«...НА ВРАГОВ ОН ОБРУШИЛ ДУБИНУ»

26 января, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 26 января-2 февраля

Интригующая история с назначением загадочного вице-премьера на место Юлии Тимошенко завершилась....

Интригующая история с назначением загадочного вице-премьера на место Юлии Тимошенко завершилась. После двухдневных намеков премьера, стало известно то, о чем еще в начале недели написала «Украинская правда»: вице-премьером стал директор «Криворожстали» Олег Дубина. Предполагается, что вице-премьер по промышленной политике будет курировать и вопросы ТЭКа.

Директором Криворожского государственного горно-металлургического комбината (КГГМК) «Криворожсталь» (Днепропетровская обл.) Олег Дубина был назначен на эту должность в декабре 1999 года. Ранее О.Дубина занимал должность генерального директора ОАО «Алчевский металлургический комбинат» (г. Алчевск Луганской обл.).

Надо сказать, что «Зеркало недели» давно отслеживает деятельность Олега Викторовича. И начали мы это делать именно с того момента, когда наш луганский корреспондент сообщил о том, что в кабинете нового директора Алчевского меткомбината появилась охрана с автоматами. Причиной тому стал конфликт между Олегом Дубиной и массой посредников сомнительного происхождения, роившихся над комбинатом, выпускающим ликвидную продукцию. Действия нового директора были решительными в начале и эффективными в дальнейшем. И это при том условии, что завод находился в регионе Донбасса, где, понятно, есть только один хозяин. Но, как известно, из всех правил бывают исключения. Позиция Дубины доказала это. Но лишь на то время, пока он руководил «Алчевским». С его переходом на «Криворожсталь» завод постигла та же участь, что и практически все предприятия этого региона.

В начале декабря прошлого года Президент Украины Леонид Кучма высказался в поддержку деятельности директора «Криворожстали» О.Дубины. В разговоре с гражданами Украины на «Уличном телевидении» в эфире телеканала ICTV Президент заявил, что «помогает решать все проблемы, которые появляются на этом заводе», в частности, проблемы нехватки коксующихся углей и электроэнергии. По словам Л.Кучмы, он собственноручно вычеркнул «Криворожсталь» из списка подлежащих приватизации предприятий, так как по итогам 10 месяцев прибыль комбината составила 1 млрд. грн.

Директор завода умудрился не только увеличить объем производства, но и сохранить хорошие отношения как с Президентом, так и с премьером. Именно поэтому кандидатура Олега Дубины устраивала обоих политиков.

Наблюдая за стремительно растущей карьерой Олега Дубины, не можем не заметить одной его особенности: этот человек чрезвычайно щепетильно относится к своей репутации. Остается надеяться, что он окажется верен своим принципам и в дальнейшем.

Не исключено, что назначение вице-премьера окажется не последним кадровым изменением в энергетическом секторе. Де-факто решение об отставке Сергея Ермилова премьером принято давно и по некоторым данным согласовано с Президентом. На прошлой неделе даже вырисовалась кандидатура нового министра — предполагалось, что им станет глава «Киевэнерго» Иван Плачков. Однако, по последним данным, этот вариант уже не является однозначным. Предположительно причиной отсутствия рвения у Ивана Плачкова занять этот пост стала позиция ЕБРР, который ни с того ни с сего поставил финансирование достройки блоков на двух АЭС в зависимость от приватизации «Киевэнерго».

В случае назначения Ивана Плачкова в продолжении курса реформирования ТЭК, определенного Юлией Тимошенко, можно было бы не сомневаться. В нынешней же ситуации повлиять на него может не вице-премьер, во многом разделявший реформаторские начинания предшественницы, а действующий министр, либо его сменщик.

Назначение Олега Дубины — беспартийного и политически незаангажированного директора на одну из ключевых должностей в правительстве, является достаточно ярким свидетельством того, что премьер не намерен тут же и немедленно формировать коалиционное правительство. Возбуждение отдельных партийных фракций парламента по поводу коалиционности правительства Ющенко, надо полагать, спровоцировано неверным понимание того, что сказал премьер. Ведь речь шла о консультациях по поводу будущих законных методик формирования коалиционного правительства. По сути квазикоалиционным является и нынешнее правительство. В нем присутствуют представители семи партий. И к чему это обязало парламентские ячейки представителей? Может быть, из-за того, что Кремень занимает пост министра, СДПУ(о) поддержало правительство? Нет, следовательно для того, чтобы парламент мог формировать правительство, необходимо, во-первых, уговорить Президента не накладывать вето на закон о пропорциональной системе выборов, во-вторых, внести соответствующие изменения в Конституцию, при которых назначает премьера и формирует правительство взявшая большинство в парламенте партийная коалиция, в-третьих, необходимо свести в один два центра исполнительной власти в стране, в-четвертых, если уж победители берут на себя ответственность за действия исполнительной власти, то назначать нужно не только кабинет, но и губернаторов, которые в таком случае должны подчиняться главе исполнительной власти — премьер-министру. Но это так, в будущем. Сейчас же Виктор Ющенко действительно готов сделать несколько замен в составе Кабмина. Но это совсем не значит, что он готов по этому поводу принимать условия всех 11 фракций, составляющих экс-большинство в парламенте. По всей видимости, не будут вестись переговоры с левыми. Очень мало шансов у фракций, представляющих костяк большинства. Исключения могут быть сделаны для «Трудовой Украины» или НДП. Не исключено, что место министра МЧС с дополнением функций министерства (например, вопросами админреформы) может быть предложено Дмитрию Табачнику.

Но в любом случае, ныне проводимые консультации не являются в чистом виде торговлей портфелями, цель которой — получение поддержки в парламенте во время отчета правительства по программе. Скорее всего, премьер будет вести консультации с теми фракциями, которые разделяют его видение экономических реформ. Среди них оба Руха, «Реформы и порядок», «Батьківщина» и, возможно, «Зеленые».

Кадровых изменений в правительстве не избежать. И не исключено, что премьер, несмотря на полученный опыт, вновь допустит ошибки, сделанные им в декабре, когда он пошел на поводу у симпатий, а не рационализма, как это было, например, с назначением Ивана Драча, Николая Жулинского, Ивана Зайца и некоторых других. Однако, надо полагать, один вывод премьер для себя сделал наверняка: от кадров зависит многое, но еще больше зависит от реальных возможностей самого правительства, как органа. Премьеру не хватает полномочий, как не хватало их в 1992—1993-х премьеру Леониду Кучме. Но тогда у Леонида Даниловича их было намного больше.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно