МЕХАНИЗМ ОБИРАЛОВКИ СЭКОНОМИВ НА ПОВЫШЕНИИ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ОСТАНОВИЛОСЬ НА ДОСТИГНУТОМ И ПОСТАНОВИЛО СЭКОНОМИТЬ И НА ПЕНСИОНЕРАХ

28 ноября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 28 ноября-5 декабря

…«Отклики с мест» в среду по УТ-1 были чудо как хороши. Шахтеры, крайне смутно представляющие, что д...

…«Отклики с мест» в среду по УТ-1 были чудо как хороши. Шахтеры, крайне смутно представляющие, что действительно происходит в бюджетном планировании и по скольку раз в день нарушается Бюджетный кодекс, простодушно радовались выделяемым на угольную отрасль 4 млрд. грн. и клеймили «Нашу Украину» за неконструктивизм в принятии столь замечательного для них бюджета на 2004 год. Радиопередачи были откликам под стать. С утра в четверг по радио озвучивалось напутствие премьера Кабмину не поддаваться на популистские предложения депутатов, рассказывалось, сколько защитников бюджета из «Донбассугля» выйдут под стены парламента и что замышляет оппозиция. Для пущего устрашения не хватало разве что песни «Вставай, страна огромная...»

В четверг 27-го на подступах к Верховной Раде резко увеличилась концентрация блюстителей порядка. Но демонстранты выглядели вполне миролюбиво, а сам парламент жил почти будничной жизнью. Кофе из парламентского буфета не исчез, а депутаты не отказывались позировать перед телекамерами.

Расстановка сил была более чем очевидной.
С 20 ноября, после заседания бюджетного комитета, когда правительству удалось вплоть до голосования удержать численный перевес своих сторонников
(18 депутатов большинства против 14 оппозиционных) и «продавить» необходимое решение, ни один серьезный аналитик не сомневался, что бюджет — в любом виде, с любым содержанием, хоть портреты Николая Яновича на каждой странице нарисуй —
27 ноября будет принят. Правда, убежденных и вынужденных защитников коалиционного Кабмина ждал конфуз за конфузом, однако этого не прогнозировал, кажется, никто.

Осечка вышла...

Неудачи начались еще во вторник, с голосования по отправке украинского миротворческого контингента в Либерию — не хватило голосов. Поэтому до 16 часов никто не рискнул выносить в зал судьбоносное для правительства и неприятное для страны решение о снижении минимальной зарплаты (МЗП) до 205 гривен. Нет, с каждым членом парламентского большинства была проведена воспитательная работа, и в то, что 205 лучше 237, «уверовали» даже самые стойкие. Кто не поддался на посулы дополнительных миллионов гривен на свой избирательный округ, был вынужден отступить перед обещанием неприятностей трудовому коллективу или интересам дружественных бизнесов — все мы люди, все мы человеки...

Путь был открыт. Ну не считать же серьезным препятствием навязанное оппозицией голосование за неконституционность правительственного проекта: четыре оппозиционные фракции не в состоянии собрать 226 голосов. Однако на последних минутах матча досадный гол в ворота большинства забил судья в поле — Владимир Литвин.

По смыслу абсолютно всем было понятно, что на финальное голосование он ставил проправительственный проект, согласно которому минимальная зарплата с 1 декабря с.г. снижается до 205 гривен. Однако слово — не воробей: из уст Владимира Михайловича прозвучала (и отложилась в стенограмме) цифра 4207. А под этим номером в секретариате ВР зарегистрирован... проект Л. Вернигоры,
А. Мороза и других социалистов, устанавливающий МЗП с
1 июля 2004 года на уровне 305, а с 1 декабря — 358 гривен. Если следовать букве Регламента, именно он и был поддержан сессионным залом, а пребывающий в больнице Президент подписал сутки спустя так и не проголосованный парламентариями документ...

Казалось бы, в следующий голосовательный день депутаты должны подтвердить свое решение, исправив оплошность спикера. Однако их ждали великие дела, в частности — принятие документа №4000-1 о внесении изменений в налоговые законы в связи с принятием госбюджета-04.

В конце октября мы уже подробно рассказывали читателям, что идея этого документа возникла после подачи правительством проекта бюджета-04 на первое чтение. Оказалось, что в бюджете полным-полно налоговых норм, которым там, по большому счету, не место: налоги в Украине должны регулироваться исключительно налоговым законодательством. Депутат Терехин инициировал изъятие этих норм в отдельный документ, ну а «по ходу пьесы» его дотачали всяческими новациями по части отмены налоговых льгот, уточнения процедур администрирования и пр. Но при этом правительство, оставляя за собой запасной аэродром, не поспешило ко второму чтению изымать налоговые нормы из бюджета. Так что статус документа №4000-1, который собирались голосовать в один день с главной финансовой сметой страны, был более чем туманным.

На эту коллизию несколько раз в течение сессионного дня обращал внимание своих коллег представитель бюджетного комитета «нашеукраинец» Валерий Асадчев. Бюджет — это баланс, тщетно доказывал он, и если налоговый закон действительно позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет на 2,5 млрд. гривен, то после его принятия бюджетный закон надо сперва корректировать, прежде чем принимать в целом. Иначе Кабмин получит 2,5-миллиардный ресурс без малейшего намека со стороны ВР на то, как его положено тратить. Если же все учтено в бюджетном законе, к чему терять время на налоговые дискуссии?

Никто из правительства ничего прояснять не стал. Тем самым косвенно подтверждая циркулирующее в депутатской среде мнение, что сверхзадача документа — сформулировать некие новые правила возмещения НДС таким образом, чтобы максимально ослабить в этом процессе позиции Государственной налоговой администрации и максимально усилить — Казначейства (читай — патронирующего его Минфина).

Но планам — по крайней мере, в нынешний четверг — не суждено было сбыться. Уже вскоре после того, как начался крайне муторный процесс голосования многих десятков отклоненных поправок, минфиновцы в правительственной ложе скисли. И сам Николай Янович выглядел не лучше, чем два его предшественника на министерском посту при прежних голосованиях в ВР налоговых законов. По доброй многолетней традиции поправки Кабмина собирали всего 120—130 голосов, а то и меньше.

А когда прошла поправка депутата Хомутинника, предписывающая новый механизм возмещения НДС ввести не с 1 июля, как настаивал Минфин, а с 1 апреля будущего года, стало окончательно понятно, что налоговая реформа снова зашла в тупик. Даже если закон будет проголосован, на него выпросят президентское вето...

Все решила случайность, являющаяся отражением закономерности: обидевшись на «Регионы» за не поддержанную поправку своего депутата, фракция «Трудовой Украины» не стала голосовать за принятие закона во втором чтении. В итоге очередная осечка — не хватило четырех голосов...

Мы наш конкретный мир построим

... А вот бюджет был принят. Как ни сопротивлялась оппозиция, закон о Государственном бюджете Украины на 2004 год получил поддержку 234 депутатов. Уже закрылось вечернее заседание парламента, когда, взяв у кого-то из оппозиционеров мегафон, премьер Янукович благодарил парламентариев за плодотворное сотрудничество.

Вообще-то Виктор Федорович выглядел на все сто: импозантный, великодушный, немногословный… Цены такому премьеру не было бы, если бы не подписанное им 20 ноября постановление №1783 «О мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан», предписывающее производить пересчет пенсий нынешним пенсионерам исходя из средней зарплаты за 2002 год в размере 306 грн. 45 коп.

Выходит, наш коалиционный Кабмин под руководством В. Януковича мало того что «пересмотрел» свои обещания по части минимальной зарплаты в 237 гривен уже с 1 декабря 2003 года — он еще залез в карман многим миллионам пенсионеров. Кстати, об этом при принятии бюджета во втором чтении заявлял председатель комитета по делам ветеранов, инвалидов и пенсионеров Петр Цыбенко, но о пенсионной реформе наши правительственные чины предпочитают говорить на торжественных заседаниях и ничего не слышать при дележе бюджетных денег.

Как известно, согласно закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании, который вступает в силу с 1 января 2004 года, в Украине будет произведен перерасчет пенсий всем нынешним пенсионерам. Чтобы максимально объективно учесть трудовой стаж и заработок выходивших на заслуженный отдых в самые разные годы и получавших зарплату кто в рублях, кто в гривнях, кто в купонокарбованцах, законодатель предусмотрел довольно сложную процедуру. Если говорить в самых общих чертах, во сколько раз заработок работника, с которого начислялась пенсия лет десять или двадцать назад, превышал тогдашнюю среднюю зарплату (СЗП) по стране, во столько раз он должен превышать среднюю зарплату за 2002 год. А потом с этой суммы берется процент, соответствующий количеству отработанных лет (за каждый год стажа — 1%), и на выходе получаем новый размер пенсии.

Казалось бы, «химия» здесь просто исключена: средняя заработная плата по Украине за десятки минувших лет значится в соответствующих статистических сборниках. Однако на поверку оказалось, что обобрать пенсионеров несложно. По статистике, СЗП за 2002 год составила 376 гривен, но для целей пенсионной реформы Кабмин повелел применять ее откорректированный размер — 306 грн. 45 коп. (376 — это зарплата «грязными», 306 — «чистыми», т.е. после налогообложения).

Увы, разработчики закона не учли коварную сущность нашего правительства и не додумались уточнить, какая именно СЗП должна применяться в расчетах. Причина? Для пенсионных целей во все времена применялся только показатель зарплаты до налогообложения.

Сколько после правительственного постановления будет получать пенсионер, я попыталась просчитать на примере трудовой пенсии своей мамы. Тут и далее — слегка округленные цифры: 45 лет трудового стажа, 255 рублей заработка, год выхода на пенсию — 1989-й.

В том году СЗП по стране составляла почти 218 рублей. Мамина зарплата превышала ее уровень в 1,17 раза (255 : 218 = 1,17). При СЗП 2002 года в 376 грн. сумма, с которой начисляется пенсия, определялась бы по формуле: 376 х 1,17 = 440 (грн.). 45% от этой суммы составят 198 грн.

А теперь применим коэффициент 1,17 к установленной Кабмином СЗП в 306 грн.

306 х 1, 17 = 358 (грн.)

45% от этой суммы равны 161 грн.

И, наконец, самое неприятное действие — вычитание. Из-за кабминовских благодетелей пенсионерка потеряет 198 грн. — 161 грн. = 37 грн. в месяц. Что равнозначно потере почти двухмесячной пенсии за год.

Абсолютно очевидно, что те, кто имел заработок повыше — скажем, 500 или 600 рублей в месяц, потеряют еще большие суммы.

Самое прискорбное, что нынешний пересчет — мероприятие единоразовое. И если минимальную заработную плату можно все-таки повысить в 2004 или 2005 году, то «обрезанные» сегодня пенсии пересчитываться больше не будут — ни по средней зарплате 2003-го, ни по СЗП 2004-го. Да, они будут индексироваться, но украденных, не побоюсь этого слова, денег индексация в полном объеме не возместит.

Это ли справедливый учет трудового стажа, это ли торжество закона по отношению к тем инициативным и трудолюбивым, о котором распространялся Николай Азаров при втором чтении бюджета?

Почему подобное стало возможным — объяснить очень просто. Что бы нам ни «впаривали», пенсионная реформа и поддержка пенсионеров — особенно если это не льготники — воспринимаются правительством Виктора Януковича как обуза. У нынешнего Кабинета абсолютно иные приоритеты. Скажем, модернизация шахт (читай — вброс денег угольным «генералам» на закупку оборудования по неконкурентным ценам с частичной канализацией денег на выборы), повышение зарплат силовым органам (а как иначе проводить последующие непопулярные бюджеты?), поддержка отдельных депутатских округов.

«Под уголь» на этапе второго чтения дополнительно выделили один миллиард гривен. На грамотное начало пенсионной реформы требовалось дополнительно всего-то порядка двух миллиардов, но никто и пальцем не пошевелил, чтобы их изыскать. Отобранные у моей матери и прочих «высокооплачиваемых» пенсионеров деньги пойдут на то, чтобы на 4,2% повысить пенсии тем, кто по новому, довольно жесткому, закону повышения пенсий просто не заработал, однако, по замыслу руководителей Пенсионного фонда, тоже должен почувствовать позитив реформирования. Но кто сказал, что правильнее обирать пенсионеров, а не проводить реформу, скажем, за счет экономии на депутатских и правительственных привилегиях?

Правительство побоялось затронуть интересы тех, кто, оставаясь на госслужбе, получает из казны по нескольку тысяч гривен льготных пенсий. Но в то же время Минфин недодал, как нам сообщили в Минтруда и соцполитики, около полутора миллиардов гривен на разграничение в 2004 году полномочий по финансированию выплат между Пенсионным фондом и госбюджетом. Видимо, когда в Пенсионном фонде намекнули, что если необходимых сумм из казны не будет, то и выплаты надбавок всяческим льготникам не будет — Фонд, мол, не резиновый, — ко второму чтению бюджета появилась ст.84-1: «Установить, что в случае недостаточности выделенных из Государственного бюджета средств по бюджетным программам, связанным с разграничением источников выплаты пенсий между Государственным бюджетом Украины и Пенсионным фондом Украины, пенсии, определенные законодательством для соответствующих категорий граждан, выплачиваются в полном объеме за счет средств Пенсионного фонда». Что в переводе на общечеловеческий значит: «Денег мы можем и недодать, но ты, Пенсионный фонд, по нашим обязательствам платить обязан».

И министр труда Михаил Папиев, и председатель Пенсионного фонда Борис Зайчук убеждали меня, что в окончательной редакции бюджета такой статьи уже не будет — дескать, ее откорректировали. Но в проголосованном депутатами постановлении о принятии бюджета во втором чтении так и не оказалось ни откорректированного текста, ни упоминаний о том, что статья изъята. И впрямь: а чего, собственно, нашей исполнительной власти стесняться залезать в карман Пенсионного фонда, если, согласно новому закону, он сохраняет статус центрального органа исполнительной власти и, стало быть, всецело находится под началом правительства? Нечего стесняться! В случае чего можно еще гривен по тридцать из скудных пенсий насшибать...

А вообще страшновато жить в одной стране с такими «реформаторами», как члены нашего правительства. Бюджетным законом на более поздний срок перенесено участие в пенсионной системе работников тех предприятий, которые перешли на фиксированный сельскохозяйственный налог, — и все потому, что правительство не захотело, согласно новому пенсионному законодательству, платить 800 млн. гривен на покрытие расходов по пенсионному страхованию этих людей. По-прежнему не урегулирован вопрос о полноценном участии в пенсионной системе представителей малого бизнеса. По сути, с июля, когда ВР одобрила наконец новое пенсионное законодательство, принято лишь одиознейшее постановление Кабмина от 20 ноября...

Что завтра?

Прогноз — неблагоприятный. По сути, у правительства нет стратегии, нет понимания, что все в экономическом организме взаимосвязано. Зато в избытке административного зуда и яростного желания чуть ли не силой пробивать отдельные несистемные решения. В общественное сознание активно насаждают мифы, подобные тому, что минимальная зарплата не может расти более высокими темпами, нежели ВВП. А почему, собственно, не может — особенно в среднесрочном периоде?! Неужели кадровый мор унес всех до единого специалистов из Минэкономики и Минфина, знающих, что валовой внутренний продукт состоит из трех частей: доходов корпораций, доходов финансового сектора и доходов домохозяйств, следовательно, искусство налоговой политики в том и состоит, чтобы стимулировать развитие определенной сферы, не убивая при этом других секторов.

Наши искусники явили себя во всей своей красе в процессе принятия закона о налоге на доходы физических лиц. С него — не просчитанного, принятого парламентом без серьезных дискуссий и учета всей суммы «за» и «против», — собственно, и начались многие нынешние бюджетные беды. Я сейчас даже не говорю о несуразицах, в частности, о дичайшей норме — взятки в Украине облагаются налогом по ставке 13%, над которой посмеется не один взяточник. Помесь экзотических налоговых воззрений Сергея Терехина, очень конкретных требований дончан («Чтобы платить поменьше!») и небесспорного российского опыта породили то, что мы с 1 января только примемся расхлебывать. Резко снижающиеся поступления от подоходного привели к жесткому дефициту средств в местных бюджетах-04, дефицит средств — к пересмотру объемов межбюджетных трансфертов, с одной стороны, и снижению минимальной зарплаты — с другой. Снижение минимальной зарплаты и задержка с восстановлением междолжностных соотношений — прямая дорожка к проблемам наполнения Пенсионного фонда...

Не умея, да и не желая системно мыслить, экономический блок правительства постоянно борется с последствиями неудачных решений вместо того, чтобы их не допускать. Неудачные решения подвергаются принудительному макияжу, чтобы выглядеть в общественном сознании удачными. Ни одна реформа не доведена до логического завершения — ни бюджетная, ни налоговая, ни аграрная, ни реформа оплаты труда. По многим направлениям идет очевидный откат назад, но с каждым днем все злее критика оппонентов и предшественников — такого, пожалуй, не позволяло себе ни одно предыдущее украинское правительство.

Неужели если в кране нет воды, во всем виноваты «Наша Украина» с Виктором Ющенко? Да кто в это поверит! Куда логичнее предположить, что вода по только что проложенному приватному водоводику пошла на выборы…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно