ПРИШЛО ВРЕМЯ УКРАИНЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ДВУХ СТУЛЬЕВ. НЕ ТО СИДЕТЬ ДАЖЕ НА ОДНОМ БУДЕТ НЕКОМУ

4 ноября, 1994, 00:00 Распечатать Выпуск №5, 4 ноября-11 ноября

Главнейшая задача внешней политики любого государства - наиболее эффективное обеспечение его национальных интересов...

Главнейшая задача внешней политики любого государства - наиболее эффективное обеспечение его национальных интересов. Это аксиома.

Распад СССР, поражение «советского колониализма» в Восточной Европе, политическая нестабильность в России (две попытки путча: август 1991, октябрь 1993) были причиной возникновения опасной нестабильности в этой части континента, Результатом стала объективная необходимость создания для Украины концепции национальной безопасности в нестабильном окружении и без помощи извне.

В сложившейся ситуации можно определить следующие национальные интересы Украины, защита которых является первоочередной задачей Украинского государства.

1.Сохранение территориальной целостности и защита государственного суверенитета.

2.Создание системы национальной безопасности, которая состоит из следующих элементов:, военный, политический, экономический, юридический и социальный.

3.Интеграция Украины в систему региональной и глобальной безопасности,

4.Переход экономики государства к максимальной экономической независимости.

5.Интеграция Украины в международное экономическое и политическое сообщество.

6.Развитие и поддержка процесса возрождения культуры и духа украинской нации.

Сферой нашего интереса является вопрос о концепции национальной безопасности Украины (на лат. conception - совокупность; система взглядов на те или иные явления или процессы; - Прим, автора). Несмотря на детский возраст существования независимого Украинского государства - три года, в вопросе создания концепции национальной безопасности властям Украины пора уж и определиться; в каком направлении нам двигаться - «восточном» или «западном». Уже одобрены парламентом и Военная доктрина Украины (19.10.1993) и Основные направления внешней политики Украины (05.07.1993), а ясности в этом жизненно важном вопросе и по сей день нет. Хочу оговориться, что это мнение автора, который в свою очередь не претендует на роль оракула, но существование «некоторых» проблем в решении задачи создания системы национальной безопасности не вызывает оптимистических настроений.

Какие проблемы? В чем их суть? Давайте все по-порядку.

Проблема первая:

Государство без законодательного «позвоночника» - аморфно

Пожалуй, необходимо начать с самого главного. Речь идет о Конституции или, вернее сказать, отсутствии таковой. Существующая ныне Конституция, мягко говоря, не совсем отвечает реалиям сегодняшнего дня. А как следствие данного факта, отсутствие конституционных основ внешней политики Украинского государства, дающее возможность для непредсказуемых махов «политического маятника» в высшем руководстве Украины. В первые дни, месяцы независимости нам говорили об Украине как о европейском государстве и в категоричном тоне, но, отпраздновав третью годовщину независимой Украины, мы слышим голоса о «евразийском происхождении». Кто прав?

Выход из этой ситуации известен. Но складывается впечатление, что наши руководители не горят желанием из нее выходить. Чтобы их понять, не обязательно прибегать к каким-то умопомрачительным рассуждениям о предназначении Верховного Совета Украины, его исключительной роли на данном этапе развития Украинского государства. Кстати, он (этап) уже носит название «переходный», но к чему? Может, поэтому и не принимается новая Конституция Украины, чтобы было удобнее «переходить»? В конце концов получившийся импровиз можно будет представить народу как достигнутую цель.

Проблема вторая.

Она же первая

Уже много было написано о плачевном состоянии украинской экономики. Давались и оценки происходящего, и рекомендации по улучшению состояния дел, а воз и ныне там. Все понимают, и руководители государства в том числе, что реформы и движение к рынку нужны, да только вот ни реформ, ни движения не видно. Возвращаясь к выступлению Л.Кучмы в парламенте, необходимо отметить, и это подчеркивали многие, что для реальных действий нужно готовить законы. А какие это будут законы, не будут ли они противоречить новой Конституции, а если будут, то что тогда?

Честно говоря, все потуги, предпринимаемые в Украине для строительства действительно независимого, демократического, процветающего государства -пока тщетны. Улучшить жизнь как бы и хочется, но реалии со всех сторон колятся.

Проблема третья:

Тот кто дает в долг, себя не обидит

Необходимо откровенно сказать, что на Западе никто Украину, не ждет с распростертыми объятиями. И не нужно заблуждаться относительно обещанной помощи. Хотим мы этого или нет, но увязка экономической помощи с чисто политическими вопросами, затрагивающими национальную безопасность, налицо. Все вертится вокруг такого «простого» вопроса, как ядерная позиция Украины. Речь идет о присоединении Украинского государства к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и вывоз стратегических ядерных вооружений, расположенных на украинской территории. Есть еще одна тема, бченъ «популярная» на Западе, - это скорейшее закрытие Чернобыльской АЭС.

В ходе ежегодного Собрания Советов управляющих Международного валютного фонда и Всемирного банка 4-6 октября в Мадриде руководство МВФ пообещало предоставить Украине финансовую помощь до конца этого года в размере 965 млн., а за 15 последующих месяцев в размере 5,5 млрд. долларов США. Главное условие получения кредитов - это проведение радикальных экономических реформ. Часть кредитов пойдет на погашение долга за энергоносители России и Туркменистану. Как бы то ни было, забывать народную мудрость: «Кто платит, тот заказывает музыку» не стоит.

Проблема четвертая:

Выпустит ли перекати-поле корни?

Не менее важным является возрождение национального самосознания народа Украины. Ведь тот же «политический маятник» есть не что иное, как лакмусовая бумажка существующего в Украине «раздела», что было подтверждено последними президентскими выборами. Как-то незаслуженно обошли этот вопрос, да и продолжают обходить в высшем руководстве государства. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что ситуация сегодня менее напряженная, чем была «100 дней» тому назад. По сути дела задача перед нами, всеми гражданами Украины, стоит труднейшая - осознание и принятие Украины как своей Отчизны, где нашим детям и внукам предстоит жить. И это поможет сплотить украинский народ воедино, что в свою очередь даст четко и ясно понять представителям власти, чего мы от них ждем и куда нам двигаться, что строить.

Проблема пятая,

последняя, может быть, самая существенная

Нельзя не обратить внимания читателей на весьма щекотливый, я бы сказал, очень «чувствительный» вопрос. Речь идет о некоторых моментах Военной доктрины Украины и Основных положениях внешней политики Украины. Главным образом, это касается проблем, связанных с безъядерным статусом (Декларация парламента от 24.10.91) и положением о неучастии Украины в военных блоках, союзах. Если мы вспомним о провозглашенном нейтралитете, то «букет» заявлений, обещаний ставит перед молодым Украинским государством проблемы, от решения которых зависит сам факт существования государства Украина. Сегодня уже многим понятно, что наш парламент тогда поторопился, а перед руководством государства ныне остро стоит дилемма: следовать направлению, которое было начертано, не учитывая национальные интересы Украины, или открыто заявить, что решения, принятые тем парламентом, не отвечают общенациональным интересам государства. Хотя мне могут возразить, дескать, безъядерная, нейтральная Украина - это никакая и не дилемма, а единственно правильный и нужный для государства выбор. Как в таком случае объяснить подписание Украиной «Партнерства во имя мира», которое имеет своей конечной целью вступление всех государств, подписавших данный документ, в НАТО. И как объяснить гот факт, что украинское руководство так и не может добиться серьезных гарантий своей безопасности за отказ быть ядерным государством? Хотя, будучи гипотетически членом НАТО, Украина могла бы рассчитывать на такие гарантии. А сейчас только Россия готова гарантировать украинскую безопасность в рамках СНГ.

Что касается неучастия Украины в различных блоках и союзах, то как объяснить существование СНГ (Содружество Независимых Государств. - Прим. автора), реанимационная суета над которым уже привела к созданию наднационального органа МЭК (Межгосударственный экономический комитет), правда, пока с распорядительными функциями. Но ведь пока...

«Оптимистическое» заключение

Во-первых, отсутствие новой Конституции, отвечающей реальной геополитической ситуации, в которой, пребывает Украина, ослабляет последнюю как независимое государство.

Во-вторых, отсутствие нормативной базы под экономические реформы не дает возможности их скорейшего проведения.

В-третьих, до тех пор, пока мы не освободимся от иллюзий и чуда, которое прийдет из-за... (здесь приходят на ум слова литературного героя: «Заграница нам поможет»), и не начнем сами наводить порядок в своем доме, до тех самых пор мы будем жить, как вчера и сегодня.

В-четвертых, пора вспомнить мудрое изречение: «В здоровом теле - здоровый дух» и заниматься одновременно с лечением тела нации и укреплением ее духа.

В-пятых, это, пожалуй, самое трудное и в то же время и самое необходимое, что нужно сделать в ближайшее время. Нельзя долго сидеть на двух стульях, как и пересаживаться с одного стула на другой. Возможно, пришло время иметь свой стульчик. Другими словами, если мы хотим иметь государство, уважаемое во всем мире, мы и должны вести себя соответственно.

Посему, может, уже прошла пора декларативной политики? В это очень бы хотелось верить.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно