«ЯНТАРЬ» В БОКАЛЕ

7 февраля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 7 февраля-14 февраля

О больших кораблях, строящихся в Николаеве, известно, пожалуй, всем. Есть в Николаеве еще одна достопримечательность - вкусное пиво...

О больших кораблях, строящихся в Николаеве, известно, пожалуй, всем. Есть в Николаеве еще одна достопримечательность - вкусное пиво. Вобрав в себя лучи солнца в ячменном зерне и прекрасных золотистых шишках хмеля, прохладу воды, мощную сбраживающую силу целебных пивных дрожжей, теплоту сердец и профессиональное мастерство трудового коллектива, николаевское пиво радует его любителей. Продукцию АО «Янтарь» продают в Николаеве, Херсоне, Кировограде, других областях Украины. Ее дегустировали и за границей - в Чехии, Великобритании, Германии, США.

О пивных королях

и смутных временах

«Украинское», «Мартовское», «Бархатное», «Жигулевское» и «Жигулевское специальное», «Российское» и «Рижское», «Московское» и «Юбилейное», «Янтарное» и «Столовое», «Славянское» и «Ячменный колос», «Николаевское», «Адмиральское» и «Украинское светлое», «Украинское праздничное» темное - эти названия хорошо знакомы любителям пива.

Специалисты утверждают: в других городах пиво бывает то с запахом дыма, то с запахом деревянной бочки, то с подвальным привкусом. николаевское же имеет неизменно чистый вкус, умеренную хмелевую горечь, хороший аромат. Кто же был тот потомственный почетный гражданин, в далеком 1844 году подавший прошение в городскую думу о разрешении открыть пивоваренный завод на два котла у реки Буг? История сохранила это имя - Матвей Коренев. На удивление быстро городская дума решила выдать ему свидетельство, за что он должен был заплатить 3 руб. 60 коп. серебром, - в добрый час ступил предок николаевских пивоваров на нелегкий путь изготовления пенного напитка...

Хороший пивзавод - это основательность, солидность, богатство. В городе корабелов, где трудятся в основном многотысячные коллективы мужчин, в 1971 году было решено начать строительство пивзавода - первенца из серии закупленных нашей страной в ЧССР. Воду, которую планировалось использовать на технологические нужды, трижды посылали в ЧССР на анализ, и она была признана отличной для пивоварения. для работы на заводе привлекались специалисты не только из Украины, но и из других республик бывшего Союза... Еще до пуска рабочие обучались секретам пивоварения на Львовском пивзаводе. В Николаеве трудятся выпускники Киевского технологического института пищевой промышленности, Воронежского технологического института, Лохвицкого и Львовского техникумов пищевой промышленности. В пивоварении - самая сложная технология из всех бродильных производств, поэтому нужно много классных специалистов. И они приехали из Кривого Рога, Воронежа, Новочеркасска, Куйбышева, Полтавщины, Казани, Хабаровска, Черниговщины.

Буквально с первых дней работы николаевский пивзавод начал выпускать качественную продукцию. И признание не заставило себя ждать: на дегустациях в Москве и в Киеве отмечался необычный, приятный, мягкий, полный вкус николаевского пива, которое неизменно получало высокие оценки. И это не случайно, ведь завод преимущественно работал на импортных высококачественных солоде и хмеле. Солод поступал из ЧССР, Турции, Бельгии, Англии. Хмель был немецкий и чешский. Конечно, использовали и отечественное сырье: солод получали из Александрен (МССР), хороший хмель - из Чувашии.

Пивными королями в Украине были поначалу николаевцы, но вскоре построили новые заводы: в Запорожье, Чернигове, Симферополе, Жданове на отечественном оборудовании, гиганты-десятимиллионники в Одессе и Киеве. И королям, дабы сохранить положение, пришлось призадуматься. Шесть руководителей сменилось за время работы завода, и каждый внес свой весомый вклад в развитие производства. Однако самые значительные перемены произошли при нынешнем директоре В.А.Бажове.

- Пивзавод «Янтарь» - мой второй дом, мне вторично приходится восстанавливать его былую славу, - рассказал В.Бажов. - Построенный в 1973 г. на комплексном чехословацком оборудовании, к 1981 он был «добит»: централизованное, административно-командное управление «сверху» своевременно не закупало импортных запчастей, а неудовлетворительное обеспечение сырьем, тарой, вспомогательными материалами привело к потере мощности, текучести кадров... Пришлось вместе с трудовым коллективом делать капремонт, заменять изношенное оборудование, решать социальные вопросы и к 1984 - 1985 году предприятие вышло в Украине в число передовых. Качество николаевского пива было признано одним из лучших не только на юге Украины, но и во всей республике.

Казалось бы, можно почивать на лаврах, да еще и потягивая пивко при этом. Но кризис экономики Украины, развал финансово-платежной системы, экономических связей за короткий срок поставил предприятие на грань банкротства. В 1986 году завод подвергся тяжелейшим испытаниям - началась печально знаменитая кампания борьбы с употреблением крепких напитков, в число которых какие-то умники включили и пиво. В те смутные времена на складе готовой продукции бывало скапливалось до 17 тысяч ящиков пива, им были заполнены подвалы, а реализация в связи с усиленной борьбой упала до нуля. Не потому ли, кстати, и не с тех ли злосчастных времен потребление пива в Украине на душу населения в 8 - 10 раз ниже, чем в развитых странах мира?

Когда под угрозой оказалась сама отрасль пивоварения, руководству николаевского пивзавода пришлось демонтировать цех бочкового разлива, в срочном прядке стали разливать минеральную воду, в варочном на пивных линиях цехе приспособились изготавливать и разливать цитрусовые и другие напитки. А лидер николаевских пивоваров В. Бажов даже отчаянно сказал тогда: «Если надо будет, будем выпускать даже манную кашу в шоколаде». До каши в шоколаде дело, правда, не дошло, а вот в самом расцвете творческих планов В.Бажов ушел с завода. Надо отдать должное трудовому коллективу, руководству завода за то, что в условиях экономического кризиса, перехода к рыночной экономике правильно и своевременно было принято решение о приватизации: в 1994 году завод приватизировался и стал открытым акционерным обществом. Но... не вписался в рыночную экономику. Наступил застой в делах, снизились темпы выпуска продукции, у работников завода резко упала зарплата. Нужна была «свежая кровь», активный, неординарный, мобильный руководитель. И тогда на конкурсной основе из шести претендентов на должность председателя правления более 80% акционеров отдали свои голоса в пользу Валерия Аркадьевича Бажова. он стал активно работать с иностранными фирмами и инвесторами, не боясь брать кредиты и платить людям достойную зарплату. взялся за возрождение пастеризации пива, за коренное улучшение оформления продукции, повышение ее конкурентоспособности.

- В ближайшее время поменяем весь ассортимент продукции, - рассказывает руководитель АО «Янтарь». - Наше пиво будет прославлять замечательный город корабелов и Украину. Основной ассортимент - пиво «Николаевское», «Уманское светлое», новое пиво «Янтарь», традиционно будем выпускать «Юбилейное», которое очень полюбили знатоки. Мы полностью изменим оформление продукции, этикетки станут привлекательнее. Работаем с несколькими фирмами Чехии, другими иностранными партнерами по техническому перевооружению, получению инвестиций.

И еще о перспективе: учитывая, что николаевские пивовары используют в производстве лучшие в мире сорта пивоваренного ячменя и хмеля, которые растут в Украине, не намерены применять никаких искусственных стабилизаторов, а значит, николаевское пиво по качеству значительно превзойдет то, что продают по импорту в металлической таре. Цены на николаевское пиво самые низкие в Украине, в 3 - 4 раза ниже импортного. Да плюс качество.

Формула успеха

Так что же нужно, чтобы сварить хорошее пиво? Вот что говорит пивовар АО «Янтарь» Лидия Ухань - автор нескольких сортов пива, таких как «Николаевское», «Янтарное светлое», «Адмиральское»:

- Чтобы сварить хорошее пиво, учил нас опытный инженер-технолог из Чехии, помогавший запускать завод в 1973 году, необходимы три вещи: качественный солод, холод и совесть человеческая. И я с ним полностью согласна. Солод - это основное сырье пивовара. В нем уже заложено качество будущего пива. Из хорошего солода практически невозможно сварить плохое пиво. А вот чтобы сварить хорошее пиво из плохого солода, необходимо проявить мастерство и терпение, хорошо попотеть на всех стадиях производства. Холод нужен пиву, чтобы обеспечить его микробиологическую и коллоидную стойкость, а также для того, чтобы сохранить в нем углекислый газ. Совесть человеческая - не менее важная составляющая успеха, она необходима, в любом деле. А дегустируем мы новые сорта пива нашей заводской дегустационной комиссией, которая и является первым ценителем нашей продукции.

Конечно, николаевские пивовары делают только первые шаги в плотно распределяемый пивной рынок, сталкиваясь при этом лицом к лицу с такими пивными «монстрами», как «Хейнекен», «Пильзен», «Хельтен», «Бекс», «Балтика», «Будвайзер». Как не потерять лицо в такой представительной компании? Естественно, что нынешнее АО «Янтарь» - уже далеко не тот пивзавод с однообразием выпускаемой продукции, каким знали его до недавнего времени. Нынче это один из ведущих заводов Украины, с честью выдерживающий конкуренцию в условиях рыночной экономики, в короткий срок предложивший потребителям не только несколько новых сортов пива, но и многообразие безалкогольных напитков, неустанно борющийся за качество выпускаемой продукции, ее доступность всем и каждому. Если говорить о плюсах производственной деятельности АО, то немаловажным является и то, что здесь увеличилось количество рабочих мест. Факт этот в комментариях не нуждается. Люди получили возможность работать на новой линии разлива пива и безалкогольных напитков. Поставила линию фирма «Нате Напоева» из Чехии. От отечественной она отличается большей степенью автоматизации, компьютеризации, качеством конечного продукта за счет стерилизации бутылки и пастеризации пива. Ее производительность - 24 тысячи бутылок за смену. Линия укомплектована пастеризатором пива в потоке, что позволит увеличить стойкость пива и расширить границы его реализации.

Неудивительно, что львиная доля затрат николаевских пивоваров идет на техническое перевооружение. В дополнение к первой линии разлива пива установлен двухэтажный, тоннельного типа пастеризатор напитков непрерывного действия. Он изготовлен фирмой «Тенез А.О.» и поставлен фирмой «Хотеборж». Температура пастеризации 65°С. Принцип действия пастеризатора заключается в следующем. Наполненные пивом бутылки передвигаются ко входу пастеризатора. При входе в него бутылки омываются подогретой водой в душевом тоннеле. Далее они проходят через подогревательные секции, бутылки попадают в секции быстрого обогрева и стерилизации. Из пастеризационной секции бутылки попадают в зоны постепенного охлаждения. Далее они выходят из пастеризатора и движутся дальше по конвейеру. Стараясь улучшить качество продукции, здесь постоянно изыскивают возможности усовершенствования технологии, технического перевооружения производства. Совсем недавно в фильтрационном отделении бродильно-лагерного цеха установлен кизельгуровый сетчатый фильтр TLG KFF, изготовленный фирмой TLG. Данный образец отличается от других фильтров, находящихся в фильтрационном отделении, механизированным процессом мойки несущих элементов. Также значительно увеличивается мощность участка фильтрации, возможна двойная фильтрация пива, что тоже весомо увеличит стойкость и качество выпускаемой продукции.

Вряд ли на АО «Янтарь» достигли значительных успехов в нынешних сложных, часто изменяющихся условиях рыночной экономики, если бы здесь не взялись за изучение рынка. С этой целью было введено новое подразделение - отдел маркетинга и выделена служба маркетинга и сбыта. С момента своего образования служба изучает региональные рынки. Активное участие завод принимал в международных выставках-ярмарках: «Праздник пива» (Киев), «Агроюг-95» (Николаев), «Аквабир-96» (Одесса), универсальной оптовой ярмарке (Днепропетровск), первой международной ярмарке напитков (Киев), международной выставке «Пиво-96» (Сочи). Последняя была весьма представительной: в ней принимали участие 172 представителя СНГ, из России, Украины, Прибалтики, Молдовы, Казахстана, 44 стран дальнего зарубежья: Чехии, Германии, Великобритании, Австрии, США, Словении, Италии, Швейцарии, Испании, Швеции, Греции, Дании, Финляндии. Пиво сорта «Миколаївське», выпускаемое АО «Янтарь», было высоко оценено не только за его вкусовые качества, но и за внешнее оформление.

Результатом участия АО «Янтарь» в выставочной деятельности смежных товарных рынков других областей стал огромный интерес к николаевской продукции торговых организаций Одессы, Кривого Рога, Херсона, Республики Крым, Днепродзержинска, Павлограда, Винницы, Запорожья. Проведенным анализом товарных рынков был установлен значительный спрос на пастеризованное пиво и пиво долгосрочного хранения, а также на безалкогольные напитки. С экономической стороны производство и реализация пастеризованного пива является наиболее рентабельной и отвечает основной специализации завода. Но в то же время в этом сегменте товарного рынка наблюдается самая большая конкуренция. А рынок безалкогольных напитков еще далеко не насыщен, даже несмотря на то, что там существуют также транснациональные корпорации, такие как «Кока-Кола» и «Пепси-Кола»... В этой связи пивзавод подготовил к производству новые сильногазированные безалкогольные напитки из импортного сырья, производимого Англией, Израилем, Германией, Австрией.

Весь пивоваренный «бомонд»

Показательным стало недавнее выездное заседание правления «Укрпива» и одновременно - первая чешско-украинская встреча пивоваров, состоявшаяся в АО «Янтарь». Присутствовали представители четырех ведущих чешских фирм «Нате», «Шкода», «Сагм» и «Термотехника», председатель правления концерна «Укрпиво» Н.Сычевский, представители Черкасского, Львовского, Харьковского, Донецкого, Луганского пивзаводов, днепропетровского пивзавода «Дніпро», симферопольского пивзавода «Крым», черниговского пивзавода «Десна», запорожского пивзавода «Славутич», одесского «Черномор», трех харьковских пивзаводов №2, №3 и «Новая Бавария», словом, собрался весь пивовареный «бомонд», определенно знающий толк в пиве.

Многого стоит заявление на этой встрече председателя правления компании «Укрпиво» Н.Сычевского о том, что пивоваренная отрасль нынче переживает тяжелые моменты экономического спада и что только некоторые пивзаводы из 25 в Украине находят силы самостоятельно выходить из кризиса. Среди них - Черниговский, Запорожский и Николаевский. За всю отрасль, конечно, жаль, зато николаевские пивовары - не подкачали. «Янтарь» не сдался на милость жесткого времени, а, преодолев невзгоды трудится, наращивая производство пива и безалкогольных напитков. Хочется надеяться, что и нынешняя реконструкция на Николаевском пивзаводе ускорит продвижение вперед. Например, на прошедшем в Киеве международном празднике пива «Пивиндустрия-96», в котором приняли участие все пивоваренные заводы Украины, представители Беларуси, пяти совместных предприятий и 30 зарубежных фирм, продукция АО «Янтарь» получила две серебряные и две бронзовые медали. Тогда все николаевские образцы получили высокую оценку специалистов, минеральная вода «Николаевская» и пиво «Янтарь светлое» получили серебряные медали, а пиво «Николаевское» и «Адмиральское» - бронзовые... О высоком классе свидетельствует и диплом за отличное качество пива, завоеванный в Москве на международной выставке. Активная позиция предприятия на рынке Украины и Европы получила официальное признание в Мадриде, где 2 декабря 1996 года АО «Янтарь» был принят в международный клуб торговых лидеров с вручением приза - награды за лучшую торговую марку.

И по заслугам: вкус николаевского пива действительно неповторим: «Янтарное светлое» - серебряный призер выставок «Праздник пива-96». В Киеве оно же отмечено еще и дипломом международной выставки, пиво «Николаевское» - бронзовый призер выставок в Киеве и Сочи, «Адмиральское» - также бронзовый медалист, вкусно пиво «Янтарь», «Українське святкове». А независимый консультационно-экспертной фирмой «Защита» Украинской ассоциации потребителей была проведена экспертиза. Сертификат продукции пивзавода «Янтарь» свидетельствует, что она отвечает всем требованиям закона Украины «О защите прав потребителя».

И вот еще одна приятная новость: «Янтарь» возобновил выпуск темного пива, которое из-за отсутствия необходимых компонентов не изготавливалось 17 лет. Отныне «Украинское праздничное» смогут по достоинству оценить пивные гурманы, ведь именно по их просьбе, по просьбе потребителей из 13 областей Украины, куда «Янтарь» поставляет пиво, коллектив и возобновил выпуск этого сорта. Пришлось очень постараться: к примеру, партия солода, из которого изготовлено новое пиво, куплена в Дании. Зато и пиво отменное: имеет приятный, немного сладковатый вкус, с мягкой хмельной горечью. Пока потребители дегустируют новинку, в заводской лаборатории разрабатывается еще два новых сорта: «Черный принц» и «Янтарь темное».

«Янтарь» - на здоровье!

Если же нашей статьей мы еще не убедили вас, что лучше пива может быть только пиво «АО «Янтарь» и что вам просто необходимо пить этот древний напиток, то остается только добавить, что пиво и здоровье - вещи не просто совместимые: пиво способно помочь в борьбе с болезнями! Об этом свидетельствуют и опыт народной медицины, и результаты научного исследования: пиво выводит из организма канцерогенные вещества и снижает риск заболевания раком. Исследования японских ученых, например, показали, что регулярное употребление пива способно снизить риск заболевания в 2 - 3 раза, и не случайно в последнее десятилетие пиво стало в Японии национальным напитком. А еще установлено, что пиво выводит из организма соли алюминия и ни одна другая жидкость этого сделать не может. В Чехии издавна существуют специальные пивные лечебницы, в которых излечиваются некоторые болезни, например простудные заболевания. А вот информация специально для женщин: известно, что различные гели, лаки вредно действуют на волосы, а лучшее средство для укладки волос было известно еще нашим прабабушкам - пиво. за рубежом уже давно выпускаются специальные пивные шампуни, не только дающие такой же эффект, как и шампунь с кондиционером, но и при этом еще и благотворно влияют на волосы... да и вообще пиво ускоряет обмен веществ, способствует омоложению клеток! Люди, регулярно употребляющие его (конечно, в разумных пределах), стареют значительно медленнее, чем те, кто пиво не пьет. Геронтологи считают: 1 - 2 кружки пива в день замедляют старение организма. А если на основе пива делать различные маски, кремы - это способствует разглаживанию морщин... Словом, как в песне поется, «губит людей не пиво...». Ну а николаевский «Янтарь» в бокале - только на ваше здоровье.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно