АРТ-РЫНОК В УКРАИНЕ

22 августа, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 34, 22 августа-29 августа 1997г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Иллюзия или перспектива? Когда Украину называют «Клондайком арт-бизнеса», подразумеваются не тол...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Иллюзия или перспектива?

Когда Украину называют «Клондайком арт-бизнеса», подразумеваются не только огромные возможности за малые деньги приобрести произведения высокой художественной ценности, но и полное отсутствие цивилизованного арт-рынка. Еще в 1989-90-м годах наиболее хищные дилеры, за бесценок скупив настоящее искусство, контейнерами вывозили его из Украины. Первое место в пиратстве заняла киевлянка Наталия Кривуца. Ее авантюризму мог бы позавидовать даже Остап Бендер. Она присвоила более 2 тыс. произведений искусства, а потом сообщила о банкротстве американского партнера. Так исчезли картины, а деньги осели на счету галеристки. Судебные претензии отдельных художников остались без ответа. В стране, где таким образом «хозяйствуют» почти вся Верховная Рада и многие из окружения Президента, подобная история не удивляет.

Художники Украины получили немало уроков циничного к себе отношения. И на сегодняшний день чувствуются синдром закрытых границ, психологические сложности при переходе к рыночному мышлению, отдаленность от цивилизованной галерейной системы, отсутствие самой профессии менеджера-галериста и правил арт-бизнеса. Дилеры, похожие на Кривуцу, да и она сама, пользуются безвыходностью художников - скупают у них работы по 50-120 долларов за полотно.

Бунт против этого начала молодежь 90-х годов. Она пыталась самостоятельно прокладывать путь к галереям, музеям Европы и Америки. Кое-кто получил там моральную и финансовую сатисфакцию. В.Раевский, В.Реунов, О.Гистол, М.Скугарева, О.Дубовик, Е.Прокопов - это единицы. Интересно, что именно они, как наиболее опытные, пришли к выводу: «Нас там не ожидают, Украину не знают и особенного интереса к ней не имеют». Таким образом, учиться западным законам арт-бизнеса нужно в Украине. Искусствовед Олег Сидор-Гибелинда говорит: «Здесь нам жить. Здесь картины писать. Здесь картины покупать». Для этого нужно сделать совсем немного: пробудить интерес к искусству. Важно также научиться профессиональному менеджменту - искусству продажи».

В Украине сложилась парадоксальная ситуация: на одном полюсе есть искусство высочайшего качества, на другом - большая прослойка денежных людей, а между ними информационная прорва, вакуум. За 10 лет перестройки не сложилась инфраструктура, которая обусловливает функционирование арт-рынка. Нет музея модерного искусства. Не существует информационный каталог современных галерей. Нет серьезного искусствоведческого обоснования художественных процессов. Дилетанты-галеристы не владеют технологией продажи. Деловой человек, который более всего ценит время, не может позволить себе блуждать галерейными задворками в поисках данных о художнике и его рейтинге. Иностранный любитель искусства не получит нужной информации в собственном посольстве. Атташе по вопросам культуры не изучают художественной ситуации в Украине. Таким образом, информационный голод - ахиллесова пята отечественного арт-рынка. И это в конце XX столетия, когда деловой мир живет по принципу «кто владеет информацией, тот владеет миром».

Безразличное отношение государства к национальной культуре, в частности в арт-бизнесе, также не способствует проявлению интереса отечественных деловых людей к искусству.

Галереи на свой страх и риск, в очень неблагоприятных условиях начинают закладывать основы малого бизнеса на арт-рынке. К сожалению, богатый класс, так называемые «новые украинцы», на него не торопятся. К этому есть весомые причины: этой социальной группе не хватает образования, духовного развития, осознания целесообразности искусства в их быту. Покупателями украинского искусства до сих пор остаются в первую очередь иностранцы - дипломаты, бизнесмены или интеллектуалы. Прав галерист Евгений Карась, который говорит: «Создание коллекции - выгодное вложение капитала». Иностранцы это понимают, ибо покупают произведения известных мастеров самого высокого художественного качества, а тратят в десять раз меньше, чем потратили бы в галерее на Западе. Кроме законов рынка, иностранцы знают и культуру, так как образование в западных университетах включает культурологические курсы. Наличие частной коллекции имеет для ее собственника еще и рейтинговый смысл - как показатель респектабельности. В деловом мире с этим считаются. Такие очевидные вещи пока еще не дошли до невинно-девического сознания отечественных денежных людей. Не будем утешать себя иллюзиями в отношении пробуждения в них культурного альтруизма. К идее коллекционирования «нового украинца» может привлечь только убедительный экономический рычаг. Пока с тех, кто спонсирует искусство, не будут сняты налоги, до тех пор вся культурная сфера, арт-рынок в частности, обречена на полуинфарктное существование. Неподготовленность наших законодателей не позволяет им воспользоваться экономическим механизмом Запада в отношениях между бизнесом и культурой. Не зря господин Сорос так широко спонсирует культурные программы. Это благородно, хорошо, но прежде всего - экономически выгодно.

Галерейная деятельность в Украине начинается в чрезвычайно сложной атмосфере. За шесть лет существования независимой Украины в ней не принят закон о ликвидации налогов за благотворительность, не сформулирован статус галерей. Их регистрируют как коммерческие структуры, по образцу мелких ремесленных предприятий. Налоговая служба, в функции которой не входит дифференциация коммерческих учреждений, требует от галерей налогов в таком объеме, в каком она получает их с частных производителей. Галерея иногда за несколько месяцев не продает ни единого произведения. Художественный бизнес - не типичный, товар его специфический. В картину, кроме издержек на полотно, краски и труд художника, заложена еще его душа, ее тайны, энергетика нерядовой личности. «Наш товар, - говорит Ирина Осадчая, - это не только кусок зарисованного полотна или мраморная глыба, галерист торгует материализованной душой художника. А такой товар требует соответственного к нему отношения, финансовой адекватности. Только учитывая специфику товара, можно вводить его в рыночную ситуацию, в которой взвешены правила финансовой игры». Но пока что это только мечты. Директор Ассоциации арт-галерей Украины Виктор Хаматов говорит: «Государство проводит вялую политику в области культуры и совсем никакую в арт-бизнесе».

Интересно, что арт-фестивали и научные конференции, которые уже два года устраивает Виктор Хаматов, фактически взяли на себя те функции, которые следовало бы выполнять Министерству культуры и искусств Украины. Там еще и до сих пор дремлет чиновничество не только брежневских, но и сталинских времен. Что касается Союза художников Украины, его коррумпированное руководство решает собственные проблемы, пренебрегая художниками.

Следовательно в Украине именно галерея представляет сегодня не только малый бизнес в области искусства, но и отражает жизнь художников. Но галерей слишком мало. Ирина Осадчая не боится конкуренции, поэтому говорит: «Чем больше было бы галерей, тем больше становилось бы покупателей художественных произведений, тем быстрее искусство входило бы в быт страны. Те, кто сегодня покупает произведения, вкладывают деньги в будущее. Путь искусства к покупателю в дальнейшем проляжет через галериста-менеджера».

Не полагаясь на государство, энтузиасты галерейного дела Ирина Осадчая (галерея «Ирэна») и Евгений Карась (галерея «Гаттамелата») активно работают. Они понимают галерею как центр эстетического воспитания и пропаганды модерного искусства. Если Е.Карась облегчил себе труд, ибо пропагандирует уже хорошо известных в мире мастеров, И.Осадчая прилагает значительно больше усилий, предоставляя экспозиционную площадь творческой молодежи. Но оба они пропагандируют авангардное искусство. Оно воплощает иную реальность, открывает слои подсознания и поэтому сложное для восприятия.

Ирина Осадчая: «Публика, имеющая деньги, к восприятию искусства не подготовлена. С покупателем нужно терпеливо работать, иногда приходить к нему со всей историей искусства». Она практикует размещение экспозиций в офисах коммерческих структур, где люди привыкают к живописи.

Евгений Карась: «Если человек не безразличен к искусству, его нужно ознакомить с авторами, представленными в галерее. Я для себя решил - нужно работать. Сделал немалый каталог произведений современных авторов. Не раздражаюсь, если клиенту должен долго рассказывать о художниках, о художественной ситуации в Киеве, о стилях, направлениях в современном искусстве. Человек осознает факт существования таинственного для него материка по имени «искусство». Со временем начинается коллекционирование, человек окунается в живопись».

Всемирная рыночная ситуация - вещь объективная, и художественный рынок не исключен из экономической системы капитализма, к которому мы ощущаем такие сентименты. В отличие он цивилизованных форм капитализма, у себя дома имеем начально-дилетантскую его фазу. Надеемся, что арт-бизнес прошел нулевую «отметку» опыта, положительные явления галерейной практики все же начнутся.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК