Настоящий гражданский полковник

4 февраля, 2005, 00:00 Распечатать

Он был одним из немногих руководителей избирательного штаба Виктора Ющенко, которые так ни разу и не побывали на трибуне Майдана...

Он был одним из немногих руководителей избирательного штаба Виктора Ющенко, которые так ни разу и не побывали на трибуне Майдана. Сначала из-за массы работы было не до того, а позже, признается он, — как-то не с руки. Поэтому широко популярной эту личность не назовешь. Хотя следившие за перипетиями президентских выборов по телевизионным передачам могли неоднократно видеть, как он, применяя лишь четкие формулировки, комментирует то или иное событие или, используя железные аргументы, обезоруживает своего оппонента, отважившегося вступить с ним в дискуссию. Наверное, поэтому у многих сложилось впечатление об Анатолии Гриценко как о человеке жестком, бескомпромиссном и даже авторитарном. И это, в принципе, недалеко от истины, с той лишь оговоркой, что жесткость и строгость по отношению к окружающим подкрепляется такой же требовательностью и к самому себе.

Когда фамилию Гриценко стали называть в качестве наиболее реального кандидата на должность руководителя оборонного ведомства, большинство экспертов закивали головами в знак согласия с тем, что украинской армии нужен таки гражданский министр. Однако мало кому известно, что Гриценко — полковник в отставке, имеющий за плечами 25-летний стаж военной службы. И потому у скептиков в погонах, без особой симпатии относящихся к «шпакам», нет оснований причислять к таковым Гриценко. В 1974 году мальчик из провинциального Ватутино без чьей-либо поддержки поступил в Киевское суворовское военное училище, которое окончил с золотой медалью. После этого было Киевское высшее военное авиационное инженерное училище. А еще позже, в начале девяностых, — Институт иностранных языков министерства обороны США и оперативно-стратегический факультет Университета военно-воздушных сил США. В 1995 году Гриценко совершенствовал свои знания в Академии Вооруженных сил Украины. А затем три года успешно применял их на практике, работая начальником управления проблем военной безопасности и военного строительства в Национальном научно-исследовательском центре оборонных технологий и военной безопасности Украины. Вместе с командой Александра Разумкова он пришел в СНБОУ, где руководил аналитической службой аппарата. И это была его последняя должность в государственных органах. В 1999 году Анатолий Гриценко стал президентом Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова. Тогда же он уволился из армии.

После этого Анатолия Степановича неоднократно приглашали в структуры старой власти, однако он не считал для себя возможным сотрудничать с ней. Если проанализировать трудовой путь нового министра обороны, можно легко обнаружить: ему доводилось не раз менять сферу приложения своих сил и очень быстро осваивать новые участки работы. Так, например, во время работы в СНБО в его ведении находились и вопросы религии, и отношения с Россией, и энергетика. Завидная работоспособность, собранность и отсутствие страха перед любого рода сложностями в реализации поставленных задач, свойственные Гриценко, помогали ему справляться с работой на отлично. В числе прочих преимуществ Анатолия Степановича —свободное владение английским языком. Правда, в отличие от других членов Кабмина, у него также хороший русский. Важно также заметить, что Гриценко — наиболее цитируемый на Западе эксперт по вопросам гражданского контроля над вооруженными силами и военно-политической реформы, а его книга, посвященная этим вопросам, написанная еще в 1997 году, является настольной у всех приезжающих в Украину военных атташе.

Если же говорить о недостатках новоназначенного руководителя оборонного ведомства, то в первую очередь к ним можно отнести отсутствие навыков в искусстве катания по паркету. Он не умеет нравиться, считая, что ценить его должны по делам, а не по умению проникновенно заглядывать в глаза или интриговать за спиной. Это может сослужить ему плохую службу при обращении в коридорах власти. Впрочем, как уже было замечено, Гриценко свойственна высокая обучаемость. Другое дело, захочет ли он постигать подобную науку.

Тем более что времени и сил у новоиспеченного министра на что-либо еще, кроме как на работу, останется едва ли. Первое, с чего он, скорее всего, начнет, — это глубокая и разноплановая инвентаризация того огромного и непростого хозяйства, руководить которым Гриценко назначен. Вероятно, он инициирует проверку Вооруженных сил контрольно-ревизионным управлением и прокуратурой. Одновременно новому руководству необходимо будет провести скрупулезный анализ, результатом которого должна стать максимально реалистичная оценка военных угроз и ресурсных возможностей Украинского государства. На основании этих оценок и должна строиться, или, как у нас принято говорить, реформироваться, украинская армия. Причем в полном соответствии с амбициозным планом по переводу Вооруженных сил Украины к 2010 году на контрактную основу.

Согласно видению, представленному в программе правительства, важнейшим условием для сокращения численности армии постоянной готовности является наращивание мобилизационного потенциала Вооруженных сил. А материально-технические и финансовые ресурсы, которые освободятся при сокращении излишних или недееспособных структур, будут направлены на повышение боеспособности и социальную защиту личного состава. Кроме того, как это и обещал во время предвыборной кампании нынешний Президент Украины, планируется сокращение срока действительной службы в ВС до 12 месяцев (для молодых людей с высшим образованием — до 9 месяцев), и распространяться это будет уже на призывников осени 2004 года.

В правительственной программе отсутствует упоминание о намерениях Украины продвигаться по пути вступления в НАТО. Но, по словам Гриценко, это связано со смещением акцентов из области громких деклараций в плоскость реальных действий. Непонятно, правда, что мешает совмещать одно с другим. Но, наверное, можно согласиться с тем, что вывод нашей армии из кризиса и построение Вооруженных сил в полном соответствии с лучшими мировыми стандартами необходимо прежде всего самой Украине. А если при этом откроется перспектива вступления страны в Североатлантический альянс, — это будет означать, что министр обороны вновь выполнил работу на отлично.

Вот как оценили кадровый шаг нового Президента эксперты, к которым «ЗН» обратилось за комментарием.

Борис Андресюк, первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны: «Мне легко оценивать Анатолия Гриценко, потому что я довольно часто встречался с ним при обсуждении тех или иных вопросов, касающихся национальной безопасности и обороны. С политической точки зрения, это назначение кажется мне достаточно удачным. Я, как один из авторов закона о гражданском контроле над армией, сторонник того, чтобы министром обороны был гражданский человек. Все-таки это соответствует новой идеологии построения современной армии и уходу от прежних стереотипов, от которых мы при всех потугах никак не можем избавиться. Поскольку Центр Разумкова все последние годы мониторил вопросы, связанные с обороной и вооружением, Гриценко владеет серьезной аналитической базой. Проблема заключается теперь в том, чтобы эту аналитическую базу соотнести с нашими армейскими реалиями. Я думаю, при наличии сильной команды у нового министра топтание на месте, чем занималось руководство ВС в последнее время, прекратится, и мы увидим реальные шаги по реформированию армии».

Анатолий Лопата, бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил: «Я знаю Гриценко как грамотного аналитика, способного принимать верные решения, как человека взвешенного и целеустремленного. Все остальное зависит от его способности сформировать команду, которая подставит ему свое плечо. Опыта работы на руководящих армейских должностях у Анатолия Гриценко нет, и потому сложностей ему не избежать. Чтобы их преодолеть, новому министру необходимо будет использовать опыт тех военных кадров, которые служат Украине много лет».

Владимир Горбулин, экс-секретарь СНБОУ: «Если Президент Украины принял решение, что министр обороны должен быть гражданским лицом, то назначение Гриценко, с моей точки зрения, —оптимальный вариант. Я знаю его по работе в Совете национальной безопасности и обороны, а также в Украинском центре политических и экономических исследований. Могу сказать, что его всегда отличало глубокое понимание вопросов, связанных с военной сферой. Возможно, это не касалось проблем оперативно-тактического характера. Однако если говорить о военно-социальных и военно-политических задачах, то журнал «Национальная безопасность и оборона», издаваемый Центром Разумкова под руководством Анатолия Гриценко, сумел продемонстрировать изрядную степень осведомленности и глубину аналитики. Если к этому присовокупится огромная организационная работа нового министра обороны и ему удастся создать творческую атмосферу в руководящем составе министерства, сплотив вокруг себя и гражданских специалистов, и кадровых военных, да еще наладить добрые отношения с Генштабом — стоящие на сегодня перед украинскими Вооруженными силами цели будут достигнуты».

P.S. От себя остается только добавить: мы очень надеемся на то, что после ухода Анатолия Гриценко с поста президента Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова он по-прежнему сможет оставаться самой влиятельной экспертно-аналитической структурой в стране.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно