ПОСЛЕДНЯЯ РЕЛИКВИЯ

21 июня, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 21 июня-28 июня

Разрушение может быть оправдано лишь в одном случае - когда на месте уничтоженного создано нечто более достойное...

Разрушение может быть оправдано лишь в одном случае - когда на месте уничтоженного создано нечто более достойное. Сегодня по всей Украине можно еще отыскать обломки некогда богатой усадебной культуры, на месте которой так ничего и не возникло. Пришельцами из другого мира выглядят на фоне убожества наших колхозных сел останки дворцов, парков и иных архитектурно-ландшафтных «затей». А между тем изысканные формы дворянской усадебной культуры отшлифовывались веками, в свое время они служили источником вдохновения для писателей, художников, композиторов. Главное очарование аристократических усадеб состояло в том, что все в них, даже самые утилитарные вещи, было подчинено строгим требованиям эстетического вкуса. Здесь, как нигде больше, была достигнута гармония между жилищем и его природным окружением, архитектурой и ландшафтом, эстетическим и утилитарным.

В Украине, так же как и в России, после революции 1917 года совершилось тотальное уничтожение дворянской усадебной культуры. И все же Украине повезло - одна усадьба уцелела. Одна-единственная, и уже по одному этому уникальная. Волею судьбы или Божьим произволением дошла она до нас пусть основательно потрепанной, но целехонькой, с полным ансамблем жилищных, культовых, хозяйственных сооружений и крупнейшим в Европе ландшафтным парком. Повезло Украине и в том, что эта усадьба из наиболее знаменитых, осененная целым созвездием славных имен, известная своей красотой, восхищавшей современников.

Вопрос только в том, сознает ли Украина, насколько ей повезло и в состоянии ли она оценить это?

Усадьба в Качановке находится в 180 километрах от Киева и Чернигова. Ее история начинается с 1771 года, когда секунд-майор Михаил Коченовский (отсюда и название усадьбы - Качановка) продал свой хутор графу Румянцеву-Задунайскому. По приказу могущественного екатерининского вельможи архитектор Мосципанов возвел в Качановке дворец и заложил парк. С этого времени в Качановке утвердилась традиция «умного делания», которая поддерживалась всеми без исключения владельцами поместья вплоть до установления советской власти.

Немало потрудилась по переустройству усадьбы чета Почек, бывших управляющих Румянцева-Задунайского, которые купили поместье у его сына в 1808 году. Основательную перестройку дворца, строительство церкви и хозяйственных служб, затеянные ими, продолжил Григорий Степанович Тарновский, сын Анны Дмитриевны Почеки от первого брака, вступивший во владение в 1824 году. Уже при Григории Степановиче начала распространяться слава про Качановский парк. Придворцовая часть парка получила регулярную планировку, подъездные аллеи были обсажены стрижеными в три яруса деревьями, посреди Майорского пруда были устроены два насыпных острова, соединенные каменным мостом, по зеркалу воды величественно скользили лебеди.

Усилиями Григория Степановича Качановка из безвестного провинциального поместья достаточно быстро превратилась в блестящую аристократическую усадьбу. В 1910 году барон Н.Врангель писал о Качановке той поры: «...На юге знаменита была Качановка, черниговское имение известного мецената-помещика Тарновского...» Имея дом в Петербурге, Григорий Степанович был на короткой ноге со многими выдающимися деятелями науки и искусства своего времени. Не чуждался он и меценатства, состоя членом «Общества поощрения художеств». В статье «Живописец Штернберг» В.В.Стасов писал: «...В 1837 году камер-юнкер Г.С.Тарновский дал средства академисту Штернбергу писать с натуры в деревне своей Качановке и в Киеве, богатых необыкновенно живописными видами, величием и прелестями южной природы...»

Не будет преувеличением сказать, что при Григории Степановиче Качановка стала для многих просвещенных людей гостеприимным домом. В 1835-36 гг. усадьбу впервые посетил Гоголь, который учился в лицее вместе с Василием Васильевичем Тарновским, племянником Григория Степановича. В Качановке до сих пор существует предание о том, что именно здесь в один из своих приездов Гоголь впервые читал «Тараса Бульбу». В 1838 году в Качановке одновременно гостили Штернберг, Глинка и историк Маркевич. Глинка написал здесь части к опере «Руслан и Людмила», которые тут же были впервые исполнены крепостным оркестром Григория Степановича, заслужившим похвалу великого композитора. В парке до сих пор сохранился каменный павильон с изумительной акустикой, именуемый «беседка Глинки», где композитор любил играть на рояле. В 40-х годах в Качановке не однажды бывал Шевченко, влюбленный в Надежду Тарновскую. Ей он посвятил стихотворение «Великомученице, кумо». Весьма неоднозначно относился поэт к Григорию Степановичу, не слишком жалуя в нем помещика-крепостника, склонного к самодурству и разврату. Однако именно Григорию Степановичу, одному из первых, прислал Шевченко свою поэму «Гайдамаки», а также подарил одну из лучших своих картин «Катерину».

Более скромно выглядит в сравнении с Григорием Степановичем фигура его племянника Василия Васильевича, унаследовавшего поместье в 1853 году. Чуждаясь широкого барского образа жизни своего дяди, он главное внимание уделял хозяйству, готовя его к реформе 1861 года, и научным занятиям в области земельного вопроса и статистики. В письме Гоголя к Максимовичу мы находим характеристику Василия Васильевича как весьма порядочного и образованного человека. В 1854 году в Качановке работал этнограф Афанасий Маркович, его помощницей была жена - известная писательница Марко Вовчок. 21 августа 1859 года усадьбу последний раз посетил Шевченко. В память о своем пребывании он посадил дубок, который до сих пор растет в парке.

Наиболее яркой и талантливой фигурой из всех Тарновских бесспорно был Василий Васильевич (младший), ставший владельцем поместья в 1866 году. Характеризуя его, Д.И.Яворницкий выделил три главные страсти его жизни: парк, коллекция украинских древностей и женщины.

Более 30 лет жизни Василий Васильевич отдал созданию грандиозного по своим масштабам и уникального по совершенству эстетического образа ландшафтного парка. Его стараниями парк увеличился почти до 500 га, удивляя многообразием и совершенством композиционных решений. «Ценнее всего в этом парке было отсутствие всякой деланности и шаблона. Природа не потеряла своего могущественного «я», а все, что она давала грандиозного, было использовано с огромным талантом...», - писал в 1915 году М.В.Тарновский уже после смерти Василия Васильевича. Более 50 км парковых дорог были проложены по сложному овражно-балочному рельефу в нескольких уровнях, то раскрывая захватывающие перспективы на гладь прудов, то уводя в тесные ущелья «глубоких дорог» и балок. Мастерски используя чередование открытых и закрытых пространств, различные формы и цвета насаждений, Василий Васильевич добивался богатейшей гаммы эмоциональных переживаний у гуляющих по парку. Весьма тактично Василий Васильевич использовал в парковых композициях такие элементы, как насыпные горки, пруды, мосты, беседки, скульптуры.

Значительную часть своего состояния В.В.Тарновский истратил на составление коллекции украинских древностей, которую в конце жизни безвозмездно передал Черниговскому земству. На основе этой коллекции был создан Черниговский исторический музей.

При Василии Васильевиче Качановка продолжала щедро принимать именитых гостей. В конце 70-х и 80-х годов в усадьбе часто бывали художники братья В.Е. и К.Е.Маковские. В 1880 году Репин писал здесь этюды к своим «Запорожцам», пользуясь экспонатами коллекции Тарновского. Особенно теплый прием, а нередко и финансовую поддержку, получали в Качановке известные украинские ученые, писатели, художники. Среди них можно вспомнить Костомарова, Кулиша, Яворницкого, Лазаревского, Беляшевского. Особым почетом Василий Васильевич окружил память о Шевченко. После смерти поэта в парке были высажены траурные венки из елей; на дубе, под которым любил отдыхать Кобзарь, был повешен медальон с его барельефом; недалеко от «дуба Шевченко» был похоронен его товарищ Григорий Честаховский. Василию Васильевичу удалось собрать значительную коллекцию личных вещей Шевченко, которые ныне находятся в музее поэта в Киеве.

Последними владельцами Качановки были сахарозаводчик Харитоненко, купивший в 1897 году усадьбу за 1 млн.рублей, и его дочь Елена со своим мужем Михаилом Оливом. Известно, что Харитоненко увеличил территорию парка за счет выкупленных у крестьян лесов, перестроил дворец и значительно расширил усадебное хозяйство. Оливы имели широкие знакомства в Петербурге и, в частности, в кругу художников «Мира искусств». Добужинский делал эскизы для росписей Качановского дворца. В 1915 году вместе с Добужинским в Качановке побывал Петров-Водкин. В письме к жене Петров-Водкин восторженно отзывается обо всем, что он увидел в Качановке. Не исключено, что в гостях у Оливов бывал и Сомов, по крайней мере известен его портрет, писанный с Елены Олив.

После 1918 года судьба Качановки стала развиваться по советскому сценарию. С 1922 по 1981 гг. в ней последовательно действовали детский дом, санаторий, госпиталь, туберкулезный санаторий. Теперь в парке заготавливали дрова, в церкви устроили клуб, а мраморные панели во дворце выкрасили синей масляной краской.

Казалось, время возрождения Качановки настало в 1981 году, когда она была объявлена историко-культурным заповедником. Но с самого начала в этом деле не было должной последовательности и ясного осознания современной роли Качановки. Поначалу заповедник был объявлен лишь на 65 га, включавших архитектурный ансамбль и придворцовую часть парка. Через три года к ним присовокупили 374 га, бывших в пользовании лесхоззага, и объявили Качановский парк - парком-памятником. Однако, совершив такое благое дело, инициаторы его не учли того, что внутри парка они оставили 133 га прудов, являвшихся неотъемлемой частью парка как в природном, так и в эстетическом смысле. И вот внутри заповедника оказался еще один хозяин - черниговская рыбомелиоративная станция, хозяйственная деятельность которой не имеет ничего общего с задачами заповедника и более того в прямом смысле губит парк.

Безусловно, это лишь малая толика проблем, стоящих перед заповедником сегодня. Решение этой и других проблем должно начинаться с определения роли Качановки в системе культурных ценностей современной Украины. И, конечно же, здесь должна быть учтена уникальность Качановки как последней дворянской усадьбы в Украине, ее историко-культурное и природное значение. Очевидное общенациональное значение Качановки должно быть отмечено приданием ей статуса национального.

Не менее актуальным для Качановки есть вопрос финансирования. Надо отдать должное Министерству культуры и искусств в том, что оно в это кризисное время нашло надежных партнеров в Германии, которые взяли на себя финансирование реставрации половины дворца и церкви. Однако тут же возникает тревожный вопрос, а что дальше? Что будет со всем остальным, особенно с парком, который без должного ухода гибнет каждый день. Трудно представить, что в современной Украине Качановка останется так же невостребованной, как и во времена Советского Союза. Ведь в отличие от большинства других музейных объектов Качановка способна не только брать, но со временем и отдавать. Возможность восстановления подсобного хозяйства, устройство гостиничного комплекса на базе имеющихся зданий и части дворца, проведение в парадных залах дворца всевозможных деловых и культурных мероприятий, создание экскурсионных маршрутов с конными прогулками по парку и катанием на лодках по прудам, устройство теннисных кортов, рыбная ловля - вот неполный список того, что вполне реально может предложить Качановка уже в ближайшее время при условии финансирования ее проектов.

Сегодня еще есть шанс сберечь Качановку и сделать так, чтобы она, как в лучшие времена, имела добрую славу, радовала людей и воспитывала душу. Использовать или отбросить этот шанс - дело отдельных людей и страны в целом. Как говорится, надежда умирает последней - значит будем работать и надеяться на лучшее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно