Летний взгляд на вещи, или Комментарии к прочитанным словам

15 июля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 15 июля-29 июля

Летний взгляд ленивей, но пристальней. Есть время всмотреться в мелочи, детали и прочие завитушки. Поглядеть в телевизор...

Летний взгляд ленивей, но пристальней. Есть время всмотреться в мелочи, детали и прочие завитушки. Поглядеть в телевизор. Почитать, наконец, программу действий новой власти. Тем более что аккурат через неделю исполнится полгода с момента инаугурации народного Президента страны. Небольшой, но юбилей — десятая часть каденции истекла. Можно делать кое-какие выводы, если не по делам, то по словам.

Тем паче, что слов сказано много. Появились новые. Президент, например, осваивает молодежный сленг, министры — руководящий. Если у Президента все подчиненные «классные», «уникальные» и «специальные», то у министров — лучше при цитировании переводить на какой-нибудь иностранный. В политический оборот вошло понятие «интересы Майдана». И появилась партия, эти интересы представляющая, она же партия власти, нами избранной.

И теперь мы — Майдан, власть и граждане пытаемся увидеть друг друга в новых лицах, ролях и ипостасях. И понять друг друга. Как это получится, как сложатся наши отношения — делать выводы рано, но комментировать уже можно…

О Майдане и бутербродах

Я помню Майдан, друзья. …И наша цель была в 2005 году — как можно быстрее дойти до каждого украинца и сказать: «Гражданин! Если ты избрал честную и профессиональную власть, уже через 365 дней твоя жизнь будет лучше. Причем ты это почувствуешь или в своем кармане, или на своем бутерброде. Он станет толще, там будет больше масла.

В.Ющенко, 17 июня 2005 г.

Наверное, Президент и гражданин, к которому Президент обращается, помнят Майдан как-то по-разному. В смысле смысловых акцентов.

Да, несомненно, гражданин вышел на Майдан, чтобы уже через 365 дней жизнь стала лучше. Но не совсем и не только в смысле бутерброда.

Как свидетельствуют результаты июньского социологического опроса, в массовых акциях ноября-декабря 2004 г. с оранжевой стороны участвовали более 21% граждан страны*. Из них 71% — это граждане, относящие себя к среднему классу. Пусть этот класс и специфически украинский, о чем не раз говорилось, но не бутербродом единым жив.

И доказал он это просто — бутерброд ему был обещан и оппонентом Виктора Андреевича на выборах не менее толстый. И более того, не только обещан, но уже в значительной степени выдан и даже съеден — если упомнить, например, что пенсии сравнялись с прожиточным минимумом именно при оппоненте, только называлось это по-другому. И зарплаты повышались на те же проценты. Но вышел украинский средний класс в абсолютном большинстве своем не на синий, а на оранжевый Майдан. Потому что, кроме бутерброда, кандидат на пост президента Ющенко обещал гражданам честную, прозрачную, профессиональную власть.

Слово Виктору Андреевичу. «Ключевая проблема в отношениях, на мой взгляд, власти и граждан была в том, что ключевые социальные программы практически были не обслужены, начиная с пенсий, заканчивая сиротами, детьми-инвалидами и т.д. И поэтому цель была — давайте 2005 год представим себе годом социальным, который очень быстро даст эффект социальной политики» (16 июня 2005г.).

Ключевая проблема в отношениях бывшей власти и граждан была не в этом.

Все социологические исследования свидетельствуют — она была в коррумпированности, мутности и общей пакостности бывшей власти. Граждане чудно понимали (и понимают), что отсутствие «обслуживания социальных программ» в богатейшей стране, давшей миру не одного миллиардера, не одну сотню миллионеров и занявшей первое место в Европе по количеству «майбахов» — есть прямое следствие коррумпированности власти. И вышли граждане на Майдан страны не потому, что на их бутербродах не было масла, а потому, что тогдашняя власть таки их достала — именно как граждан и именно своей беспредельной нечестностью, тупой ненасытностью и вселенским презрением ко всему, чего нельзя съесть — закону, праву и свободе.

Главный лозунг нынешний команды на выборах был — честные против нечестных, нравственные против безнравственных, бескорыстные против корыстных. Это был козырь, брэнд, преимущество, фишка, фенечка, если уж Президент перешел на молодежный сленг. И нынешняя команда победила, потому что ей поверили или очень хотели поверить, или больше некому было верить. И если она позволит себе себя же и скомпрометировать, дискредитировать…

И еще одно — помня Майдан, стоит очень отчетливо помнить и то, что среди стоявших на нем были не одни лишь сторонники Ющенко, там были просто противники старой власти, которым Ющенко еще должен только доказать, что они не ошиблись. А среди 70% на Майдане не стоявших — много его противников, которых надо убедить, что они ошибались. Тяжела, конечно, шапка, одно утешение — по доброй воле надета.

Гражданам нужна честная власть. И власть профессиональная, которая знает, что делает. При такой власти и в такой стране бутерброд будет толще по определению, он — производное. И не стоит унижать ни власть, сводя ее достижения к бутерброду, ни граждан — уверенностью в том, что они бутербродом удовлетворятся.

Но если Мономах считает, что бутерброд первичен, поговорим о бутербродах вкратце.

Об итогах вкратце

Выйдите, пожалуйста, на Крещатик — вы увидите: половина девушек с животиками ходят. Все хотят родить в Украине.

В.Ющенко, 17 июня 2005 г.

Первый этап борьбы с бедностью, унижавшей нацию годами, мы выиграли.

В.Ющенко, 9 июля 2005 г.

В части животиков — возможно, да. Выплаты, правда, начались в апреле, обозримые животики — уже в июне, но это бывает. Но особых успехов в борьбе с бедностью граждане в июне не заметили, несмотря ни на выплаты, ни на животики.

На вопрос о материальном положении их семей 16% опрошенных ответили, что еле сводят концы с концами, денег не хватает даже на необходимые продукты — против 18% в феврале; 46% — что им хватает на питание и покупку необходимых недорогих вещей — против 43% в феврале; 32% что в июне, что в феврале — что в целом на жизнь хватает, но приобретение вещей длительного пользования типа мебель, холодильник, телевизор, вызывает затруднения. Только 4% заявили, что живут обеспеченно, но квартира или авто не по карману — против 5% в феврале. И в десять раз меньше — 0,4% хоть в июне, хоть в феврале — могут позволить себе все что угодно.

Таким образом, если и ощутили победу на первом этапе, то, кроме делегатов съезда НСНУ, где о ней было объявлено, еще 2% граждан страны.

Поэтому в очередной и еще раз. 2005 год, который Президент предлагает «представить себе социальным», ни быстро, ни медленно «эффект социальной политики» не даст. А даст, скорее всего, эффект обратный.

Социальная политика, сведенная к поддержке нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, в условиях массовой бедности и безработицы, не является эффективной ни с социальной, ни с экономической точек зрения. С социальной — поскольку не решает кардинальным образом проблему бедности беднейших. С экономической — поскольку не ведет к значимому повышению платежеспособного спроса, способного оказать активизирующее влияние на производство, кроме узкого его сегмента, в котором более всего и резвится инфляция, — производства продуктов питания.

Такая социальная политика может быть приемлемой только как краткосрочная, не более. Ибо быстро ведет не к всеобщему благоденствию, а к замедлению темпов экономического роста — и порочный круг популистского патернализма замыкается.

Государственная политика, способная дать хоть социальный, хоть экономический эффект, — это политика, направленная на поддержку трудоспособного населения и установление адекватной цены труда. При такой политике трудоспособные сами позаботятся о своих родителях-пенсионерах (если понадобится) и детях до их выхода из категории дытынки, как говорит Президент. И еще государству останется — для помощи тем, кому она действительно необходима.

И что интересно — граждане, судя по результатам апрельского опроса, тоже склоняются к такой несложной логике, неблагодарные. На вопрос о приоритетности государственной поддержки трудоспособных/нетрудоспособных в условиях ограниченности бюджетных средств 48% граждан согласились с тем, что государство должно поддерживать трудоспособных путем значительного повышения зарплаты, создания рабочих мест и содействия развитию мелкого и среднего бизнеса. И ощутимо меньше опрошенных — 33% склонились к мысли о приоритетности поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных путем увеличения социальной помощи, выплат, субсидий и пр.

Так что, используй новая власть время авансов и кредитов общественного доверия, то можно было, не теряя лицо и рейтинги, не патернализмом заниматься, а экономикой. И граждане поняли бы и поддержали — если бы власть делала это честно и прозрачно…

О делах без комплиментов

Парни, говорю, начался день — вы одна команда. Делайте комплименты друг другу.

Делайте, что одному удалось то, другому то, мы попробуем еще так сделать…

Надо меньше заниматься пиаром. Политик может пиарить свою тему… А когда мы говорим об исполнительной власти, мы должны говорить делами, только делами.

В.Ющенко, 9 июля 2005г.

Да. Поэтому оставим комплименты парням и, пользуясь противоположной гендерной принадлежностью, поглядим на дела. Не то чтобы говорить комплименты — плохо, доброе слово и кошке приятно. Есть и такой педагогический прием, вполне приемлемый. Чтоб не сформировать комплекс неполноценности, чтоб подбодрить, чтоб локоть друга. Как в американских фильмах — «Джимми, у тебя получится!». Но, во-первых, комплексом неполноценности новая власть, похоже, не страдает, а во-вторых, она, к счастью, вполне здравствующая.

Итак, граждане хотели власть честную.

Чтобы быть честным, надо соблюдать закон, это аксиома. Несколько десятков новых лиц новой власти в течение четырех месяцев открыто нарушали Основной Закон страны, совмещая посты в парламенте и правительстве или в «президентской вертикали». Гарант Конституции нарушение не пресек, был занят — издавал указы с неведомым закону грифом «не для печати», практику чего обещал прекратить, как только его нога вступит на пост…

Президент декларирует приверженность закону. Почему же, накладывая вето на Кодекс административного судопроизводства, он предложил парламенту внести в него изменения, согласно которым физические и юридические лица лишаются права на обжалование незаконных решений главы государства и правительства Украины, а также правительства АР Крым? Ведь таким образом некоторые особо высоко гражданами поставленные элегантно выводятся за рамки действия закона, равного для всех. А граждане в своих равноправных отношениях с властью, в случае принятия парламентом предложения гаранта, смогут оспорить в страстно ожидаемых административных судах разве что решение начальника родного жэка…

Гаранту, чтобы быть честным, надо чтить закон вдвойне — и самому соблюдать, и от парней соблюдения требовать. Ибо столь же аксиома — сила закона в неотвратимости наказания за его, закона, преступление.

Плохие парни, наказать которых тоже обещал гарант, между тем, удачно и не торопясь, собрали свой нехитрый скарб и кто куда разбежались. Хай их теперь наша доблестная милиция по миру ловит, за деньги, между прочим, налогоплательщиков. Или не ловит? Вопрос возникает и стоит, ибо дебаты между новой властью и новой оппозицией, процессы разбегания-ловли сопровождающие, очень уж напоминают классику из политической жизни британской оппозиции: если вы будете на нас клеветать, мы скажем о вас правду… Интересно, найдут ли Бакая в Москве, а Засуху в Ковалевке?

Чтобы стать нечестным, не надо обязательно воровать и попадаться, и судом быть признанным виновным. Достаточно один раз сказать одну маленькую неправду. Одиножды солгавший, кто тебе… Никто. А Книга книг знает, что пишет.

В Литве недавно ушел в отставку министр экономики В.Успасских. Причин две: первая — лоббирование интересов бизнеса, принадлежащего его жене, вторая — неправдивые данные об образовании. Министр заявил, что закончил Академию народного хозяйства им.Плеханова, чего Плехановка не подтвердила. По требованию депутатов В.Успасских вышел из состава сейма, в Литве, кстати, одновременное пребывание в законодательной и исполнительной власти Конституцией не возбраняется.

Похоже, да? Только в Украине это был министр юстиции, ни в какую отставку он не ушел, и никто этой отставки от него не потребовал. А совсем даже наоборот.

Комментируя приставания журналистов на сей счет, Президент заявил: «Должность министра — политическая. И я не считаю, что наличие образования — это тот вопрос, которым должен заниматься Президент. Это подмена понятий, и я знаю, кто за этим стоит».

Что хотел этим сказать Президент? Что политику можно делать без образования? Что должность снимает вопросы о подлоге документов? Что если «за этим кто-то стоит», то можно лгать?

Как человек, который лжет, может представлять в стране правосудие? Как граждане могут верить министру, который лжет? И самое главное — а на каком моральном основании после этого Президент может требовать, чтобы другие не лгали, в том числе ему самому?

…Недавно в Тернопольской области граждане волновались и протестовали — оказалось, что двое из вновь назначенных глав райгосадминистраций не имеют высшего образования. Смешные люди, хвора нація, как говорит Президент…

Самая страшная ложь — полуправда. Уронив доллар, правительство не постеснялось заявить, что в результате этого «в долларовом эквиваленте увеличились доходы наиболее незащищенных слоев населения». Попробуйте возразить, в следующий раз в турецких лирах посчитают. О том, что сбережения воображающих себя средним классом уменьшились — правительство умолчало, очевидно, полагая, что они из увеличившихся доходов еще накопят, какие там их годы.

Граждане хотели власть прозрачную.

Первым тестом на прозрачность для новой власти были кадровые назначения, по времени последним — повышение зарплат высшим чиновникам страны. А посередке — вагон и маленькая тележка: повышение тарифов на железнодорожные перевозки и почтовые услуги, установление нового прожиточного минимума на 2006 г., канувшее в забвение обещание публично декларировать доходы всех новых лиц, их чад и домочадцев et cetera, et cetera

Единственная реформа, набирающая обороты столь стремительно, что общественному мнению за ней не угнаться, — территориальная. По мнению Р.Бессмертного, провести реформу следует молниеносно, до выборов 2006 г. Испытание планируется провести на жителях Киевской области, оно обойдется в 600—800 млн. грн. Жители, как укушенные, носятся по стихийным сходкам, стремясь узнать, что будет? Кто-нибудь видел билборды, налепки и нашлепки с картами области и внятным, как предвыборная листовка, объяснением сути, смысла и что получим на выходе?

Эта реформа непрозрачна сама и прозрачности власти раз и навсегда не предполагает. Ибо сделать власть прозрачной и доступной в любой точке страны — это создать «электронное правительство» — мероприятие, в стране давно планируемое и исправно какие-то деньги поедающее. А коль скоро непрозрачна — то стоит ли обижаться, что намерение столь оперативного ее проведения рассматривается отдельными гражданами как попытка получить много мутной воды перед выборами? Ведь годами реестр избирателей сделать не могут, а тут…

О примерах из жизни

У нас есть два пути… Не ждать манны небесной от Ющенко, а делать так, как делает Ющенко. И не делать того, чего не делает он: не давать и не брать взяток, не обманывать, требовать, чтобы законы выполнялись. И требовать от власти исполнения ее обязанностей.

Ю.Павленко, февраль 2005 г.

Вы должны быть безгранично преданны, иметь бессонную жизнь. Вы должны на работу ходить с утра до глубокой ночи. С 9 до 5 ваша работа никогда не будет успешной. Тем более с обедами, с перекурами, с кофе, чаями. Я бы просил быть очень деликатными. К вам приходят наиболее ранимые группы людей, если они на вашем рабочем столе застают кофеварку, в регулярном режиме работающую, а там пончики. Посмотрите за фигурами своими, пожалейте себя. Не демонстрируйте этой вольготности.

В.Ющенко, 23 июня 2005 г.

Ох, прав Президент, трижды прав. И про культуру маркетинга, и про пончики. Вот если бы он сам не начал с резиденции…

Когда-то НАСА провело исследование на предмет конформизма — англиканская церковь ни при чем, речь идет о подражании авторитету. Выяснилось, что в любой группе, от микро- до нации, всегда найдутся 10% особей, которые, что с ними ни делай, будут нарушать закон и все принципы человеческого общежития, 10% — которые, хоть ты их стреляй, никогда ни за что ничего не нарушат. Остальные 80% — будут вести себя так, как ведут себя лидеры, вожаки, элита. И хочет Президент или не хочет — парни будут не только его слушать, а на него смотреть. И на него же и на его уникальных и специальных парней смотреть будут граждане, нация.

Есть вещи относительно безобидные. Ну, привносит Президент национальный колорит в убранство служебного кабинета. Почин подхвачен. Ривненский, к примеру, губернатор выставил у себя коллекцию народных костюмов, повесил саблю, собрал подчиненных и вполне официально потребовал привести кабинеты в надлежащий вид, поскольку «каждый, кто посетит кабинет руководителя, должен видеть, что здесь работает украинская власть».

Есть вещи безобидные не столь. Если Президент позволил кому-то солгать, то будут лгать ему. И, возможно, лгут. В прошлом месяце, в очередной раз подводя итоги 100 дней, Президент сообщил, что стараниями новой власти уже улучшилось положение социально незащищенных — «от дытынки до пенсионера, каждому из которых я сегодня смогу честно смотреть в глаза».

А знает ли Президент, что когда он это говорил, в некоторых городах и весях врачам, а за ними — учителям руководители рекомендовали уходить в отпуск без содержания? Не глянуть ли в глаза тому врачу? А если ту дытынку или пенсионера к нему на прием приведут, ан нет гиппократа — в отпуске, на вольных хлебах.

То есть, если отдельные граждане будут лгать Президенту, то Президент будет лгать другим гражданам, и отнюдь не отдельным, ибо где бы чего он публично ни говорил, как Президент он говорит с нацией.

Многие, очень многие граждане страны готовы не только не замечать, но и оправдывать мелкие шалости новых лиц новой власти. Кто — искренне, это не страшно и может закончиться только перепалкой двух физических лиц по поводу любви к тому или иному политическому лицу. Кто — не очень. И это опасно. Ибо они оправдывают, чтобы самим делать так же. И будут делать. А у власти будет право спросить?

А на все на это смотрит столь нужная нам Европа и столь нужные нам стратегические инвесторы… Им не нужны отчеты о борьбе с коррупцией.

Новая власть, как и предыдущая, посещая зарубеж, предпочитает останавливаться в самых презентабельных отелях, а в них — в таких же апартаментах. В Брюсселе, например, в Конраде, где президентский номер стоит 2500 евро в сутки, или, если интересно, — две месячные официальные зарплаты самого Президента, или полсотни минимальных зарплат нации в стране, которую Президент представляет.

Удивить Европу этим вряд ли можно. Там демонстративное потребление не поощряется, порицается и считается моветоном, это удел богемы, тусовки. А если кому-то очень надо внушить всем, что реприватизация, кампания против олигархов может негативно отразиться на инвестиционном имидже страны, то не надо. На этом имидже негативно отражается, в частности, именно роскошь правителей богатых стран, но бедных народов. А приватизация, национализация, реприватизация — если все это происходит, опять и еще раз — честно, прозрачно и законно, никому нигде не мешала.

Голос из зала

Парни, дорогие друзья!

Мы вас теряем. Даже досужий летний взгляд на происходящее может отметить, что на новом лице проступают знакомые черты.

Первый звонок есть, тенденция или нет, сказать пока невозможно — и это шанс. Но если в феврале были уверены в том, что события в стране развиваются в правильном направлении, 51% граждан страны против 24%, имевших противоположное мнение, в апреле — 54 против 24%, то в июне — 43 против 31%. И особо — теряя в поддержке среднего класса, курс развития событий не приобретает ее в среде низшего. Уровень одобрения курса средним классом упал с 53 в феврале до 45% в июне, низшим — с 47 до 39%, соответственно. Поймите, бутерброд — это не все…

Нам по-прежнему нужна честная прозрачная власть, верховенство права, закона и свобода. И у нас по-прежнему есть шанс… И мы готовы участвовать, помочь и поддержать.

О поддержке Президента
и правительства путем понимания

Инаугурация Ющенко — только начало истории. Народ должен поддержать своего Президента, действия правительства пониманием и работой.

Ю.Павленко, февраль 2005 г.

Устами министра глаголет истина.

Одна беда — народ и рад бы поддержать пониманием, но плохо понимает, что именно поддерживать.

Когда-то классик, книги которого из библиотек уже выбросили, следующим образом популярно объяснял разницу между трудовой деятельностью человека и пчелы, которая, как известно, тоже прилежно трудится и созидает. «Самый плохой архитектор, — писал он, — отличается от самой хорошей пчелы тем, что, прежде чем построить что-либо в действительности, он строит это в своей голове». Называется — план, программа, проект, чертеж и прочая смета, а теперь уже и «дорожная карта».

Правительство Ющенко (так, кажется, рекомендовано его называть ныне недействительными темниками?) предложило народу программу действий, которая на поверку и по честной характеристике премьера есть не совсем программа, но «философия». Программу эту народ, как водится, не читал (читали только 5%, кстати, напрасно, много интересного). Но полагал, что Президент, обещавший общаться с народом чуть ли не еженедельно посредством радио и телевидения страны, объяснит. Однако Виктор Андреевич вышел на связь один только раз и то не с тем, чтобы конкретные планы на завтра рассказывать.

Зато появилось множество программ, в которых путается не только народ.

В феврале тезка по должности Кондолизы Райс заявил: «Секретариат Президента готовит семь стратегических проектов, которые Виктор Ющенко предложит обществу. Одним из проектов, который начнет реализовываться в ближайшие дни, станет программа по вопросам религии». Кто из общества, кроме того, что слышал о программе по религии (уж больно громкий был резонанс), видел шесть остальных?

В мае, отчитываясь о первых 100 днях работы, правительство сообщило, что уже выполняет 17 программ Президента Ющенко. Почему-то думается, что это не те, что в секретариате писались. Набор программ правительства включает программы разные — и отраслевые, и функциональные, и трудно определимые, и с названиями, и без, и то ли одну, то ли две лекарствам посвященные. Не прошло и двух недель, как министр здравоохранения сказал, что к концу года министерство разработает «программу, направленную на урегулирование цен на лекарства». То есть две уже есть, а это будет третья, или тех нет, а эта будет?

На парламентских слушаниях 7 июля Кабмину рекомендовали до сентября разработать концепцию Государственной программы борьбы с бедностью и до октября подать программу на рассмотрение парламенту. А 9 июля, как уже отмечалось, Президент сообщил, что первый этап борьбы с бедностью успешно преодолен. Это сверх программы, вольные упражнения как бы, или это первый этап той программы, которая будет после концепции, которую разработают? А те программы, которые то ли есть, то ли будут — они на каких расчетах каких ресурсов строились, если у нас никто не знает, ни что у кого есть, ни кто где работает, ни у кого сколько? Хотя требовать такого знания — слишком. Тут сами программы не инвентаризированы, размножаются, как тараканы, как народу поддержать пониманием?

И что обидно — если все послушать, то масса здравых мыслей, чудесных идей и намерений. Но масса, просто масса… Куда идти сегодня, куда бежать завтра, за чем занимать с утра, когда и где записаться в очередь на поддержку Президента и действий правительства работой?

У прежней власти, помнится, тоже не было недостатка в благих намерениях, выраженных в массе очень хороших программ…

То же, но путем работы

Я знаю, что занятость возникает тогда, когда цветет экономическая активность.

В.Ющенко, 23 июня 2005 г.

А как бы народ хотел поддержать Президента и действия правительства работой — словами не передать. Но работы как особо не было, так особо и нет.

Зато появился президентский указ от буквально прошлого понедельника «Об усовершенствовании государственного регулирования в сфере занятости населения и рынка труда в Украине». Указ предписывает правительству и прочим ответственным структурам «принимать в течение 2006—2009 гг. меры по созданию ежегодно не менее 1 миллиона рабочих мест», указывает, где их, рабочие места, прежде всего создавать — «в сфере инновационного и высокотехнологичного производства, в сельском хозяйстве, социальной сфере в сельской местности, в сфере услуг и туризма, а также в монофункциональных городах» и указывает путь — «путем предоставления населению государственной поддержки для организации предпринимательской деятельности, превращения самозанятости населения в высокоэффективный малый и средний бизнес».

Для всего для этого до 31 декабря текущего года то же правительство, НАН Украины при участии организаций работодателей и профсоюзов должны «разработать прогнозные показатели потребностей экономики государства в квалифицированных работниках и специалистах на период до 2010 г.».

Три вопроса и одна мысль возникают после прочтения документа.

Вопрос первый: на основании чего будут разрабатываться прогнозные показатели, если, как было сказано выше, сколь-нибудь внятной программы социально-экономического развития страны до 2010 г. (то есть ориентиров развития производственной базы) не было, нет и к исходу года не предполагается?

Вопрос второй: почему в этом указе ни слова нет о намерениях грандиозного строительства и соответственно — создания в нем рабочих мест? Неоднократно говорилось и практикой проверено — одно рабочее место в строительстве автоматически тянет за собой пять таковых же в смежных отраслях.

Вопрос третий: как считать будем? Ведь в законодательстве понятие «новое рабочее место» не определено и в статистике, естественно, отсутствует. Может, поэтому за первый квартал текущего года рабочих мест вроде было создано 180 тысяч, а если и дальше правильно считать, то к концу вполне мог бы быть первый миллион…

Одна мысль: активность создания рабочих мест во всем перечисленном в указе прямо и непосредственно зависит от наличия/отсутствия инфраструктуры. Если учесть, что под этим красивым словом скрываются транспорт, связь и коммунальное хозяйство, то понятно, что в нашем случае речь идет, скорее, об отсутствии.

Пример из жизни родного села. Село находится в 20 километрах от вполне областного центра Черкассы, что не помешало ему прийти в полный упадок. И появился прошлым летом в селе стратегический инвестор, веселый рыжий немец, как выяснилось, несколько рассеянный — умудрился мобильник в черкасской гостинице забыть. Поглядел инвестор на имеющиеся в селе остатки мощной когда-то птицефабрики и решил ее восстанавливать и ножкам Буша крылышки слегка подрезать. Уже и по рукам с сельской громадой ударили. И по этому случаю решил веселый немец позвонить в свой ганзейский город Бремен из сельсовета. Дальше рассказывать?

Таких примеров из жизни родных нам сел и городов — всему ведомству г-на Червоненко за год не перевезти. Нет у нас инфраструктуры, если километров 20 от областного центра, ну нету.

А ведь любому и пацифисту, и экономисту известно, что «экономическая активность цветет» только там и тогда, где и когда инфраструктура есть. Ибо хоть она и «подструктура», и хоть отрасли, в нее входящие — не основные, а вспомогательные, но именно она эти основные обслуживает и без нее они, такие основные, ничто.

То есть цепочка вырисовывается такая: инфраструктура — экономическая активность — занятость. И никак не наоборот, или с середины. Все нынешние развитые страны мира, от огромных и Соединенных Штатов до крохотной Дании выходили из разной степени Великой депрессии одной дорогой — строительства дорог. То есть элементарной, исходной составляющей инфраструктуры.

Во-первых, строительство обычной дороги может поглотить огромное количество неквалифицированной и иноквалифицированной, скажем так, рабочей силы и даже дать ей ту или иную строительно-дорожную квалификацию, и шахтер, возможно, скорее склонен дорогу строить, а не фермерством заниматься.

Во-вторых, строить дороги вполне возможно путем общественных работ, как это делалось в упомянутых уже США, Дании и прочих ныне развитых. За спецовку, еду, место в палатке и доллар в день, по-нашему — 150 гривен в месяц. Очень немного, но ведь временно и с получением задаром квалификации и большого почета, который в ныне развитых общественным работам создавать умели.

В-третьих, по обеим сторонам построенной дороги как раз и расцветает то самое превращение самозанятого населения в высокоэффективный малый и средний бизнес, и что интересно — именно в указанной в указе сфере услуг и туризма. А если эту дорогу строить в сельской местности, то тут вам и местность, и в ней же социальная сфера, и бизнес, и занятость. А если учесть, что транспорт, связь, бизнес и занятость тянут за собой социальную инфраструктуру — образование и здравоохранение, а если учесть… В общем, если все это учесть, то ни шахтеров на фермеров переучивать не надо было бы, ни юных медиков с педагогами в село обязаловкой загонять.

А если учесть, что инфраструктура — это современная связь, то в телефонизации, компьютеризации всей страны и включении ее во Всемирную паутину рабочие места высококвалифицированных специалистов от инженеров до тех, названия которых обычный украинец еще не выучил. Тут никаких общественных работ, а чистая занятость.

И наконец, в-четвертых. На недавнем мини-Давосе Президент назвал пять инвестиционных «принад» страны: близость к ЕС, европейские ориентиры в экономических правилах и стандартах; высокое качество человеческого капитала, образованность и высокая мотивация работников; транзитные возможности; неисчерпанный доселе перечень предприятий, интересных с точки зрения приватизации. Ни одна из них без инфраструктуры доброго слова не стоит. Можно, конечно, проложить по территории страны два-три трансъевропейских коридора, чтобы звание транзитной оправдать. Гражданам удобнее будет по ним из страны уезжать, в поисках работы в ЕС, благо, мы к нему близко.

На съезде наследников Майдана Президент объяснил суть и смысл упомянутой территориальной реформы. Очень трогательно, что в селе Великие Веники будет не только сельсовет, а и нотариус, и юрист, и прочий гражданину полезный человек. Но от этого от села Малые Веники до них не будет ближе. Ибо — смотри выше — инфраструктура, однако.

А в компьютеризированной школе плюс инфраструктура (на сей раз телефон и Интернет) можно, собственно, разместить тот самый интернет-киоск, откуда любой сельский гражданин может по Интернету получить и отправить… И не ходить, не ездить… Мы хотели приблизить власть к народу? Получите. Свести на нет контакты гражданина с чиновником во избежание, в частности, вымогательства и давательства? Получите… Мечты-мечты. А все же представьте себе: вы сидите и захотелось вам справку их жэка получить. Вы набираете электронный адрес, излагаете просьбу, и через три дня получаете по обыкновенной почте справку…

Однако каждому — свое. Гражданам мечты, власти — слова, слова, слова…

*Всего в массовых акциях ноября-декабря 2004 г. участвовали 29,2% опрошенных. В поддержку В.Ющенко — 21,2%; в поддержку В.Януковича — 6,7%; в поддержку и В.Ющенко, и В.Януковича — 1,3% (в период массовых акций могли быть случаи перехода приверженцев одного кандидата на сторону другого — это учитывалось при составлении вариантов ответа на содержащийся в анкете вопрос). Не принимали участия в акциях — 70,8% респондентов.

В статье используются данные социологических опросов, проведенных Центром Разумкова во всех регионах Украины в 2005г.: с 23 по 28 февраля (опрошены 2012 респондентов в возрасте от 18 лет); с 23 по 28 апреля (2010 респондентов); с 27 мая по 2 июня (2008 респондентов). Теоретическая ошибка выборки всех исследований не превышает 2,3%.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно