«Каменный век» в образовании завершился. Наступает бронзовый?

4 февраля, 2005, 00:00 Распечатать

Пятилетка В.Кременя на должности министра образования останется в памяти благодарных школьников и их родителей введением 12-летки и 12-баллки...

Пятилетка В.Кременя на должности министра образования останется в памяти благодарных школьников и их родителей введением 12-летки и 12-баллки. А педагогам — «антибукетным» приказом, запрещающим брать от учеников даже цветы, не говоря уже о других подарках. (Кто там возмущается, что в образовании процветает коррупция?..) В целом же на ниве отечественного образования значимых достижений не наблюдается, обещанных качественных подвижек в направлении европеизации образования тоже не произошло.

Похоже, образование и наука недооцениваются и новой властью как наиболее эффективный фактор экономического роста и европейской интеграции.

Новым министром образования и науки назначен Станислав Николаенко, председатель комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады. Президент Всеукраинской ассоциации работников профобразования.

Член Социалистической партии Украины, секретарь Политсовета СПУ.

Родился 9 февраля 1956 года в с. Богдановка (Знаменский район, Кировоградская область).

В 1978 г. закончил Украинскую сельскохозяйственную академию по специальности инженер-механик. Вторую специальность – политолог-социолог – получил в Одесском институте политологии и социологии (1988 – 1991 гг.) Работал преподавателем в сельскохозяйственном техникуме, директором профтехучилища, секретарем Каховского горкома комсомола, инструктором Херсонского обкома комсомола, секретарем райкома партии, в управлении образования Херсонской облгосадминистрации, доцентом Херсонского педуниверситета. В 1994 г. избран депутатом Верховной Рады Украины.

Автор (соавт.) более 20 научно-методических работ и публикаций по педагогике. Кандидат педагогических наук (тема кандидатской диссертации: «Дидактические основы подготовки специалистов для сельского хозяйства в высших профтехучилищах по курсу «Основы рыночной экономики»).

К компетенции руководства МОН относится не только профтехобразование, но также дошкольное, среднее и высшее образование, а также сфера науки. В образовательно-академической среде не скрывают разочарование в связи с назначением на должность министра С. Николаенко. Многие европейски ориентированные ученые ожидали, что на этот пост будет предложен ректор Львовского национального университета им. И.Франко Иван Вакарчук. Как настоящему ученому и организатору, который, по мнению многих, способен «реализовать европейский вектор развития образовательно-научного комплекса Украины». К тому же известно, что образовательную предвыборную программу для В.Ющенко разрабатывали ученые Львовского университета.

В программе правительства, в разделе «Образование и наука», состоящем из нескольких пунктов, этим важнейшим областям общественного прогресса отведена достаточно скромная функция: подготовка высококвалифицированных кадров. В то же время в сегодняшнем мире существует понятие «общество знаний». Именно благодаря приоритетному развитию образования и науки многие страны, в частности Финляндия, смогли за сравнительно короткий срок создать инновационную экономику и удивляют соседей темпами экономического роста. В Украине же сохраняется отношение к системе образования как ко второстепенной вспомогательной структуре, задачей которой является подготовка специалистов по определенным государственным стандартам. Очень незначительная часть государственной научно-технологической политики приходится на МОН.

По мнению академической общественности, практика объединения руководства образованием и наукой под «одной крышей» себя не оправдала. Предыдущий министр опекался преимущественно образованием, ну и частично наукой – педагогической. Большая часть бюджетных средств уходила на нужды образования, и лишь небольшая толика направлялась на реализацию научных проектов и программ. «Должен быть единый распорядитель средств, выделяемых на научно-технологическую сферу, — убежден академик Ярослав Яцкив, занимавший в свое время руководящее кресло в МОН. — А не сорок, как сейчас. У каждого ведомства имеется своя «наука», финансовый ручеек, который ее подпитывает. Даже у налоговой администрации есть «наука». Это ведет к распылению средств, неэффективному их использованию».

Практика перетягивания финансового одеяла, по-видимому, сохранится и впредь. И, наверное, нетрудно догадаться, в какую сторону. В недрах АПН создан Институт профтехобразования. Может быть, вскоре и МОН переименуют?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно