НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА АТТЕСТАТ

15 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Какой будет в новом веке система образования Украины, мы уже знаем. Но непонятно, - кто, где и когда ее апробировал в наших условиях, вносил изменения и дополнения, делал комплексный анализ ее достоинств и недостатков?..

Какой будет в новом веке система образования Украины, мы уже знаем. Но непонятно, - кто, где и когда ее апробировал в наших условиях, вносил изменения и дополнения, делал комплексный анализ ее достоинств и недостатков? Кажется, мы слепо следуем западным технологиям в фарватере их идей и приоритетов. А насколько они бесспорны? Это в Министерстве образования, кажется, никого не волнует. И мы опять ударимся в очередной эксперимент, в котором будет задействована многомиллионная армия учителей, родителей и учащихся. Результаты его мы почувствуем через 15-20 лет. Тогда у власти будут другие лица, и вся ответственность за неудачи повиснет в воздухе, хотя надеемся, что авось получится. У нас ведь все на авось. Не хватает учебников, научно-методической литературы, лабораторного оборудования, персональных ЭВМ, а мы пытаемся догнать Запад. На чем? На голом энтузиазме учителей, на безденежье и бездуховности, на безыдейности власть предержащих? Ведь новый закон совершенно не подкреплен материально, значит, в очередной раз мы строим «замки на песке».

И тем не менее, мы готовы выполнить закон. Но странно, что реформация системы образования совершенно не реформирует традиционную систему оценивания учащихся. Поэтому хочется предложить свое видение именно этого аспекта - оценочно-рейтинговую систему (сокращено ОРС). В чем ее суть?

ОРС действует в 5-12 классах, так как в начальной школе слишком велика субъективность мнения классовода, который ведет абсолютное большинство предметов. Кроме того, учащиеся в начальной школе имеют «разные стартовые возможности», т.е. подготовленность к школе, которая стирается только к окончанию 1-й ступени обучения.

В чем состоит ОРС? По итогам учебного года суммируются все четвертные (семестровые) и экзаменационные оценки. На их основе выводится среднеарифметическая оценка успеваемости за истекший год с точностью до тысячных долей, например 4,578 или 3,976. При этом совершенно не учитываются годовые оценки, которые в силу определенных обстоятельств могут быть завышены или занижены по усмотрению учителя. Например, по четвертям у учащегося: 5, 4, 4, 5. Что ставить? Оптимально 4,5, но такой оценки нет, следовательно, необходимо либо завышать до 5, либо занижать до 4 по усмотрению учителя. Значит, годовые и итоговые оценки лучше не выставлять, так как они могут быть субъективны. Оценки по пению и рисованию не учитываются в силу индивидуальности школьника, его природных задатков. Если средняя оценка учащегося за год выше 4,9, то его можно считать отличником, при отсутствии четвертных удовлетворительных оценок.

За восемь лет обучения в 5-12 классах накапливается 8 среднегодовых арифметических рейтинг-оценок. На их основе выводится среднеарифметическая рейгинг-оценка аттестата - РОА. Но в аттестат выставляется не РОА, а ее значение, увеличенное в тысячу раз. Не 4,795, а 4795 балла. При такой системе сразу будет видно - кто и как занимался на протяжении восьми лет, а не только последних двух. Отпадет необходимость в выдаче медалей двух достоинств, количество медалистов значительно уменьшится, а золотую медаль можно будет вручать лишь тем, чей РОА выше 4950 баллов.

Эта система должна будет отменить некоторые положения нынешней системы; условный перевод, оставление на второй год, пересдачу экзамена. Переводятся все, независимо от показателей успеваемости, но с соответствующей рейтинг-оценкой за год. При этом неаттестация по предмету приравнивается к оценке «1», а не «2», тогда у нас действительно будет реальная пятибалльная шкала. По окончании школы аттестаты получают все, но с разными показателями РОА, который будет зеркалом их успеваемости.

Что дает такой аттестат для дальнейшего продолжения учебы? Достаточно много. Он реально расставит абитуриентов не только по способностям, но и по работоотдаче, по шкале умственного и трудового отличия.

Абитуриент подает в приемную комиссию вуза помимо всех стандартных документов, грамоты, дипломы и другие документы, подтверждающие его участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.д., которые являются профильными для данного учебного заведения. Например, в медицинский университет принимаются такие документы по биологии, химии, медицине, микробиологии, экологии и т.п. Эти награды реально отражают интеллектуально-познавательную активность абитуриента, его предрасположенность к научной деятельности - ИПА. Награды преобразуются в баллы ИПА согласно следующей схеме:

Таким образом, вузы дадут преимущественные баллы именно тем абитуриентам, которые на протяжении обучения в школе готовились к обучению будущей профессии. Необходимо подчеркнуть, что учитываются все достижения абитуриентов на протяжении всех лет обучения в школе.

Приемные комиссии суммируя РОА и ИПА достаточно четко расставят абитуриентов по шкале «полезности». Тогда меньше шансов попасть в вуз «левым» и «денежным».

Конечно, данная система РОА не бесспорна, в ней есть свои плюсы и минусы, но все же это несколько иной взгляд на всю систему оценивания в нашей школе. С некоторой корректировкой она вполне приемлема и в вузах. Поэтому предлагаю всем заинтересованным серьезно обсудить данный вопрос на страницах издания.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно