АХИЛЛЕСОВА ПЯТА УКРАИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

10 сентября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №36, 10 сентября-17 сентября

Как говорят украинцы, «заглянуло сонечко у наше віконечко». Почти десяток претендентов на президе...

Как говорят украинцы, «заглянуло сонечко у наше віконечко». Почти десяток претендентов на президентскую папаху изо всех сил стараются внушить разношерстному электорату, что только каждый из них персонально способен наиболее полно воплотить в жизнь надежды и чаяния простого народа. Погасить задолженности по зарплате. Не обойти своими милостями пенсионеров и детей. Приструнить «жирных котов» и заставить их добровольно сполна платить налоги и даже перевести награбленные суммы из-за кордона в усыхающую отечественную экономику. Знакомые песни!

В силу врожденного менталитета не стану перечислять фамилии добивающихся порулить нашим многострадальным народом, высказывать свои симпатии и антипатии к ним. Не то запишут в очередь на урановые рудники. Пока что сошлюсь на не лишенное остроумия замечание Уинстона Черчилля: «Политический талант заключается в умении предсказать, что может произойти завтра, на следующей неделе, через месяц, через год. А потом объяснить, почему этого не произошло». В этом плане пальма первенства безусловно принадлежит ныне действующему Президенту. То ему мешают облагодетельствовать народ строптивые депутаты Верховной Рады Украины, то финансовый кризис в России, то нерадивость и оппозиционность линии Президента руководителей местных администраций, которых он единолично назначает, то, скажем, чрезмерное количество пенсионеров - участников Великой Отечественной войны.

Жизненный уровень народа между тем неуклонно снижается, разрыв между бедными и горсточкой богатых все более увеличивается. На свет извлекаются другие успокоительные препараты: зато в Украине расцветает демократия, нет гражданской войны, поднимается с колен национальная культура. Да, приходится признать: рот уже открыть можно. Только подавляющему числу граждан положить туда нечего. Отсутствие резни в государстве можно объяснить исключительно терпением и всепрощением населяющих страну народов. Вряд ли способствуют расцвету подлинной национальной культуры проводимые под патронатом Президента многочисленные шоу, на которых выкобениваются безголосые экс-девицы. Негативное восприятие усиливают восторженные комментарии служителей телерадиостанции «Эра», чей словарный запас украинского языка даже беднее, чем у Ивана Степановича и Александра Николаевича (да и самого ныне действующего Президента).

Бреши в бюджете страны приходится штопать в ходе поездок в Каноссу, т.е. США, где со смиренным видом выслушивать высокомерные нотации дядюшки Сэма по поводу мздоимства родного чиновничества, бестолковщины и воровства, а возвратившись домой, постфактум, вяло отмахиваться от заслуженных оскорблений заграничных благодетелей.

Иного и не может быть, если в государстве изначально был разрушен, выражаясь языком медиков, вестибулярный аппарат его жизнедеятельности. Имею прежде всего в виду учет, контроль и проверку исполнения. Эти принципы прочно вошли в жизнь мало-мальски демократических государств. У нас начало развалу контрольных функций положил Верховный Совет тогда еще УССР 12-го созыва..

Не удержусь от небольшого экскурса в историю. В дошедших до нас мифах античной древности имеется история неуязвимого и непобедимого героя. Его мать, морская богиня Фетида, дабы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой и не коснулась вода. Пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен. Абстрагируясь и несколько обобщая, можно сделать вывод, что матери многих государственных мужей, окуная их в купель, держали не за пятки, а за головы. Иначе невозможно объяснить более чем алогичное с точки зрения государственных интересов постановление Верховного Совета УССР от 20 ноября 1990 года о ликвидации народного контроля, подписанное бывшим партийным идеологом, а на то время председателем высшего законодательного органа страны Леонидом Кравчуком.

Идея запрета контроля варилась в кулуарах партийной и государственной власти не один день. Доморощенные Цицероны в лице депутатов Коцюбы, Измалкова, Гончарова и иже с ними обзывали народный контроль «хомутом на шее народа», «колодками на ногах прогресса» и прочими нехорошими словами. Попытки некоторых демократов, в частности Генриха Алтуняна, смягчить ситуацию ни к чему не привели. Как и вялые потуги тогдашнего нарконтролевского руководства. Не подействовали ссылки на наличие государственных контрольных органов в США, Франции, Германии, Японии. Не помог и приезд в Киев высокопоставленного представителя госконтроля из соседней Австрии.

В чем же с пеной у рта обвиняли народный контроль его противники? В том, что он служил тоталитарному режиму. А какие государственные и общественные инстанции ему не служили? Основополагающим принципом был такой: «Сила контроля - в партийном руководстве!» Но я мог бы перечислить фамилии десятков, сотен председателей комитетов и работников КНК, которые не шли на поводу у местных партийных бонз. Это Г.Гаврилюк, В.Головатый, К.Лукьяненко, Е.Титов, В.Доцюк, В.Кашинский, В.Тесленко, П.Рощупкин, В.Шумский и многие другие. В республиканском КНК высоким профессионализмом, честностью, принципиальностью отличались М.Лукьянов, К.Бычек, Э.Краснослободцев, А.Карпенко, В.Сергеев, А.Левандовский, Ю.Кулеба, Н.Голота,

И.Ткач и др. На собрании аппарата республиканского КНК зам.председателя Верховного Совета В.Гринев, оглашая отходную по народному контролю, не преминул отметить глубину, объективность и точность анализа в документах НК. Где они сейчас, кем востребован их опыт и знания? Где сам В.Гринев?

Логика событий состояла в том, что в условиях департизации независимый народный (государственный) контроль мог стать нежелательным источником головной боли для многих. Поэтому рубанули по шаблону - не нам, то и не вам. В свою очередь, народные демократы, упоенные результатами всенародного референдума о независимости Украины, рядом иных побед, наивно посчитали, что все национально сознательные украинцы бросятся бескорыстно крепить экономическую и иную мощь нового государства. Теперь многие из них самокритично признают, что ошиблись. Как говаривал философ: «надежда - хороший завтрак, но плохой ужин».

Многих законодателей вусмерть напугала многочисленность контролерской рати. Еще бы - более двух миллионов человек! Но не дали себе труда удостовериться, что эти цифры несколько преувеличены, что они показывают общее число внештатного актива комитетов, членов групп и постов. Постоянно занимающихся проверками штатных работников насчитывалось всего ничего. Скажем, аппарат республиканского Комитета народного контроля вместе с техническим персоналом был где-то на уровне нынешнего Министерства культуры и искусств Украины, около 150 человек. В областном комитете, в зависимости от потенциала региона, трудилось 11-15 ответственных работников. В районных комитетах «мощный» бюрократический аппарат состоял из… одного человека - председателя КНК. Лишь в последние годы прибавился один инспектор.

Критики народного контроля не заприметили, что по методам формирования и работы комитеты народного контроля были на то (да и нынешнее) время едва ли не самыми демократическими. Их состав утверждался Советами народных депутатов всех уровней. В комитеты входило минимальное число штатных работников, абсолютное большинство составляли представители общественности: рабочие, колхозники, представители интеллигенции, хозяйственные руководители.

Действовали комитеты гласно, на виду у всех. О предварительных результатах проверок информировались трудовые коллективы, их постановления публиковались в органах массовой информации. С проектами постановлений предварительно знакомили «именинников», их мнение обязательно учитывалось. Комитеты народного контроля всех уровней имели равные права.

Особо отмечу контакты КНК с журналистами. Мало того, что представители редакций входили в состав комитетов, а многие - их внештатного актива. Другие оттачивали перо не на многочисленных ныне брифингах, презентациях с бесплатными угощениями, а в рейдах, смотрах, расследованиях. До сих пор вспоминаю острые, честные и правдивые выступления Лидии Руты и Станиславы Левашовой, четырех Владимиров: Маевского, Чепиги, Мостового, Слызькоуха, Виктора Пасака и Виктора Шувалова. Прошу прощения, если не назвал всех достойных. И теперь, перечитывая газеты, просматривая программы телевидения, слушая радио, испытываю не столько ностальгию за прошлым, сколько боль и горечь. Куда подевались рыцари правды и свободы?

Меня могут упрекнуть в предвзятости, в чрезмерном сгущении красок. Как - нет контроля? А налоговая инспекция, а Главное контрольно-ревизионное управление, а Счетная палата, а прокуратура?! Налоговая инспекция действительно имеется, но не следует забывать, что она выполняет чисто фискальные функции, главные ревизоры после неудачного набега на негосударственные органы массовой информации затаились, периодически напоминая о своем существовании беззубыми пресс-конференциями высоких должностных лиц. Прокуратуру уподоблю древнегреческому стоглазому великану, приставленному оберегать чистоту нимфы, именуемой Правосудием. Но, во-первых, если верить народным депутатам Украины, в ряде случаев (скажем, с реконструкцией дворца «Украина») на нее нисходит куриная слепота. Да и не за всем должны следить прокуратура и МВД, этим положено заниматься органам государственного контроля.

Добрых слов, по моему мнению, заслуживает Счетная палата, образованная благодаря инициативе, настойчивости экс-председателя Верховной Рады Украины А.Мороза. Беда лишь в том, что она лишена, благодаря усилиям нынешнего Президента, полномочий и прав. Нередко после ее проверок виновные в разбазаривании государственных средств, их нецелевом использовании отделываются легким испугом, втихомолку нашептывая фразу героя из французского кинофильма: иди, и поплачь на моей могилке.

В оценке достоинств претендентов на наивысший государственный пост для меня важна не его ориентация на левых, правых или центристов. Я знаю одно: стране хозяин нужен. По его программе организации контроля и проверки исполнения и буду решать, кого оставлять в избирательном бюллетене. Знаю, что очистить авгиевы конюшни будет нелегко - слишком далеко зашло. Тем не менее, пора определяться, где мухи, а где котлеты.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно