БОГОСЛОВИЕ В КРАСКАХ,

Поделиться
или «Непримитивная примитивка» Проходившая в Одесском государственном литературном музее выста...

или «Непримитивная примитивка»

Проходившая в Одесском государственном литературном музее выставка «Народная икона Центральной, Левобережной и Южной Украины XVIII-XX вв.» дала возможность широкой аудитории впервые близко познакомиться с таким удивительным и малоизвестным явлением, как народная икона.

Для неискушенного в иконописи читателя, который знаком лишь с классическими образцами, скажу лишь: народная икона - это нечто необычное. В целом по своему внешнему виду, краскам она в сущности такая же. Но когда подойдешь к ней поближе, хочется воскликнуть: «Это же не икона». Это скорее пародия, примитивно исполненный канонический сюжет. Впрочем, такое восприятие мимолетно, хотя не случайно. В иконописи работы народных мастеров как раз классифицируются как «примитивка» - примитивное или наивное искусство.

Но все дело в том, что в этих работах «богомазов» есть свое, только им присущее очарование, содержащееся в непосредственности, наивности воспроизведения тех или иных сюжетов и образов. Искусствоведы называют это «искренним примитивом», от которого веет духовной силой. Образцы такого «искреннего примитива», собранные одесскими коллекционерами, в основном и были представлены на выставке.

Экспонировались художественные образцы, бытовавшие преимущественно на Подолье. Были представлены два основных типа икон: на доске, почти стандартных размеров: 35х26 или 40х30 см, и на холсте, как правило, длинные до 140-170 см и узкие 50х70 см из сельских церквушек и хатние - приблизительно 52х82 см. Были также представлены единичные работы, выполненные на металле и стекле.

На иконах в основном изображены: Спас, Богородица, Варвара, Параскева, Никола, Георгий, Никитий, Иоанн Воин, Мария Магдалина, архистратиг Михаил. Из распространенных сюжетов - «Христос Виноградарь», «Недреманное Око», «Троица Новозаветная», «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и другие.

Изображение богов и обитателей преисподни зачастую выполнены таким образом, что действительно выглядят наивными и примитивными. Лики святых - это народные типажи в украинской народной одежде: круглолицые, темнобровые с крупным мясистым носом и маленьким ртом Варвары, Параскевы, Марии Магдалины. Нечистая сила выглядит жалкой, плюгавой, похожей на собачат. Таким изображен Змий на иконе «Георгий Змееборец», Бес - на иконе «Священномученик Никитий».

Именно такие моленные образы бытовали не только в украинских, но и молдавских, болгарских, русских селянских хатах в XVIII - начале XX веков.

Выставка была организована краеведом Олегом Губарем на основе его частной коллекции, а также частных собраний одесситов - журналиста Бориса Херсонского, художника Виктора Маринюка, краеведа Тараса Максимюка.

Изучением этого удивительного феномена духовной культуры Олег Губарь начал заниматься два года назад. Делясь по этому поводу своими впечатлениями на выставке, он сказал: «Украинская народная икона, когда впервые с ней столкнулся, меня потрясла. Я был одновременно восхищен и не менее удивлен и подавлен тем, что такое духовное богатство гибнет, разрушается, валяясь на чердаках».

Кстати, в музее специально экспонировалась Плащаница с тем, чтобы показать, в каком запущенном, ветхом состоянии она находится. Поэтому выставка, помимо популяризации этого вида духовной культуры, была организована, по словам Олега Губаря, еще и для того, чтобы способствовать выявлению, изучению и сохранению народной иконы - этой «непримитивной примитивки», поражающей своей подлинностью, искренностью, оптимизмом и добротой.

В дополнение к экспозиции был издан каталог выставки с комментариями. Это иллюстрированная брошюра, автором которой является Олег Губарь. На основе существующей литературы о народной иконе и лично накопленного материала (в частном собрании автора до 70 икон на холсте и более 150 - на доске) Олег Губарь попытался сделать библиографический обзор по проблематике изучения народной украинской иконы, заметив, что народная икона Центра, Левобережья и Юга Украины, то есть трех четвертей территории, очень мало изучена. Автор брошюры также предложил читателям квинтэссенцию всего того, что имеет отношение к народной иконе этого региона, а также высказал и дополнил имеющиеся сведения об иконописи своими наблюдениями. В частности, Олег Губарь высказал любопытную мысль о том, что первообразцами украинской народной иконы наряду с роскошными иконостасами храмов и гравюрами были гравированные игральные карты.

«В моем собрании, - пишет автор, - имеются «львовские колоды», изготовленные в XIX ст. Круглолицые дебелые «дамы» с непременным полуфантастическим цветком в руках и просторных складчатых одеяниях - один к одному Варвары, Параскевы и Катерины народных украинских икон».

В целом брошюра касается отчасти вопросов общеизвестных, поэтому рассчитана не только на специалистов, но и на широкую аудиторию.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме