ВЛАСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ НАРОДУ

27 августа, 1999, 00:00 Распечатать

Перефразируя последнего советского генсека, можно утверждать: каждый берет столько власти, сколько может унести...

Перефразируя последнего советского генсека, можно утверждать: каждый берет столько власти, сколько может унести. С пользой для дела или же без оной - это уже другой вопрос. Хотя он, вопрос этот, весьма актуален для украинских «ветвей власти». «Перетягивание каната» на самом высшем уровне неизбежно вынуждает к этому и подчиненные, так сказать, структуры. Ведь органы, которые постоянно «мешают», согласно Конституции, есть в каждой области, городе, селе. Как они себя ведут, чувствуют, чем занимаются и есть ли реальная польза от их деятельности? Об этом - наш разговор с председателем Хмельницкого областного совета Николаем ПРИСТУПОЙ.

- Николай Иванович, на Хмельнитчине уже полтора года, а в некоторых областях Украины еще раньше, существует «двоевластие», то есть облсовет и облгосадминистрацию возглавляет не один человек, как раньше, а разные люди. Логика действий как бы диктует сотрудничество между ними, но на практике получается то ли поглощение одной ветви власти другой (как правило, исторически и фактически более сильная у нас исполнительная власть), то ли конфронтация между ними. Существует ли единая упряжка власти на Хмельнитчине или празднует победу классический крыловский пример лебедя, рака и прочих не сочетаемых существ?

- Давайте начнем с того, что мирно и равноправно существовать и тем более сотрудничать могут только равнозначные величины. Вы совершенно правильно заметили, что исторические условия нашего развития способствовали становлению и укреплению исполнительной власти. Советы, всю жизнь провозглашаемые как воплощение реальной власти народа, на самом деле всегда были сбоку припеку. Правила игры неуклонно соблюдались всеми участниками и всех, казалось бы, это положение удовлетворяло. Независимая же Украина, провозгласив стремление к демократической и правовой державе, законодательно закрепила равноправие ветвей власти. Наполнение этого тезиса реальным смыслом - процесс более длительный и трудоемкий. Но я с уверенностью могу сказать, что на Хмельнитчине Советы уже превратились в реальную силу. И областной в том числе.

Не буду останавливаться на количестве сессий, заседаний, комиссий, рассмотренных вопросов и т.п. - их за это время было достаточно. Но в актив Совета я бы отнес такие главные вопросы: формирование реального, действенного и, что очень важно, «прозрачного» бюджета; делегирование отдельных полномочий областного совета облгосадминистрации (совет оставил за собой руководство собственностью территориальных общин, что вызвало раздражение со стороны обладминистрации и даже обращения в прокуратуру, но… эти вопросы, согласно закону, в компетенции облсовета); принятие перспективной программы социально-экономического развития Хмельнитчины; вопросы, влияющие на развитие сельского хозяйства области, медицинского обеспечения подолян (например, в бюджете предусмотрены средства на первоочередное обеспечение лекарствами неотложной медицинской помощи, приобретение инсулина и т.д.).

Совет активен не только от сессии к сессии, но и в межсессионный период. Встречи с работниками агропромышленного комплекса, ветеранами сельского хозяйства области, председателями отраслевых профсоюзов и работниками культуры, ведущими учеными и производственниками края, представителями всех политических партий имели конкретное развитие в виде поручений, рассмотрений многих поднимавшихся вопросов и их решений то ли в рабочем порядке, то ли на сессии, то ли в виде обращений к высшим эшелонам власти. Я бы так сказал: мы делим не власть, а ответственность за состояние дел в области.

- Но состояние это на Хмельнитчине не блестящее, как, впрочем, и во всех остальных областях тоже. И равная ответственность, как и равнозначное влияние ветвей власти на процесс принятия и, главное, воплощения в жизнь решений красиво смотрится лишь в теоретическом, так сказать, идеальном изложении. Со стороны же весьма заметно, что советы могут расширить свое «властное» поле действий, только потеснив «под солнцем» власть исполнительную. Как заметно и то, что возглавляемый вами облсовет занимает весьма активную по отношению к исполнительной власти позицию. Чего стоит только вопрос, вынесенный на порядок дня последней сессии облсовета: об использовании главой облгосадминистрации средств из резервного фонда и так называемых свободных излишков бюджета. Принято беспрецедентное, по-моему, в истории Хмельницкого облсовета решение: не утверждать эти траты, так как они проведены вопреки действующему положению, по которому без согласования с председателем облсовета совершать их нельзя. Да и, по резонному замечанию народного депутата Ивана Чижа и депутатов облсовета, средства из резервного фонда, предназначенные на случай чрезвычайных ситуаций, использовались зачастую на представительские расходы. Рассмотрение этого вопроса на сессии было делом принципа?

- Нет, закона, только и всего. И активная, как вы подчеркнули, позиция депутатов облсовета - это просто естественное стремление соблюдать закон, и не более того. Я считаю противостояние властей ненормальным явлением. И, если бы от меня зависели принципы построения властной вертикали, я бы отдал предпочтение всенародному избранию главы области - как в России губернатора. Почему-то мы почти все у них копируем, а это - нет. Избрание руководителя края всеми его жителями неизбежно даст ему большую свободу и независимость действий, не будет принуждать верноподданнически брать под козырек на любую команду сверху и всецело зависеть даже не от результатов работы области, а просто - от расположения тел и их настроений в верхнем шаре атмосферы. И я сторонник идеи о двухпалатном парламенте - но именно при избранных, а не назначенных, руководителях областей; ведь участие в законодательной работе, опять же, расширит их права и полномочия. Но и в том виде, в котором сегодня существует власть в Украине, она вполне жизнеспособна, если осуществляется строго в рамках закона и не просто прислушивается, но и не оставляет без внимания «глас народа», который как раз и олицетворяют депутаты советов разных уровней.

- И как же, интересно, это проявляется на практике? Как, к примеру, вы с Виктором Лундышевым, главой Хмельницкой облгосадминистрации, решаете общие вопросы? И насколько влияет решение облсовета по тому или иному поводу на решение главы обладминистрации или, скажем, Президента?

- Если вас интересует такой сугубо практический момент, кто к кому чаще заходит, когда нужно обсудить какой-либо жизненно важный вопрос, - то, наверное, я чаще. Но и Виктор Николаевич не обходит стороной мой кабинет. Но я не вижу в этих мелочах ущемления чьего-то достоинства - ради Бога, лишь бы на пользу дела. И совершенно не разделяю бытующего мнения, что у нас в области существует конфронтация ветвей власти. Собственно, советы помогают нормальной работе исполнительных структур - вот мы и непосредственно занимаемся этим.

Скажем, указ о продаже населению природного газа по 10 гривен за баллон не облегчил ситуацию, а обострил. Себестоимость баллона 24 гривни - кто же будет торговать себе в убыток? В результате селяне оказались вообще без ничего. И президиум облсовета принял решение продавать газ по себестоимости, что моментально сняло проблему. Это очень конкретный и понятный пример. Но в том и вопрос, что, когда выгодно, к нам прислушиваются, а когда нет - делают вид, что ничего не слышат.

- Вы говорили об этом Президенту во время последней встречи с ним, которая породила столько слухов в области?

- Знаете, в свое время я очень гордился тем, что на должность зампреда облгосадминистрации по политико-правовым вопросам, которую я занимал до этого, меня благословлял сам Президент. Я считаю очень важным услышать лично от главы государства, какие задачи на тебя возлагаются и чего от тебя ждут. И потому встрече летом этого года, на которую пригласил меня Леонид Данилович, я придавал большое значение. Разговор шел о социально-экономической ситуации в крае. Вопрос о «противостоянии» ветвей власти в области тоже затрагивался, хотя, повторяю еще раз, не вижу повода. Но кому-то хочется распускать слухи о моей неблагонадежности, нелояльности к существующей власти, даже организовывать за моей спиной проверку всей предыдущей деятельности - и моей, и моего заместителя; посылать на мои публичные встречи с общественностью «своих» людей, чтобы быть в курсе всего сказанного. Но ведь мне скрывать нечего. Я говорю то, что думаю, - есть у меня такой вот недостаток, а биография моя тоже как на ладони. Нас у отца с матерью, колхозников с хмельницкого Полесья, четверо сыновей. Учился, работал на заводе, отслужил срочную, прошел Афганистан - замкомвзвода разведки. Вернулся, как видите, живой, но с орденом Красной Звезды, которым почему-то было принято награждать посмертно. Комсомол, обком партии, август 91-го. Чтобы кормить семью, я, будучи безработным, даже попробовал себя в роли «челнока», в Турцию раз смотался, да что-то не заладился мой базарный бизнес. Хорошо, «афганцы» к себе позвали. Потом в новых исполнительных структурах я тоже не очень ко двору приходился... Но все это дало мне огромный жизненный опыт. После потрясений, неудач и даже поражений на многие вещи смотрю философски. За должность не держусь, но доверием людей дорожу. Очень. И к Президенту отношусь, как к избраннику народа - с большим уважением. Глава государства - он ведь глава не только для главы администрации, но и для председателя Совета тоже. Как и для каждого гражданина страны.

- Но сегодня муссируется мнение, и на вашей недавней пресс-конференции это прозвучало тоже, что на президентских выборах Советы будут поддерживать своего «патрона», председателя Верховной Рады Александра Ткаченко. А ведь где-где, а на выборах Советам принадлежит важная роль. Ведь именно они формируют территориальные избирательные комиссии. Как на Хмельнитчине будет обеспечиваться законность выборов?

- Мы ни в коем случае не допустим нечестности и, тем более, фальсификации на этих выборах. Мы не будем работать на какого-то конкретного кандидата. Ведь, по большому счету, мы не президента выбираем, а свою судьбу. Формируя состав территориальных избирательных комиссий, мы дважды приглашали руководителей областных организаций всех партий и блоков, тщательно взвешивали их предложения и резоны. На заседаниях комиссий депутаты еще раз «утрясли» кандидатуры. Кажется, нам удалось достичь согласия. Большую организационную работу придется проделать депутатам местных Советов - а их на Хмельнитчине 10,5 тысячи. Мы загодя готовились к этому. Учеба, совещания, активная работа координационного совета по вопросам местного самоуправления при председателе облсовета - все это должно принести свои плоды.

Тем более, что в нашем государстве за все годы независимости никто, собственно, и не работал толком с этой категорией руководителей - председателями городских, поселковых и сельских Советов. Открывшиеся возможности обмена опытом, мнениями, просто обыкновенное общение людей с общими интересами широко расширило для них горизонты, дало ход инициативе. Какой отклик нашло обращение Теофипольского райсовета создать фонд возрождения Каменца-Подольского - самого старинного и красивого города края. Это ведь не просто красивый жест: от себя же отрывают, от своих скудных районных бюджетов, чтобы помочь реконструировать Каменец. Потому что есть понимание - это наше общее достояние, и мы сможем его восстановить, если очень постараемся. И патриотизм, без которого невозможно построить государство, тоже есть. И еще есть ощущение своей силы, возможностей. Самосознание людей растет на глазах - если они чувствуют, что от них что-то зависит. Это очень ярко проявляется в нашем областном Совете.

На мой взгляд, и доверие к представительской власти сейчас заметно повышается. Ведь депутаты все время среди людей - вот уж действительно плоть от плоти, не разграничены ни должностями, ни зарплатами, ни льготами. Все трудности нынешнего времени, а этого года особенно, переживаем вместе. На энтузиазме и ручном труде вытянули косовицу, жатву. Намаявшись без горючего в самые страдные дни, когда нечем было собирать осыпающееся зерно, депутаты возмутились открывшимся во время работы комиссий фактом. Кредит из скудного облбюджета получила фирма «Агротехсервис» - на приобретение горюче-смазочных материалов. Деньги перечислила и начала ждать у моря погоды. А тем временем цены на ГСМ взлетели в заоблачную высь. В проигрыше - все. От результатов такого хозяйствования мы страдаем каждый день. Но все равно - ищем не только выходы из тупиков, но и стараемся вернуть людям доверие к власти. Ведь - шутка сказать - около 40% населения не хочет идти на выборы, потому что не верит власти. Кто-то же должен возвращать это доверие. Пусть медленно, на местном уровне, но - постоянно, шаг за шагом.

- Вы не кажетесь себе романтиком, идеалистом - особенно на этой должности и в это время?

- Отнюдь. Я реалист. Больше реалист, чем те, кто злоупотребляет властью, должностью, использует их исключительно для личного обогащения. Может, потому, что я чаще видел смерть и хоронил друзей - и знаю, чем кончается наш жизненный путь. Каждый, кто прошел Афган, хоть раз да клялся Богу: «Если останусь жив, то...» Я остался жив. Мой романтизм похоронен там, в чужой стране. А в родной есть только работа - не на этой должности, так на другой, - которую по силам переделать только реалистам. Вот этим мы и занимаемся каждый день…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно