Режиссер спектакля - заслуженный артист Украины Алексей Гнатковский.
По словам инициаторов проекта, Project "W" - Veterans, Volunteers and William - это социальный англоязычный театр, в котором задействованы украинские военные, волонтеры. Те, кто прошел кастинг, изучают английский язык, чтобы сыграть Шекспира в оригинале.
Вызов действительно незаурядный. Далеко не каждый актер в нашем академическом или национальном театре сегодня может сыграть шекспировскую трагедию или комедию на языке автора. А здесь, представьте, люди, которые вернулись с фронта, образно говоря, пропахли порохом.
Реализацию этой театральной инициативы начали еще в марте прошлого года - и, разумеется, не ради "развлечения", ибо такой театр должен решать и другие задачи. Благотворительные в том числе.
Конечно, новая "Двенадцатая ночь" не будет иметь ничего общего с классическими версиями шекспировской комедии, - режиссер и его актеры-бойцы ищут свое решение, пробуют разные формы и оригинальные методы для адаптации известной пьесы. К тому же у этой новой театральной истории несколько важных этапов. Один из которых, чрезвычайно сложный, связан с изучением английского языка и ознакомлением с творчеством Шекспира. Ветераны АТО к этому относятся ответственно, такой этап в контексте проекта длился почти год - с мая 2018-го по апрель 2019-го. И именно сейчас в разгаре активный репетиционный процесс, потому что скоро, в мае, можно ожидать премьеру в столице.
Режиссер спектакля - Алексей Гнатковский. Можно сказать, что он является премьером Ивано-Франковского национального драмтеатра, на западной сцене играет Гамлета, Энея, Модильяни и другие главные роли в репертуаре театра. К тому же Алексей как режиссер осуществил на родной сцене постановку по произведению Ремарка. Художественный руководитель проекта - руководитель Ивано-Франковского театра Ростислав Держипильский. Поэтому неслучайно сразу после Киева "Двенадцатую ночь" покажут во Франковске.
- Алексей, как вы, собственно, приобщились к Project "W" - Veterans, Volunteers and William? Кто вам предложил постановку "Двенадцатой ночи" - именно для волонтеров и ветеранов АТО?
- Ко мне обратился Игорь Касьян, десантник с опытом прыжков с парашютом более 40 раз.
Он - капитан, командир разведки взвода отдельной разведроты 95-й десантно-штурмовой бригады, ветеран. После возвращения с войны вместе с друзьями открыл Современную школу "живого" английского языка.
Игорь еще на войне задумал проект, который должен был бы помогать ветеранам найти интересную полноценную жизнь, поддерживать участников войны и создавать что-то новое.
Так вот постановка "Двенадцатой ночи" - его идея. Не знаю, как пришла в голову мысль сыграть Шекспира на языке оригинала.
Представьте, мы репетируем Шекспира даже не на современном английском, а на старом специфическом, сложном… Этот язык очень редкий в наше время, он даже не употребляется в быту. Участники знают, что я хорошо владею английским, это моя тема. А еще довольно много времени уделяю теме послевоенной реабилитации.
Кроме того, мне близка военная тема, потому что в Ивано-Франковском театре я поставил спектакль по Ремарку "На Западном фронте без перемен".
Наши актеры в "Двенадцатой ночи" - люди без какого-либо опыта общения на английском языке даже на бытовом уровне. К тому же они никогда не играли в театре.
То есть сначала может показаться, что задуманная миссия нереальна, даже невыполнима.
Но я почувствовал, что это интересный вызов и нужное дело.
Основная цель постановки - привлечь внимание к послевоенной реабилитации военнослужащих. Это повышает их самооценку. Таким образом они доказывают сами себе и окружению, что способны на все. То есть доказывают, что они являются важной составляющей общества. И на своем примере хотят показать, что, даже вернувшись из горячих точек, не надо опускать руки, а можно подчинить еще и театральную вершину, а это также вызов.
- Почему именно эта пьеса Шекспира - то есть комедия, в которой есть волшебные превращения, истории любви и переодеваний? Не думали взять вместо этого какую-то шекспировскую трагедию о войне?
- Наоборот, в театре хотели отойти от военной тематики. А "Двенадцатая ночь" - пьеса о жизни и о любви.
Это, собственно, ода любви, которую поем. Здесь действительно есть переодевания, любовь. В начале работы у меня были разные видения. В результате получается другой спектакль, чем тот, который я себе планировал.
Наш спектакль - о больших детях, которые откровенно забавляются, откровенно любят жизнь и откровенно не стыдятся своей детскости. Именно как дети, которые в детсаду берут зонтик, а представляют, что это меч.
Я в восторге от этих людей. Сначала провели кастинг, на который пришли ветераны, волонтеры. Это разные люди, с разными судьбами, а также непростым жизненным опытом за плечами. Но они все оказались мотивированы театром, хотя живут обычной бытовой жизнью.
Они по несколько раз в неделю собираются, учат английский язык. Возможно, со стороны это выглядит весьма удивительно. Взрослые люди, которые прошли фронт, вдруг начинают баловаться и вести себя как дети!
Но если заглянуть глубже, то приоткрывается их огромная любовь к жизни, желание эту любовь передать другим.
- У вас есть опыт режиссерской работы, ведь вы ставили во Франковске "На Западном фронте без перемен". Итак, где комфортнее чувствуете себя - в актерской ипостаси или когда сами ставите спектакли?
- Не могу сказать, где мне комфортнее. Органично чувствую себя и как актер, и как режиссер. Даже не разделяю эти ипостаси, потому что и то, и то - служение театру. Возможно, пафосно прозвучит, но есть служение в его высоком понимании. Так вот не могу этого разделить. Это как, например, иметь двух детей и решать, кого ты больше любишь. Очевидно, что дети разные, очевидно, кто-то старше, а кто-то младше. Но люблю я их одинаково сильно.
- Все же, почему спектакль на английском языке? Ведь не все бойцы и волонтеры им свободно владеют. Насколько успешно участники проекта овладевают языком Шекспира, какие сдвиги можете отметить за последнее время?
- Конечно, далеко не все сразу овладели английским. Это длительный и постепенный процесс. В некоторых моментах мои актеры говорят или читают слова, фразы, однако не понимают, что они означают. Эти актеры - абсолютно начинающие как в театре, так и в английском языке. Делают шаг за шагом. Шаги маленькие. Но в этом их огромная искренность.
Всегда провожу параллели, потому что есть две истории, - ведь актеры искренне рвутся на сцену: в условный бой и с английским, и с театром. В таком условном театральном бою все основывается на их вере. Я уже год приезжаю в Киев на несколько часов репетиций в свои выходные. Весь день в поезде из Франковска, потом - репетиция, потом - снова ночь в поезде.
- Для вас это тоже большое самопожертвование.
- Это важно, ведь этим спектаклем мы можем многое изменить, в стране - в том числе. Мы не претендуем на высокую профессиональность или выдающийся художественный уровень проекта, мы претендуем на победу. Не больше и не меньше.
Поэтому сдвиг есть - если говорить и об английском языке, и об актерском мастерстве. Думаю, что в мае завершим репетиции "Двенадцатой ночи". Фактически постановку сделали, теперь только "чистим" ее, работаем с актерами на запоминание.
Иногда на репетиции приходится начинать все с нуля. Например, ставлю одну сцену, через некоторое время - следующую, но часто предыдущей сцены они уже не помнят… И я нашел выход - снимаем репетиции на видео. Потом в свободное время они эти видео смотрят. То есть придумываем новые технические способы.
Репетиции проходят в аудитории Михайловского монастыря. Само место довольно символичное, то есть здесь все сошлось, и я верю, что случайностей не бывает.
- В "Двенадцатой ночи" есть яркие женские образы, их тоже будут исполнять мужчины, как это было во времена шекспировского театра?
- Нет, женские роли будут играть женщины. Мы не будем прибегать к историческим реконструкциям. К нам на кастинг пришло много воевавших женщин, которые являются женами-волонтерами. Приглашали всех, кто хочет, мы открыты.
- Во время репетиций вы, очевидно, часто говорили с участниками проекта не только о театре, но и об их боевом опыте…
- Я бы не хотел переходить на отдельные истории и личности... Скажу только, что история нынешней украино-российской войны - это история огромного подвига наших ребят.
История каждого бойца - это маленькие частички огромной истории.
И я даже не знаю, что здесь рассказать. Мне не хватает слов. Да и ребята с девушками не очень хотят об этом говорить.
Вообще наша постановка - это детская, легкая, комедийная работа. Но будет момент, где мы напомним, что на самом деле сейчас происходят очень серьезные вещи.
- Планируете ли после майской премьеры показать этот же спектакль в других городах Украины? Повезти его на Восток, в зону АТО?
- "Двенадцатую ночь" ждут за
границей. В Украине нас прежде всего ждет Франковск, потому что мой родной театр - партнер спектакля, который взял творческий процесс под свое крыло. Ростислав Держипильский этому способствовал.
Очевидно, будут фестивали, другие разные предложения. Но не буду говорить, что будет дальше, сначала надо выпустить премьеру.
- Вы и ставите Шекспира ("Двенадцатая ночь"), и играете Шекспира - имею в виду вашего Гамлета во Франковске. Что вас как актера и режиссера больше всего поражает в творчестве великого Барда?
- С Шекспиром у меня определенная своя личная история. Раньше играл Меркуцио, теперь играю Гамлета. Есть мечты о других текстах Шекспира. Знаете, в чем его парадоксальность, почему он мне близок? Здесь можно говорить о двух аспектах. Можно смотреть как снаружи, так и изнутри. То есть освещать технологическую сторону актера и концептуальную режиссерскую. Драматургия Шекспира - уникальная для постановок. Но здесь не подходит система Станиславского. Чтобы работать над Шекспиром, использовать ту систему просто нелепо. Театр Шекспира - игровой и… сумасшедший. Но суть Шекспира в том, что он вне времени и пространства. Этого автора можно ставить где-угодно, как-угодно, и все равно его уникальность будет только приумножаться. Он говорит на современном языке о современных вещах. О вещах, которые актуальны всегда. Он говорит о добре и зле, о любви и смерти, о политическом порядке и больше всего - о естестве человека. То есть человека со всеми его прелестями и добродетелями. Все это он показывает в трагедиях, комедиях. Шекспир тонко чувствует человеческую душу, показывает, что человеческая душа не меняется от сотворения мира. Человек может одновременно любить и есть запретный плод, то есть одновременно взлетать и падать. Шекспир очень чувствует человеческую душу, и потому он сверхактуален.
- Сегодня к вашему Франковскому театру приковано особое внимание, недавно театр получил статус национального. А случайно, не тянет ли вас, скажем, на столичные хлеба? Войти, например, в труппу Киевского театра имени Ивана Франко или Молодого театра?
- Были предложения. Но я вам такое скажу: Ивано-Франковский драмтеатр - лучший театр в Украине. Возможно, это не очень скромно, и "каждая жаба свое болото хвалит". Но, как по мне, это так и есть.
Думаю, найти себя в творческом плане можно только на том месте, которое дает тебе силу. А Ивано-Франковский театр - место с уникальной атмосферой. Это отмечают все, кто приходит к нам в труппу, причем из разных мест, возможно более престижных.
Наш театр - это место, где действительно есть служение (в высоком смысле) Театру. Где не переходят на мелочные меркантильные интересы. Очевидно, что к этому в большой степени причастен наш художественный руководитель Ростислав Держипильский, ну и также - Наталия Половинка как одна из столпов, на которых держится наш театр. Она много сделала для нашего театра.
В нашем театре есть вера, своя философия. Поэтому, думаю, и существует феномен Ивано-Франковского театра.
И я бы его не променял ни на какой столичный. Конечно, я задействован и в других театральных проектах в Украине, но всегда хочу возвращаться домой.
- В контексте проекта, о котором мы говорили, а также многочисленных гастролей и громких премьер в Украине, еще один, последний вопрос: театральный бум в Украине - это все-таки факт или только пиар-комбинации журналистов?
- Театр - явление не массовое, а высокое, элитарное, искусство для избранных. И с массовой поп-культурой лично я театр не идентифицирую. Разумеется, есть ответвления - антрепризовые, коммерческие вещи. Но настоящий высокий театр - театр элитарный. И общество нуждается в искусстве высокого уровня. Конечно, ситуация у нас в стране далеко не идеальная, и далеко не все люди мыслящие. И наблюдающийся театральный бум - это определенная реакция на запрос общества.