БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ…

18 января, 2002, 00:00 Распечатать

Актом отчаяния выглядела в минувшую среду попытка Кабинета министров снова приостановить часть социальных и профессиональных льгот...

Актом отчаяния выглядела в минувшую среду попытка Кабинета министров снова приостановить часть социальных и профессиональных льгот. А что было делать?

О пользе мытья рук

Если быть честными перед своей совестью и ответственными перед страной, то бюджет-02 в проголосованном парламентом виде подписывать никак нельзя. Если быть политиком — то нужно и можно. Можно также написать сдержанное письмецо в адрес Верховной Рады, скрупулезно перечислив все бюджетные риски и даже приведя размеры бюджетных дыр, в совокупности превышающих миллиардов 15 (это вдобавок к официальному 4-миллиардному дефициту). И бюджет Президентом подписан: кому ж охота стать мишенью для критики левых и не очень левых партий, ратующих за действенную социальную политику, за льготы и еще раз льготы — всем нуждающимся, в полном размере и сейчас, сию минуту, немедленно!

Леонид Данилович у нас гарант и, следовательно, выше всех этих нудных социально-бюджетных забот. Он назначил «стрелочником» прежнего министра финансов Игоря Митюкова и умыл руки. По-видимому, не один кусок мыла изведут руководители Кабмина, пытаясь накануне старта предвыборной агитации «отмыться» от подписанного ими законопроекта от 5 января 2002 года «Об отдельных вопросах предоставления льгот, компенсаций и гарантий». Главной мишенью коммунисты уже избрали вице-премьера Владимира Семиноженко, завизировавшего этот документ. А вот «соучастие» премьера предпочли не заметить, хотя под «антинародным и антиконституционным» документом стоит и точеная — буковка к буковке — подпись Анатолия Кирилловича.

Минфину мыло не положено. Поэтому первый заместитель госсекретаря ведомства Анатолий Максюта получил в сессионном зале такой заряд негативной энергии, что его бы хватило на несколько составов украинского правительства, начиная с 1996 года, когда проблема льгот впервые встала в полный рост. Еще бы, человеку пришлось ратовать за две ужасные (и это не преувеличение) вещи — реанимацию 48-статьи госбюджета на нынешний год и новый порядок финансирования льгот представителям целого списка профессий. Не специальной строкой бюджета (потому что денег нет и не предвидится), а из уже утвержденных расходов на содержание предприятий и организаций, где эти льготники — налоговики, военные, милиционеры, учителя и т.д. — трудятся. То, что нужды бюджетников учитываются в главном финансовом документе когда на 60, когда на 70 процентов (в зависимости от влиятельности руководителя каждой конкретной сферы), а финансируются еще хуже, — уже давно не секрет. И при жизни такой отстегивать копейку то ли на покрытие оплаты работниками части жилкомуслуг, то ли на покупку проездных?!

Нет, это было вершиной депутатского популизма — восстанавливать в бюджетном законе предоставление льгот по профессиональному признаку в полном объеме, не озаботясь поиском дополнительных денег. Точно так же, как жестом политического безрассудства правительства — легковесная, не очень профессиональная и, главное, крайне несвоевременная попытка затолкать этого джинна обратно в бутылку.

Итог голосования — 21 голос «за» — поучителен и вполне закономерен. Не понятно, а на что, собственно, надеялись? Может, собирались каким-то образом обернуть столь сокрушительный проигрыш в свою пользу, засвидетельствовав перед Президентом свою дисциплинированность и высокую двигательную активность? Потому что назвать происходящее делом язык как-то не поворачивается. Если активность деловая — ну должен же быть какой-то результат. Пусть не на уровне принятого решения, так хоть осмысления ситуации.

Дырка на дырке

В нынешнем наступлении на льготы главным оказался Минфин, и это вполне естественно. За любую соломинку будешь хвататься, когда бюджета, по сути, не существует.

По горячим следам предположив, что восстановленные льготы создадут проблему размером в 5—8 млрд. гривен, «Зеркало недели», как оказалось, не погрешило против истины. Январская кабминовская, да и президентская оценка — 7 млрд.

Сюда же приплюсуем миллиардов пять-шесть не возмещенного еще с прошлого года НДС. Вообще-то Николай Янович Азаров утверждает, что суммы, предъявляемые к возмещению, очень часто дутые, и каждый раз рассказывает новую душещипательную историю на сей счет (на прошлой неделе — о махинациях при покупке одной из фирм программного обеспечения). Но у Международного валютного фонда несколько иная точка зрения. Наш давний партнер и — периодически — кредитор убежден, что долги бюджета по НДС надо выплатить. Если, конечно, правительство и НБУ действительно хотят продолжения сотрудничества и получения трех запланированных на этот год траншей кредита в общей сумме 550 млн. долл. А ведь хотят. Причем 227 млн. (в долларах) необходимы кровь из носу — такова сумму долга Украины перед МВФ намечена в 2002-м к погашению. Значит, не рассчитаемся с плательщиками НДС — не из чего будет выплачивать долги Вашингтону. Вот такая забавная цепочка…

Есть и еще одна прореха — поступления от приватизации. Да, они записаны в графу «Финансирование», но от этого не намного легче, потому что речь идет о финансировании дефицита бюджета и некоторых уже расписанных государственных программ. В президентской администрации пока молчат, но это ведь затишье перед бурей: экспертам очевидно, что к концу года придется искать очередного стрелочника — на сей раз виновного в непродаже стратегическому инвестору пакета акций ОАО «Укртелеком». А ведь это еще около 4 млрд. гарантированно не полученных в бюджет денег.

Сдается нам, что истинных виновников ровно два, да что им «пришьешь», коль первый абстрактный — отсутствие политической воли, а второй — коллективный, то бишь Кабмин, у которого нынче все бразды управления приватизационным процессом. Только который из высоких чиновников удержится в правительстве до декабря? Ведь полоса финансовых неприятностей и социальных осложнений — при таком вот бюджете! — может начаться уже в апреле–мае и, не исключено, ближе к осени затронет денежный и товарный рынки…

Тогда уж Минфину будет не до «льготной» проблемы. Да и вообще, не вполне минфиновское это дело.

Кто «по льготам» старший?

Вот здесь мы и подходим к самому центральному пункту нашего разговора. Беда не в льготных лекарствах или печном топливе. Не в миллионах пенсионеров, по закону не платящих за проезд в городском транспорте. И не в конкретном военнослужащем, если, согласно действующего законодательству, ему положено оплачивать только 50 процентов стоимости жилкомуслуг. Плохо, что эта эфемерная бесплатность разъедает любые нормальные представления о том, что и сколько в нашей жизни стоит и из чьего кармана оплачивается.

По существу, в нашей стране, где столь сильно пренебрежение к закону и столь велик соблазн не заплатить, уклониться, ускользнуть (назовите как угодно), любые разговоры о льготах не имеют смысла. Пенсионеры не платят за проезд? Так ведь государство не платит им заработанных пенсий даже на уровне черты малообеспеченности. В этом смысле бесплатный проезд — это никакая не привилегия, это часть, скажем так, натуральной помощи, которая предоставляется для того, чтобы, простите за грубость, совсем ноги не протянули.

Коммунальное предприятие не получает положенных сумм жилищных субсидий или дотаций на льготников? Оно наверняка знает, что их и не будет, по крайней мере, в полном объеме, потому компенсирует прореху то ли ухудшением качества обслуживания жилого фонда (парадные не убирают, горячую воду до положенной температуры не греют и т.д.), то ли завышением всевозможных норм потребления, до которых нет дела ни Минэкономики, ни Антимонопольному комитету. Вот и получается, что отдельные дисциплинированные плательщики из числа «последних из могикан» покрывают затраты на обслуживание и «дяди», и «тети», и «того парня»…

Мы даже примерно себе не представляем, насколько искажена общая картина, какие «льготы» (при наших-то зарплатах, когда бедствуют именно работающие и семьи с детьми) можно безболезненно отменить, а какие надо прилежно финансировать. Даже не из человеколюбия — из здорового чувства самосохранения. Плохо представляют себе это и в высших эшелонах власти. Минфиновский подход — переложить финансирование льгот, предоставляемых по профессиональному признаку, на уже утвержденные бюджеты министерств и ведомств — в реальной жизни неосуществим. И, по большому счету, вреден, так как консервирует ситуацию всеобщей «неуплаты» и не приближает нас к пониманию истины. Подход «социальщиков» (Минтруда, соответствующие службы Кабмина) как бы более логичен — поэтапно заменить льготы денежными выплатами. Но в реальной жизни также нереализуем, так как денег в бюджете-02 нет — ни на прямые компенсации предприятиям, предоставляющим услуги льготникам, ни на адресные дотации населению. И потом, нет четкого представления, сколько такое мероприятие будет стоить для казны и выиграют ли в конечном счете поставщики услуг, если ветеран, получавший, скажем, 20 гривен дотации на проезд, потратит их в ближайшей аптеке на покупку таблеток от давления…

Решения ведомственные (например, в области связи) или местные (в одном отдельно взятом крупном городе) страшат не только своими непредсказуемыми последствиями — без глубокой проработки проблемы можно такого наворотить! Мы должны отдавать себе отчет в том, что проблема льгот не какая-нибудь днепропетровская или ривненская, жилкомхозовская или транспортная — она общегосударственная. И хотя пилотные проекты, видимо, не только возможны, но и необходимы, решение должно вырабатываться комплексное.

Кем? Мы не будем призывать наши многоуважаемые власти — ну, пожалуйста, ну, создайте Госсовет, межведомственную комиссию, рабочую группу с привлечением ученых, независимых экспертов, общественности, профсоюзов (нужное — подчеркнуть) по отработке проблемы льгот и компенсаций. Все это — от лукавого, что уже сотню раз доказано новейшей украинской практикой. Потому что если бы наша административная реформа удалась, проблему льгот уже давным-давно разрешилась бы силами одного-единственного ведомства. Имею в виду Министерство экономики Украины — сильное, не подверженное отраслевым «заморочкам» и влиянию региональных лидеров, не склонное к голому финансовому практицизму.

А если у нас админреформа — не админреформа, и Кабмин — не правительство, а рота высокопоставленных «пожарников», то чего ж тут на депутатов и льготников пенять. Надо срочно пополнять запасы мыла, чтобы каждый член правительства мог сказать: «Граждане, я чист перед вами!»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно