В Национальном художественном музее презентовали новую экспозицию. И тут же ее объявили этапной. Ради выставки музей на время сменил название на "советское" - Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР.
Если верить спецификации, "Тихий протест 70-х" - это "первая выставка художников-семидесятников". На самом деле, симптоматичен этот проект стилем подачи и рекламой. А что касается живописи, то некоторые ценители уже окрестили его "персоналкой Владислава Мамсикова".
Напомню: в июле с.г. Нацхуд презентовал обновленную постоянную экспозицию. Одновременно зрителям представили кураторский проект Оксаны Баршиновой "Перегони з часом: Мистецтво 1960-х - початку 2000-х років".
Впервые в пространство второго этажа - увы, только до осени! - "вписался" зал с изумительной (хотя и относительно небольшой) подборкой неофициального искусства времен СССР. Отечественный худандеграунд 1970-х органично перетекал в украинское контемпорари, начиная с 1980-х.
Казалось бы, логическое "продолжение" "Гонок со временем", занявшее сразу все залы, должно демонстрировать еще более глубокий подход к теме. Или, хотя бы, стать аналогом развлекательного аттракциона "Одесская квартира" в "Мистецькому Арсеналі". И демонстрировать не столько картины, сколько саму атмосферу знаменитых "квартирников" и прочих неофициальных выставок и акций эпохи 1970-х. Дабы освежать память старшим. И объяснять "что по чем" младшим поколениям соотечественников.
Увы. Составленная из "свыше 120 произведений, большинство из которых публика увидит впервые" (цитирую релиз), "тихопротестная" выставка, в первую очередь, стала обычной демонстрацией коллекции известной галеристки Людмилы Березницкой. (Ее сын, Евгений Березницкий, является куратором проекта).
Судя по увиденному, больше всего в собрании семьи - картин Мамсикова-старшего. Компанию ему в музейной экспозиции составляют Петр Беленок, Олег Соколов и Зоя Лерман из коллекции, собственно, Национального художественного.
Они, да еще Татьяна Яблонская, Виктор Зарецкий и "затесавшийся", не понять каким боком, в эту компанию Александр Дубовик (впрочем, одна картина погоды не делает), - вот, по сути, "костяк" отечественного семидесятничества в живописи. Если верить увиденному в Нацхуде.
Увы, в то, что в эпоху застоя "лицо" украинского изобразительного искусства определяли, в первую очередь, эти люди и фамилии, верится с трудом. Как и в то, что перед нами - самая первая в истории выставка "семидесятников".
На самом деле, именно в музее на ул. Грушевского еще в 1990-х прошла нашумевшая международная научная конференция, посвященная соцреализму в искусстве.
Что касается чисто образовательной ценности "Тихого протеста 70-х", куда познавательней была, например, организованная лет десять назад в галерее Людмилы Березницкой L-Art небольшая выставка "Суровый реализм". Снова-таки - с работами из семейной коллекции.
Не меньше, чем неполное соответствие исторической действительности, обидно полное отсутствие "аттракциона", даже малого намека на интерактивность. Картины представлены без малейших пояснений для публики: что это за художник, что стоит за его сюжетом и образами, в чем была ирония, и действительно ли автор ироничен, и т. п.? Музыкальное сопровождение в стиле ретро? Какие-то артефакты в качестве дополнения к живописи?
В итоге, проигнорировав поистине безграничные возможности "обыграть" 1970-е, "темные" для понимания даже нынешних 30-летних, куратор выставки г-н Березницкий создал настоящий парадокс. Во время официального открытия многие "непрофессиональные" зрители всерьез решили, что соседний с "Тихим протестом" зал постоянной экспозиции - тоже с Татьяной Яблонской и с Виктором Зарецким - это и есть главная часть проекта! Большинство таких ценителей прекрасного, не сговариваясь, еще и заявляли, указывая на "постоянный" музейный зал: "Здесь - самое лучшее на выставке!".
Впрочем, они не правы. "Лучшее" в проекте было… вообще не в музее. В день открытия экспозиции "свое видение моды и героинь 70-х" (в поддержку выставки) представили восемь украинских дизайнеров, включая Лилию Пустовит. "Луки" модных див отлично смотрелись на фоне картин из 1970-х.
Что ж, в этом смысле "Тихий протест 70-х" и впрямь можно назвать проектом этапным. Впервые в нашем музее ("Мистецький Арсенал" не в счет) "светская" составляющая почти оттенила сам музей. Со всеми его претензиями на "просвещение" и "высокую культуру".