Впервые имя Анны Гаврилец я услышала в самом начале 89 года. Никому неизвестный начинающий певец Виталий Свирид записал на Украинском радио три песни тогда мало кому известного в Киеве композитора Анны Гаврилец. Удивительно, но эти три небольшие миниатюры сразу же обратили на себя внимание специалистов, невозможно было не отметить какую-то особую новизну и прелесть этих песен. С тех пор я достаточно внимательно слежу за творчеством Ани. И, мне кажется, что на сегодняшний день, она - один из наиболее интересных украинских композиторов, который к тому же - достаточно редкий случай - не менее интересно, подчас неожиданно работает в различных академических жанрах, чем в жанре поп-музыки.
- Аня, есть такая точка зрения, на сегодня она уже стала почти общепринятой, что украинскую эстраду самым радикальным образом обновил фестиваль «Червона рута», особенно первая «Червона рута», которая в сентябре 89 года состоялась в Черновцах. Твои же песни явно выделяющиеся из общего ряда украинской попсы, были созданы гораздо раньше и в самом начале 89 года уже были записаны на радио.
- В самом деле, первый фестиваль «Червона рута» принес совершенно новое дыхание, новые грани в украинскую эстраду. И так сложилось, что моя карьера композитора-песенника, если можно так сказать, началась с этого фестиваля.
- Однако с Виталием Свиридом ты начала работать гораздо раньше.
- Это было за три-четыре месяца до «Червоної рути». Наше знакомство произошло совершенно случайно. Ныне покойный композитор Александр Семенов привез Виталия в Союз композиторов, и абсолютно спонтанно состоялась наша встреча. До этого у меня уже были написаны две песни. Не в расчете на какого-то конкретного исполнителя или случай, они возникли сами собой: «Не говори печальними очима» и «Осіння пісня» на стихи Лины Костенко. Я их показала Виталию, они ему очень понравились, а он в ту пору был одержим идеей подготовки к фестивалю «Червона рута». На фестивале Виталий был отмечен дипломом, а моя песня «Мольба» на стихи Дмытра Павлычко стала песней-лауреатом «Червоної рути».
- Аня, для меня знакомство с композитором Анной Гаврилец началось с твоих песен. Несколько позже я услышал твою симфонию, хор на стихи Федора Млынченко «Мій Боже любий, заступись», саксофоновий квартет, альтовую сонату. Так я открыла для себя композитора, который не менее интересно, чем в поп-музыке, работает в сфере академической музыки.
- С одной стороны мне даже обидно, что меня знают почти исключительно как композитора-песенника, потому что моя композиторская деятельность началась с академических жанров. Откровенно говоря, даже не думала, что буду писать песни. Собственно, это говорит лишь о том, что академическая музыка имеет гораздо меньшие возможности в смысле аудитории. Обычно наши произведения звучат один-два раза в году на каких-то фестивалях. Жаль, конечно.
- Собственно, такое положение не только у нас. В чем-то аналогичная ситуация во всем мире: существует искусство элитарное и искусство массовое...
- Безусловно, но у меня эти два жанра существуют как бы параллельно, и если говорить, какой я музыке отдаю предпочтение, - отвечу, академической. С этого я начинала, в этом плане работаю и сейчас и, надеюсь, буду продолжать дальше. Стараюсь работать в различных жанрах: симфонической, хоровой, а в последнее время, особенно много камерно-инструментальной музыки.
- Хочу вернуться к сказанной тобой фразе о параллельном сосуществовании жанров. В одном из своих телевизионных интервью Альфред Шнитке сказал, что в предыдущие годы (мы ведь знаем его ситуацию) десятки лет вынужден был как академический композитор писать в «стол», единственным способом заработать на жизнь для него была киномузыка. Возвращаюсь к началу своей мысли - Шнитке отметил, что музыкальные идеи, средства выразительности, которые он апробировал в киномузыке, со временем находили развитие и логическое завершение в академических жанрах. То есть, время, потраченное на работу в кино, композитор не считает для себя потерянным. Уместны ли подобные аналогии по отношению к твоему творческому процессу?
- Откровенно говоря, всегда боюсь взаимопроникновения этих двух жанров.
- Боишься?!
- Да, боюсь. Боюсь проникновения попсового стиля, интонации в академическую музыку. Но как бы я этого не избегала, все равно какие-то точки соприкосновения существуют. Считаю, что скорее на создание песен оказывают влияние какие-то находки, апробированные в серьезных жанрах. Думаю, что написание песен не буду считать потерянным временем, потому что делаю это с удовольствием, с открытой душой, с вдохновением.
Что касается заработать денег... Для меня работа в песенном жанре - это скорее убыток, чем прибыль. Материально это ничего не дает. Абсолютно. Скорее наоборот, потому что надо выкладывать деньги на фонограммы и т.д. Как раз намного спокойнее и в материальном плане более выгодно работать (говорю о себе) в академических жанрах. Существует стереотип - если песенный композитор - значит, у него много денег. Это было когда-то. Тем более, что мои песни - не коммерческая музыка.
- Безусловно. Я бы их назвала элитарной поп-музыкой...
- Пожалуй...
- Аня, твои песни поет достаточно широкий круг наших молодых исполнителей, причем, знаю, они благодарны тебе за эти песни. Кто тебе ближе, роднее из них?
- Что касается исполнителей, мне очень повезло в этом плане. Очень приятным, легким для начала был Виталий Свирид. С ним мы продолжаем сотрудничать, и я получаю удовольствие от общения с ним. Он мне особенно дорог, потому что с ним связана первая, самая дорогая для меня песня - «Осіння пісня».
Кроме этого, мне очень повезло на знакомстве с Жанной Боднарук, великолепной певицей, на сотрудничество с Таей Повалий, с такими музыкантами, как Коля Павлов, Толя Карпенко - великолепными аранжировщиками. Не хотела бы особенно акцентировать, но все-таки все началось со Свирида, и это начало - оно самое дорогое.
- Аня, ты начинала музыкальное образование как пианистка. Когда ты почувствовала себя композитором?
- В школе - Львовской музыкальной десятилетке - я занималась по классу фортепиано и факультативно по композиции у очень интересного педагога - Эмиля Евгеньевича Кобулея. Но это было так: хочу - пишу, не хочу - не пишу. В общем, не совсем серьезно. А композитора в себе почувствовала, пожалуй, в консерватории. Поступила на фортепианный факультет, а со второго курса перешла на композицию в класс Владимира Васильевича Флыса.
- Ты не коренная львовянка. Как получилось, что ребенок из провинции попал в такую элитарную школу?
- Я родилась в Ивано-Франковской области, на Покутье. Мои родители ничего общего с музыкой не имели, они были служащими. Мама жива, отец, сожалению, умер. А культ песни в нашей семье был всегда: бабушка в церковном хоре пела, мама замечательно поет. Мои брат и сестра тоже стали музыкантами.
- Профессиональными?
- Да. Брат закончил хормейстерский факультет Дрогобичского музыкального училища, сестра - Львовскую консерваторию, сейчас занимается в аспирантуре по классу композиции, работает в основном в академических жанрах.
- И тоже Гаврилец?
- Нет, Фроляк. А во Львовскую десятилетку я попала благодаря ее бывшему директору Александру Дмитриевичу Тищенко. Он необыкновенный человек, каждый год весь свой отпуск проводил в поездках по селам - Львовская область, Тернопольская, вся Западная Украина. Брал педагогов, и они ездили.
- В поисках талантливых детей?
- Да. Из глубинки выбирали детей, прослушивали и приглашали в десятилетку. Таким образом, многие мои земляки благодаря ему стали видными музыкантами. Один из них - Мирослав Максимюк - закончил Московскую консерваторию, работает в оркестре Плетнева. Не могу не вспомнить Юрия Башмета - альтиста с мировым именем. Он тоже учился в десятилетке, когда там работал Александр Дмитриевич. Именно он предложил Юре играть на альте, хотя в свое время это было семейной драмой, потому что родители Юры хотели, чтобы он играл только на скрипке...
Я чрезвычайно признательна Александру Дмитриевичу. Это потрясающий человек. Сейчас он в Киеве, уже на пенсии, но до сих пор живет своими учениками. В общем, благодаря Александру Дмитриевичу я попала в десятилетку.
- А какие судьбы привели тебя в Киев?
- В 82 году я закончила композиторский факультет Львовской консерватории. Председателем госкомиссии был Мирослав Михайлович Скорик, он дал мне рекомендацию в аспирантуру, потом я поступила в Союз композиторов. Как-то одно за другое цеплялось. Кстати, во Львове меня не очень-то хотели брать обратно, так что деваться мне было некуда...
- Аня, еще два вопроса, совершенно иного плана. Твой муж - профессиональный музыкант, альтист. У вас растет десятилетний сын. Вам не тесно - двоим музыкантам - в одних стенах?! И второй вопрос - вы из сына тоже собираетесь растить профессионального музыканта?
- Слава Богу с мужем у нас полное творческое взаимопонимание, мы много вместе играли.
- ...в камерном ансамбле?
- Да. Мы даже ездили на конкурсы, записывались на радио, играли в концертах. Для меня это огромное удовольствие. А что касается моего творчества, муж - первый слушатель, первый критик, и если он скажет «хорошо», я совершенно спокойно могу выносить произведение на суд слушателей. Если с его стороны возникают замечания - всегда прислушиваюсь к ним. Он живет моими проблемами, я - его.
А в плане быта, конечно, достаточно сложно. Проблемы как у всех: муж преподает в консерватории, играет в оркестре, кроме этого, с утра до ночи бегает по разным работам, чтобы содержать семью, и нет времени, допустим, просто, помузицировать. Сын Юра учится в музыкальной школе, играет на скрипке. Да и в отношении комфорта... Квартира маленькая, не всегда есть возможность сесть поработать, ведь всем надо заниматься: мужу, мне и особенно сыну.
На V конкурсе композиторов имени Марьяна и Иванны Коць в рамках «Киев-Мюзик-Феста» Анна Гаврилец получила III-ю премию за произведение «Inmemoniam».