Звездой сияющей, потиром
Земных скорбей, небесных грез -
Зачем, о Господи, над миром
Ты бытие мое вознес?..
Иван Бунин
Ярким событием для ценителей высокого искусства оказалась выставка работ художника из Каменца-Подольского Асрора Мурадова. Экспозиция под названием «Сквозь лабиринты подсознательного» развернута в галерее искусств Киево-Могилянской академии при содействии Культурного центра НаУКМА, объединения студенческой молодежи «Зарево» и обещает длиться до 15 марта.
...В уютном зале эпохи барокко - музыка, теплый свет. И непривычно серьезные полотна... Стоит вглядеться в них - ощущение такое, что они буквально вырывают зрителя из рутины повседневности, выволакивая наружу забытые подчас весомые вопросы бытия...
И упадет звезда, и под крыльями захлебнется от света, и отразится в пронзительно-синих глазах, и острие клюва замрет над драгоценнейшим источником, лучащимся во тьме, храня, оберегая... О, это напряженное моление о Чаше в замкнутом круге крыльев, глаз и рук, в замкнутой сфере единого - кому предназначена эта мелодия, скажи, о хранитель бесценного Храма? Почто так доверчиво даришь ее, не ведая сам, что хранишь?.. Но ключ в руке - и яблока красная плоть уже в невесомых пальцах ангела... Ну, что ж, извечно плод опасен - ведь даже малое касание обжигает - столь выси леденящи, а ветры инферно столь немилосердны и жгучи.
Так сквозь охристую алость надежд, ожиданий, мутаций любви, сквозь мутную мелкую водную рябь-смутные волны памяти, сквозь медно-зеленые всполохи тайных прихотей, мечт и желаний, сквозь дымный туман и темноту - прорвется ослепительно белый синий свет, ослепительно белый - желтый и недосягаемой, нездешней литургией прозвучит. Замрет, прижав к груди рубище, скорбная девочка-душа, потрясенная, мудрая и вопрошающая. Хрупкие плечики, ранимость и сиротство, и сила необъяснимая внутри - ее подлинная суть.
Ассоциативные ряды, теснясь, переплетаясь, усиливают звучание предыдущих - и каждая из живописных работ Асрора Мурадова представляется неким музыкальным экспромтом. Вместе же они - та фантастическая полифония мира, зримая, целостная, которая является касательной к забытым законом Вселенной. Одна из ключевых работ «Забытые берега» - об этом. И не только. Тема памяти, воспоминаний - столь разные воды, ручьи, волны - одна из ведущих. Тема единства всего сущего (борьбы-единства-единения) проникновения, всесвязности материи... Иной полюс - тема одиночества, замкнутых овалов в сине-зеленой гамме, тема неверия, этих туманов и дымных клубящихся струй.
Все они как бы призваны создать зрелище предсуществующего мира, они - визуальный намек на сферы бытия, лишь соприкасающиеся с видимой вещной жизнью. Их включение, чередование закономерны, они открыты, многоплановы, динамичны, как и всякие музыкальные темы. Ибо для выражения запредельного существует особый язык, сходный с музыкальной фразой, с заклинанием, с ритуальным жестом... Сейчас-язык цвето-световых ритмов.
Мурадову свойственна визуализация музыкальных образов. Возможно, сказалась его привычка работать под мелодии
Ж.-М.Жарре, Китаро, Энигмы, Саймона Купера из альбомов Pink Floid.
Может, поэтому музыкальное начало является некой константой живописи этого художника. Неким устойчивым синестезийным феноменом взаимо-внутри-присутствия, раздвигающим пределы восприятия. Единомоментно - вглубь, в лабиринты подсознания, где залежи знаний о мире и человеке и - вовне - в пространственно-временные пласты. С тем, чтобы, охватив прошлое - настоящее - будущее планеты, явить бытие как многомерное, синкретичное единство, где предощущение, фантазия, время, пространство и земная материя - одно.
Странную, непонятную ностальгию за чем-то давно знакомым, давно ушедшим будят работы приезжего художника. К ним хочется вернуться, общаться с ними вновь и вновь... Будто тут, рядом с ними, через них должно отыскаться что-то самое главное в этой жизни. Если оно существует.