БУДЕТ ЛИ УКРАИНСКАЯ ГРОМАДА СИБИРЬЮ ПРИРАСТАТЬ

17 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 17 октября-24 октября

Мой собеседник - председатель Общества украинцев Тюменской области, член Международной украинской координационной Рады, заместитель председателя Объединения украинцев России Павло Клименко...

Мой собеседник - председатель Общества украинцев Тюменской области, член Международной украинской координационной Рады, заместитель председателя Объединения украинцев России Павло Клименко.

- Пан Клименко, расскажите, пожалуйста, о жизни выходцев из Украины в Тюменской области.

- Как известно по переписи 1989 года, этнических украинцев, проживающих на территории Тюменской области, насчитывается более 260 тысяч. Выходцев же с Украины проживает около 600 тысяч человек. Это составляет более 20% из всего населения области (3,2 миллиона человек). Известно также, что в нефтегазовом комплексе - главной отрасли промышленного производства области, вплоть до 1991 года, на условиях организованного набора в режиме так называемого «вахтового метода» ежегодно привлекалось порядка 200 тысяч рабочих из Украины.

В 1993 году вышел указ президента РФ об обязательном лицензировании иностранной рабочей силы, который стал причиной резкого сокращения привлекаемых, в особенности из Украины, трудовых ресурсов. Можно с сожалением констатировать, что общее снижение уровня добычи нефти и газа в области, не в последнюю очередь связано с возникшим дефицитом квалифицированных рабочих ресурсов, в прежние годы регулярно поставляемых в Сибирь Украиной.

Общество украинцев Тюменской области было создано на учредительной конференции в 1992 году. Это во многом способствовало решению многочисленных вопросов, затрагивающих жизненно важные интересы украинской диаспоры. Так, за последние годы удалось открыть в Сургуте, Тобольске и в Ишиме воскресные школы для детей, в Нижневартовске функционируют классы, где факультативно ведутся занятия по украинскому языку, литературе и истории. В Сургуте эта школа действует уже пять лет. Нам также удалось организовать самодеятельные фольклорно-этнографиические ансамбли в Тюмени, Сургуте, Ишиме, Тобольске и Нижневартовске.

В июле 1995 года в Тюмени было открыто Генеральное консульство МИД Украины. Разумеется, этому в значительной мере способствовало и то обстоятельство, что на протяжении десятилетий Украина вносила значительную долю инвестиций в развитие производственно-экономической и социально-культурной инфраструктуры области.

- Скажите, какова координация руководимого вами общества с другими подобными общественными объединениями украинцев на территории Российской федерации?

- Признаюсь, что, к сожалению, вопросы взаимодействия пока еще недостаточно проработаны и ждут своего конструктивного решения.

В 1993 году мы попытались создать Координационный центр украинской диаспоры России в Москве. Руководители региональных общественных объединений, в качестве сопредседателей оргкомитета, готовили I Конгресс украинцев Российской Федерации. В октябре 1993 года конгресс был проведен в Москве.

К сожалению, с момента образования этого руководяще-координационного института мы не получили от федеральных властей РФ требуемого эфирного времени ни на РТ, ни на радио. Не было проведено ни одного мероприятия с участием региональных структур, что стало причиной общего снижения изначального энтузиазма активистов и руководителей на местах. За это время ни разу не проводилась ревизия движения финансовых поступлений на расчетные счета центрального органа, находящегося в Москве. А между тем, у нас накопилось много вопросов к руководству и аппарату объединения, а также к департаментам Кабинета министров Украины, ведущих работу по оказанию содействия украинской диаспоре РФ исключительно с ее московским представительством.

Один из них: насколько целесообразно было брать в аренду сроком на 25 лет здание, расположенное на Старом Арбате Москвы? На реконструкцию этого здания из бюджета Украины были направлены значительные средства, так необходимые внутри самой страны. В свое время московское Общество украинской культуры «Славутич» предлагало осуществить реконструкцию здания не привлекая средства из Украины. Это предложение нашло поддержку у более чем 20 региональных обществ украинцев РФ. Документы, поддерживающие этот вариант реконструкции здания, были направлены в Кабинет министров Украины. Однако, без видимых причин и без каких-либо объяснений со стороны официальных лиц из Киева, наше обращение было проигнорировано. Почему? И что стоит за этим, очевидно, экономически невыгодным для Украины проектом? Обратите внимание, что гораздо более благоприятные в экономическом плане страны подобных проектов не имеют, а расходуют средства на более эффективные акции. Как объяснить рядовому украинскому налогоплательщику, по многу месяцев не получающему зарплаты, пенсий, социальных пособий или стипендий, что огромные материальные средства из бюджета Украины расходуются не на развитие экономики и социально-культурного обустройства страны, а на реализацию программы фатально влюбленного в украинскую землю Юрия Лужкова «Реставрация памятников архитектуры Москвы»? Как ответить строительному рабочему из Украины, перебивающемуся на птичьих правах в поисках случайного заработка в Москве, что подряд на реконструкцию помпезного сооружения передан кипрской строительной фирме?..

Полагаю, что эти вопросы прозвучат уже в самые ближайшие дни - во время II-го Конгресса украинцев РФ, который намечено провести в конце октября текущего года.

- Но ведь не только этими вопросами ограничится работа конгресса. По-видимому за истекшее со времени создания украинских общественных объединений, возникли и другие, менее локальные проблемы, касающиеся полноценного функционирования украинской диаспоры в Российской Федерации? И, прежде всего, те, что связаны с изменившейся нормативно-правовой базой?

- Разумеется. И в числе первостепенных встанет вопрос к федеральным властям РФ: почему большая часть из обязательств, взятых на себя руководством государства перед этническими украинцами - законопослушными налогоплательщиками и выборщиками - до сих пор не выполнены? Это, прежде всего, относится к созданию режима благоприятствования для полноценной жизни и сохранения национальной идентичности украинцев, проживающих на территории Российской Федерации. До сих пор эти задачи решались благодаря энтузиазму наших активистов.

Эти вопросы мы адресуем не только федеральным властям РФ, но и ведомствам Украины, в задачи которых входит осуществление помощи своим землякам, проживающим за пределами своей этнической родины.

К слову, мой приезд в Киев связан с подписанием соглашения о сотрудничестве в гуманитарной сфере между Тюменской областью РФ и Министерством образования, Министерством культуры и Госкомнацем Украины. Материальную поддержку проекта берет на себя Тюменская область. Однако...

Позволю себе перефразировать известное высказывание Б.Ельцина после его весеннего визита в Украину - каждый чиновник в Украине должен, проснувшись, ответить себе на вопрос: а что я сделал для украинцев, живущих за пределами Украины?

В результате бюрократических проволочек фактически сорван визит зам. губернатора Тюменской области в Киев для подписания соглашения.

Замечу, что администрации области, при решении этого вопроса, пришлось преодолеть немалые препоны, чинимые центром. Онa попыталась реализовать свое право, зафиксированное в федеративном договоре, на определенную самостоятельность при решении внешних связей. И своего добилась. Но...

И все же я смотрю на будущее с оптимизмом, основанным на неизбывном ощущении неразрывной связи всех украинцев с общей для всех нас Родиной и ее чарующе-прекрасным именем Украина.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно