Авангардисты и соцреалисты сверили часы. В Нацмузее

19 июля, 2013, 14:35 Распечатать Выпуск №27, 19 июля-9 августа

В Национальном художественном музее революция. На этот раз, слава Богу, не кадровая. Здесь обновили постоянную экспозицию произведений искусства XX–XXI вв.

В Национальном художественном музее революция. На этот раз, слава Богу, не кадровая. Здесь обновили постоянную экспозицию произведений искусства XX–XXI вв. (теперь по-новому выглядит весь второй этаж) и впервые официально презентовали новую концепцию истории современного национального арта. В рамках проекта "Перегони з часом: Мистецтво 1960-х — початку 2000-х років" в трех залах — тоже впервые — представлено отечественное "контемпорари" из коллекции музея от неофициального искусства 1960-х до наших дней. А ведь еще каких-то десять лет назад в Киеве само попадание "актуального" в музейные пространства воспринималось как нечто исключительное.

"В таком количестве и, главное, в таком качестве ХХ век в наших музеях еще никто не видел. Но особое значение придаем трем залам современного искусства", — говорит заместитель генерального директора НХМУ Марина Скирда. 

"У нас открылся проект поколенческого значения, — подчеркивает куратор выставки, заведующая отделом искусства XX–XXI вв. Оксана Баршинова. — Постоянная экспозиция меняется раз в двадцать лет. Сегодня такой момент, наконец, наступил: мы пересмотрели видение истории искусства Украины, предложенное в начале 1990-х, с позиций 2013-го".

Отныне второй этаж главного в Украине музея визуальных искусств больше всего напоминает экспресс-путешествие по кольцу времен от эпохи модернизма прямо до наших дней. 

В начале, в отдельном маленьком зальчике, — Мурашко, затем украинский авангард и "левое" искусство 1930-х сменяются экспозицией 1950-х и оттепельных 1960-х. 

Смысловым центром зала 1970-х в концепции Оксаны Баршиновой и Ко стало творчество Татьяны Яблонской (впрочем, взгляд неискушенного зрителя наверняка не меньше, чем "Жизнь продолжается", привлечет знаменитое полотно Галины Бородай "Памяти
А.Г. Венецианова"). 

Антитезой Татьяне Ниловне — на стене напротив — оказались Алла Горская, Опанас Заливаха и два Виктора — Рыжих и Зарецкий. Последний, увы, не в качестве "украинского Климта", а как суровый реалист, автор "Портрета звеньевой Полины Сыроватко".

— Когда демонтировали "Миф "Украинское барокко" мы решили, что показывать ХХ в. в прежнем виде нельзя, — говорит Оксана Баршинова. — В итоге авангард разместили в зале, где раньше был Кричевский. Он, кстати, с 1990-х годов у нас представлен не то чтобы односторонне… Просто Кричевского как основоположника украинского соцреализма никто не показывал. В экспозиции всегда были работы его учеников — Григорьева, Мелихова, Яблонской. Но то, что все они выросли из "Победителей Врангеля", можно увидеть только теперь. Кроме того, наших соцреалистов мы представляем не только как авторов заглавных, хрестоматийных картин, а шире — как успешно работающих и в натюрморте, и в портрете. А шестой зал, смысловым центром которого является творчество Яблонской (ее мы считаем главным украинским художником второй половины ХХ века; в музее, кстати, очень хорошая коллекция ее работ), задумывался как своего рода трансформер: со временем экспозиция в нем будет меняться. 

В рамках постоянной экспозиции музей планирует проводить отдельные спецпроекты, расширяя таким образом в целом небольшое как для главного в стране музея "изо" выставочное пространство. (Одновременно с презентацией самих "Перегонів з часом…" были анонсированы сразу два таких проекта: презентация долгожданного каталога Александра Гнилицкого и расширенная экспозиция "Метафизический Роман Сельский".)

Три последних зала, о которых с гордостью говорят музейщики, посвящены истории отечественного "контемпорари". Его музеефицировали, кодифицировали, признали, так сказать, официально и на века. Это произведения "неофициального" искусства — одесской, харьковской, львовской, киевской школ (включая несколько масштабных картин Григория Гавриленко, полотно Александра Дубовика 1977 г., работы Карла Зверинецкого). Экспозицию истории украинского постмодернизма обещают полностью обновить уже осенью. Так что споры в самой арт-тусовке о том, мол, почему работы имярека здесь есть, а кого-то нет, исключаются.

Обсуждения — но не до хрипоты — скорее всего, вызовет сама концепция обновленной экспозиции ХХ в. То есть репрезентативный аспект. Главным критерием отбора для музейщиков была искусствоведческая значимость работ из собственных фондов. В результате получился некий перекос: можно сказать, что в большей степени история украинского искусства в Нацмузее превращается в превосходную презентацию достоинств его же коллекции. 

Даже во времена всеобщего соцреализма наши художники лучше всего писали пейзажи с натюрмортами, жанровые сценки из жизни украинских крестьян и — да-да! — казаков на конях и с блестящими саблями. Но где набившая оскомину советская идеология? Можно ли в принципе говорить об искусстве советского периода, игнорируя засилье специфических сюжетов, образов и мифологем?

…Впрочем, на эту претензию в музее отвечают просто: "И это будет!" Ведь, как уже говорилось, постоянную экспозицию планируют расширять за счет различных спецпроектов. И такой подход вполне в духе современных мировых музеев. "Сегодня музеи не демонстрируют искусство — они демонстрируют себя, свою избирательность, стратегии выбора", — отмечает в статье "Почему — музей?", опубликованной в последнем номере московского "Художественного журнала", Борис Гройс. Что ж, как писал другой, украинский классик, вперед, в Европу! Это всегда своевременно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • nika86 nika86 22 липня, 16:54 Від "Дзеркала" очікуєш аналітичного матеріалу, а не примітивної реклами "группы товарищей". Що вже казати про перли "вперше офіційно презентували нову концепцію історії сучасного національного арту". Виходить, що нову концепцію можна презентувати скільки завгодно разів, бо її "новизна" нездоланна. І що авторка вкладає у визначення "сучасного національного арту"? Убого й сумно.... согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно