По счастью, он — наш соотечественник. Поэтому воплощает тот самый «сегодняшний день» оперного искусства, который не полностью скрыт от нас. Гришко доказал, что он действительно способен пленять мир своим искусством. Испанский дирижер Мигель Ортега, с которым неизменно выступает Кабалье, недавно заявил в интервью, что хорошо знает Владимира Гришко, «поскольку это артист мирового уровня». Без всяких скидок на то, что он наш соотечественник, хочется почтительно снять шляпу перед этим замечательным артистом! Что же касается другого «кабальеро», Николая Баскова, его участие в концерте было данью местной моде. Хотя Николай все равно порадовал тех, кто в силах оценить его искусство. Труднее всего пришлось истеричным «фанаткам» московского соловья, которые никак не могли смириться с тем, что Николаю рано или поздно пришлось все-таки закончить своё выступление.

Во втором отделении из мировой оперной классики Кабалье исполнила только лаконичную арию Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини. Далее в ее исполнении звучали уже фрагменты из сарсуэл и испанские песни. Тут у многих пробежал холодок по спине: в испанском репертуаре Кабалье неожиданно поворачивается к нам какой-то особенной своей стороной, в ее облике веет особая сила и очарование, с которыми для нас ассоциируется всё испанское в музыке. Она молодеет на глазах и чаще чем обычно заливается своим неподражаемым, лучистым смехом. Прозвучал также дуэт из «Веселой вдовы», исполненный с Владимиром Гришко. Этот дуэт, видимо, считается фирменным «десертом» оперных звезд. Так как еще Хосе Каррерас считал необходимым спеть его в Киеве во время своего концерта. Любопытной находкой стал «бис», исполненный в конце — оба тенора спели «Очи черные» с некоторыми шутливыми переменами в словах в сопровождении блистательных вокализов примадонны. Сопроводжал все выступление симфонический оркестр Национальной филармонии Украины.

Кабалье велика еще и потому, что обладает сказочным артистизмом. Ее бесконечное обаяние, забавная смешливость и изобретательность в построении программы составляют то нерасторжимое единство, которое свидетельствует о безупречном вкусе и… любви к публике! Певица источает доброжелательность и щедрость. Как редко случается подобное с другими певицами!..

Сейчас карьера Кабалье вступила в какой-то фантастический период. Певица неуемно стремится к новому. И это свидетельствует о том, что ей еще есть что сказать слушателю. Кроме множества концертов (предыдущий из них состоялся в Германии, в Дортмунде), певица даже сейчас продолжает работать над новыми оперными партиями! Их и так в ее репертуаре более ста. Но теперь настал черед каких-то невероятных суперредкостей, которые Монсеррат вдохновенно открывает слушателю. Назовем несколько из них, чтобы подчеркнуть всю экзотичность и изысканность ее новых партий последних лет, — это оперы Массне «Мария-Магдалина», «Клеопатра» и «Дева Мария», а также опера Сен-Санса «Генрих VIII». Даже искушенные специалисты не знают этих сочинений. И здесь мы в праве сказать, что Монсеррат Кабалье перешла к какому-то особому подвижничеству — подвижничеству первооткрывательства и просветительства. Что ж, она имеет на это право!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК