ПРИЗРАК БИКАМЕРАЛИЗМА

1 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Впервые Леонид Кучма достаточно четко сформулировал мысль о необходимости введения в Украине двухпалатного парламента (бикамерализм) в Бразилии...

Впервые Леонид Кучма достаточно четко сформулировал мысль о необходимости введения в Украине двухпалатного парламента (бикамерализм) в Бразилии. Шел 1995 год, формирование конституционной модели власти было в самом разгаре, и президент во время визита в страну диких обезьян прозрачно так намекнул на необходимость разгона Верховной Рады по двум камерам. Именно с той поры у Президента сформировался стойкий «двухпалатный комплекс», который периодически давал «рецидивы» на протяжении четырех лет. Последняя сублимация наблюдалась 27 сентября 1999 года.

Они сражались за двухпалатность

27 сентября, за 34 дня до окончания срока своих президентских полномочий, Леонид Данилович подписал с представителями Союза лидеров региональных и местных властей декларацию о сотрудничестве по усовершенствованию государственной региональной политики. В документе черным по белому написано, что необходимо обеспечить конституционным путем формирование второй палаты в законодательном органе власти «для реализации действенного механизма участия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в процессе принятия решений на государственном уровне». В общем, как говорится, здравствуй Маша, я Дубровский…

Фактически мы стали свидетелями подписания предвыборного контракта между региональными группировками и Леонидом Кучмой. Регионалы поддерживают на выборах Леонида Даниловича, который, в свою очередь, обязуется усилить их влияние с помощью создания второй, верхней, палаты парламента. Не трудно догадаться, кто туда попадет: все те же губернаторы, которые станут именоваться сенаторами и будут очень и очень конструктивно сотрудничать с Леонидом Даниловичем. Если, конечно, его переизберут на второй срок. Двухпалатная организация работы законодательного органа власти позволит:

1. Разогнать нынешний состав ВР, деятельность которого расстраивает Леонида Даниловича. Все правильно - в новые камеры должны прийти новые люди.

2. Создать действенный механизм нейтрализации политической оппозиции, которую можно будет «согнать» в так называемую палату представителей. Пусть они там кричат о попранной демократии, добиваются трансляции заседаний сессии. Надежные и проверенные регионалы из Сената надежно блокируют принятие всех неугодных главе государства законопроектов. Ведь сенаторы будут обладать правом вето на решения, принимаемые нижней палатой. Главе государства даже не придется утруждать себя наложением собственного вето. Он превратится в возвышенного гаранта Конституции, снисходительно взирающего на межпалатные разбирательства.

3. Периодически разгонять палату представителей. Для этого следует лишь предусмотреть в новом конституционном проекте, выносимом на референдум, варианты роспуска «второсортных» депутатов. Их можно отправлять по домам в случае: а) блокирования принятия проекта бюджета, разработанного в недрах Министерства финансов. Как, кстати, упростится бюджетный процесс! А сенаторы в случае разгона нижней палаты станут символизировать преемственность законодательной ветви власти. Все нормально, демократия крепчает и уже хочется на великие украинские стройки века; б) наглого отказа утвердить кандидатуру премьера, предложенную Леонидом Даниловичем. Прямо как в России: подыскать «мальчика-премьера» 33 лет, три раза заставить нижнюю палату проголосовать против и... все; в) неспособности «парламентских крикунов» сформировать большинство. Причем большинство должно быть конструктивное, настроенное на сотрудничество с Президентом. Дать им несколько дней, просто для прикола, а потом попросить предъявить списки. Ага, не сходится... Отдыхайте.

Смущенные, но довольные

30 октября в конференц-зале УНИАН на большом экране, подключенном к ноутбуку, показывали комиксы. Студия (Союз лидеров) представляла свою программу усиления роли местных органов в ближайшем будущем. Она (программа) была богато иллюстрирована схематическими изображениями женщин, жмущих друг другу руки, мужиков в касках, нечеловечески добрых управленцев и богини правосудия с весами. Монотонный голос пресс-секретаря вещал, что все домыслы о сговоре с Президентом - вымыслы. Заместитель председателя союза Олег Демин покачивал в такт кадрам головой. Он был усталым, но довольным. Бывший вице-спикер ВР призвал «шакалов пера» не зацикливаться на идее двухпалатности. По его словам, это лишь один из возможных вариантов усиления роли регионов. Оказывается, и конституционный референдум проводить не обязательно, а говорить о предвыборном сговоре с Президентом Леонидом Кучмой вообще неэтично. Просто так, случайно, совпало по времени. Аналогичную декларацию, кстати, планируется подписать и с Кабмином, и с Верховной Радой.

В общем, все совпадения с неким предвыборным соглашением случайны и не связаны с конкретными людьми. Просто группа лиц, напоминающая областных губернаторов, подписала с человеком, похожим на действующего Президента, документ, смахивающий на план постизбирательного конституционного переворота.

Правда, вышла небольшая неувязочка. Пока заместитель председателя союза Олег Демин говорил об абстрактной возможности введения второй палаты, председатель этой организации Виктор Тихонов в тот же самый день развивал данную идею более конкретно и целеустремленно. По его словам, уже в мае-июне следующего, 2000 года следует провести конституционный референдум. Основной вопрос - открытие палаты номер 6, простите, номер 2. Надо было хотя бы согласовать позиции перед тем, как оставить след в информационном поле.

Унитарный федерализм

По большому счету, приведенное выше словосочетание не имеет смысла. Это все равно, что сказать «ограниченная бесконечность». Тем не менее «контрактники» (группа региональных чиновников, заключивших договор со своим непосредственным начальником) считают, что возможно создание двухпалатного парламента без изменения формы государственного устройства. Правда, это противоречит опыту развития цивилизованных стран. Как правило, бикамерализм распространен в государствах с федеративным устройством (США, Германия, Россия). Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, а нижняя как бы выражает общеполитические настроения всей нации.

В украинской Конституции четко зафиксирована унитарная форма госустройства. И вот к ней планируется «припаять» вторую палату. Вроде бы бред.

Правда, если разобраться, то в последнее время в стране происходит настоящий «федеральный переворот». Де-факто усиливаются позиции региональных группировок, которые начинают диктовать свои условия центру. Экс-вице-спикер парламента Виктор Мусияка утверждает, что Президент Леонид Кучма уже не в состоянии контролировать ситуацию на местах. «Он ведь сам признался, что необходимо отдать властные полномочия регионам», - подчеркнул Виктор Лаврентьевич.

Действительно, можно констатировать, что построение Кучмой «жесткой вертикали исполнительной власти» благополучно провалилось. Особенно это заметно в последнее время, когда:

а) местным госадминистрациям передаются в управление государственные пакеты акций очень привлекательных предприятий. При этом общенациональный орган, призванный обеспечить государственный менеджмент данных предприятий, - Агентство по управлению корпоративными правами Олега Таранова - потихоньку разваливается.

б) глава государства буквально за пару дней издал 9 указов о введении специального режима инвестиционной деятельности в некоторых областях Украины, а также о формировании специальных (свободных) экономических зон. Всего, по состоянию на сентябрь 1999 года, в Украине принято решение о создании 10 таких зон: «Донецк» и «Азов» (Донецкая область), «Закарпаття» (Закарпатская обл.), «Яворив» и «Курортополис Трускавец» (Львовская обл.), «Славутич» (Киевская обл.), «Интерпорт-Ковель» (Волынская обл.), «Николаев», «Порт Крым», «Порто-Франко» (Одесская обл.).

Можно без преувеличения сказать, что местные элиты начинают играть все более и более самостоятельную роль и рвутся на общегосударственный уровень власти. Причем такая региональная экспансия стала возможна в период усиления «предвыборной сговорчивости» нынешнего главы государства. Черт с ним, с унитаризмом, тут надо о будущем думать! Ради справедливости следует отметить, что Кабинет министров ввел временный мораторий на внесение в правительство предложений о создании новых специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ) и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности. Другими словами, исполнительная власть определила границы предвыборного торга: пока все, ребята, а в будущем можно будет предметно поговорить... В общем, унитарный федерализм крепчает.

Однопалатники

Реакция нынешнего, «усеченного» парламента на последнюю инициативу Союза лидеров и Президента будет достаточно своеобразной. Спикер Ткаченко, поддержал идею двухпалатного парламента. Его позиция объясняется, как всегда, довольно просто. Александр Николаевич зрит в корень проблемы: если президентом будет он, то двухпалатная Верховная Рада ему не помешает. С таким органом власти очень удобно сотрудничать. Правда параллельно спикер выступает за внесение изменений в Конституцию, которые должны усиливать контроль законодательной ветви власти над исполнительными структурами. Имеется в виду дача ВР согласия на назначение и увольнение премьера, утверждение парламентом руководителей силовых ведомств (СБУ, Министерства обороны, МВД). Однако вполне понятно, что до выборов ВР даже не будет рассматривать возможность введения в Украине бикамерализма. Уж больно эта идея сегодня привязана к одной конкретной личности. Все прекрасно понимают, что Леонид Данилович сегодня исполняет свою индивидуальную «двухпалатную лебединую песню», которая предназначается исключительно региональному истеблишменту. Параллельно, по словам Мусияки, он как бы реагирует на стремление части нынешнего депутатского корпуса внести изменения в действующую Конституцию. Смотрите, я не против, только надо сделать следующим образом (далее следует текст декларации, подписанный Кучмой и представителями Союза лидеров).

В общем подведем итоги «двухпалатного обострения». Во-первых, заключен предвыборный контракт между главой государства и группой региональных граждан. Во-вторых, у Леонида Даниловича существует явное желание в случае своего переизбрания реализовать «бразильскую идею» - двухпалатный парламент, что предполагает проведение глобальной ревизии действующей Конституции. В-третьих. Де-факто в Украине набирают силу федеративные тенденции, которые пытаются преподнести в унитарной форме. Конфликт формы и содержания неизбежен.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно