Стать частью свободного мира

26 декабря, 2019, 12:26 Распечатать Выпуск №50, 27 декабря-10 января

О главной битве — за человеческие ценности.

© Pixabay

Сегодня следует честно признаться самим себе: Украина не справилась с возможностью прорыва на мировую художественную арену. С тем шансом, который объективно появился у нас после событий 2014 года. 

Исторические предпосылки этого шанса были трагические: социальный и политический катаклизмы, закончившиеся самой крупной после 1945 года военной операцией в Европе по захвату территорий независимого государства. 

Но именно ситуация катаклизма часто становится плодородной почвой для искусства. Вспомним хотя бы пример из собственной памяти: как советская перестройка, высвободив копившееся годами социальное напряжение, породила колоссальный интерес западных учреждений и коллекционеров к искусству художников, не вписавшихся в официальную систему, — в том числе и украинских.

Мы не смогли конвертировать мировой интерес к новостям из Украины в интерес к украинской культуре. Не смогли предложить такие проекты и такие смыслы, которые всколыхнули бы глобальную аудиторию и приковали ее внимание.

Обвинять в этом украинских художников нелепо. Сделать прорыв своими силами в условиях колоссальной глобальной конкуренции просто невозможно. Поэтому проблема кроется в фундаментальном провале культурной политики как таковой, а также в отсутствии эффективной инфраструктуры, которая в последние годы не только саморазрушается, но и является перманентной мишенью для распределителей "культурных" бюджетов. 

В начале XXI века наша страна оказалась не готовой принимать участие в глобальном культурном процессе на достойном уровне. Это стало следствием многолетнего государственного нигилизма, то есть ментального и физического демонтажа всех ключевых учреждений: от художественных и музыкальных школ, училищ и вузов — до профильных государственных учреждений. Декоративная фигура министра культуры, импотентность украинского законодательства в отношении свободного арт-рынка, цеховой эгоцентризм, зависть, конъюнктура и конкурентная борьба за мелкие должности и культурную недвижимость сводят на нет единичные потуги активных фигур продвигать украинское искусство в стране и по всему миру. 

Мы теряем государство — аутентичное, уникальное, гуманное и целостное.

На наших глазах вершилось более глубинное зло. Наше общество планомерно учили удовлетворять только свои базовые физиологические нужды, на удивление забывая о том, что настоящая человеческая жизнь невозможна без ценностей. Без развития качества человеческого капитала, без развития культуры — главного объединяющего фермента каждой громады и каждой страны. Поэтому к событиям 2014 года мы и пришли с морально обанкротившимся, полярно разделенным обществом, лишь чудом нашедшим в себе силы противостоять озверевшему насильнику.

Противодействием войне, слабости государственных учреждений и моральному упадку может быть только гуманитарное развитие страны — в широчайшем смысле.

Первая задача: спасти наследие. Мы должны преодолеть крайне деструктивную черту, присущую всему украинскому обществу: манеру обесценивать себя и свои достижения. Комплекс неполноценности.

Своим равнодушным отношением к собственной культуре мы собственноручно размываем украинские страницы в мировой истории. Словно без нас нет желающих вычеркнуть оттуда любое упоминание об Украине! 

Мы должны немедленно принять закон о том, что каждый памятник культурного наследия в стране должен охраняться государством, а не огульно отдаваться на поругание местных громад, как это предлагает децентрализация в ее нынешней форме. Из-за бесконтрольности государства и халатности власти на местах мы уже фактически потеряли сотни уникальных дворцов, крепостей и церквей. А борьба за спасение уникальных объектов культурного и исторического веса — часто превращается в борьбу за потенциально привлекательную недвижимость или гектары в центре города или поселка. Ярким примером тому является выдирание из беспощадных когтей времени, местных чиновников и латифундистов дома в винницком селе Шершни, где провел свое детство знаменитый на весь мир композитор Николай Леонтович. Если Украина как государство закрывает глаза на эти и подобные катастрофические случаи, она фактически расписывается в полной индифферентности перед собственным будущим. 

Также нужно путем стратегического планирования и инвестиций оживить места силы украинской культуры, ныне пребывающие в упадке или забвении. Прежде всего такие как Канев — грандиозный по своему туристическому потенциалу центр притяжения украинской души, Мекку для украинцев со всего мира. 

Реставрация замков и модернизация музеев должны быть приоритетом государственной политики, если наше государство намерено сохранить собственную украинскую идентичность. Именно для этого еще четыре года назад экспертное сообщество разработало закон о государственном Фонде гуманитарного развития Украины, который правящая фракция предыдущего созыва Верховной Рады откровенно саботировала. Возможно, новой власти пора исправить ошибку недальновидных предшественников? 

Культурное наследие Украины — уникально в масштабах всей Европы. И то, что оно медленно превращается в руины, — следствие прежде всего нашего собственного недомыслия и небрежного отношения к своей истории.

Вторая задача: бороться за свое место на мировой культурной карте. Мы должны вернуть себе те культурные бренды, которые у нас столетиями отбирала коварная империя. 

Ведь это именно Украина дала миру Дзигу Вертова — икону кинематографического авангарда, чью ленту "Человек с киноаппаратом" Британский киноинститут пять лет назад признал самым важным документальным фильмом в истории. Но уважаем ли мы его работу и его память? 

Именно Украина дала миру Казимира Малевича — художника, в начале ХХ века навсегда изменившего все мировое искусство. Но в Украине нет ни музея искусства Малевича, ни сохраненного дома, связанного с его жизнью. 

И начать процесс реновации Украины в глобальном культурном ландшафте нужно именно с имени Казимира Малевича — известного миллиардам людей на планете. Мы должны, наконец, присвоить его имя самому крупному международному аэропорту Украины "Борисполь", прекратив бессмысленные споры между недальновидными отечественными чиновниками по этому поводу! 

Третья задача: лелеять развитие нашего человеческого потенциала. Это задача амбициозных государственников. Она требует риска и осознания того, что играть нужно на перспективу.

Конечно, начинать надо с творцов нашего будущего — детей. Кен Робинсон, авторитетный британский стратег по вопросам образования, не устает повторять, что творчество, как фундамент школьного образования, делает общество более счастливым и успешным.

И чтобы украинское общество было более успешным и здоровым, чем сегодня, мы должны вывести на высокий уровень музыкальное, хореографическое, художественное, спортивное образование наших детей. 

Четвертая задача: быть амбициозными. Мы должны сделать ставку на победы: мыслить и действовать более амбициозно, чем привыкли. Мы должны представлять наше искусство на международной арене как самый ценный бриллиант, а не бежать, чтобы согреться. Не просто искать каждые два года спонсоров для украинского присутствия на Венецианской биеннале, а целиться на взятие "Золотого льва" — ее главного приза. Провал в этом году невыразительного проекта с самолетом "Мрія", который так и не пролетел над Венецией, должен стать важным уроком. Тем более эта "мрія", которая так и не взлетела, стоила государству 6,5 млн гривен. 

Пятая задача: быть честными. Далеко не все, что делалось в последние годы в сфере гуманитарных реформ, привело к ожидаемым результатам. Достаточно вспомнить введенную систему конкурсного отбора руководителей культурных учреждений, в которых (отборах) чаще всего побеждал "орган управления". Ряд громких скандалов (в конкурсной афере в Госагентстве по вопросам кино, спроектированный Порошенко конкурс с титушками в ГУД на должность директора "Мистецького Арсеналу", предконкурсная травля дочки легендарного музейщика Бориса Возницкого в борьбе за директорство во Львовской национальной галерее искусств, конъюнктурное неистовство в ходе конкурса за кресло директора в Национальном художественном музее Украины — это только отдельные примеры) поставил под вопрос прозрачность, адекватность и законность конкурсных процедур, которые должны были быть обеспечены априори. 

Да и результативность подобранного таким образом руководства часто под вопросом. Достаточно взглянуть на состояние здания, да и дел, в НХМУ, на упадок "Мистецького Арсеналу" за последние три года или скандально известное стриптиз-видео, снятое для рекламы нижнего белья в замке Потоцких, находящемся в подчинении Львовской национальной галереи искусств, чтобы понять: конкурсы сами по себе не гарантируют добросовестного выполнения задекларированных культурными менеджерами функций ради расцвета порученных им государственных учреждений. Над ними нужен более суровый контроль — как со стороны государства, так и со стороны общественности.

Шестая задача: быть внимательными к голосам гражданского общества. Со стороны правительства недавно прозвучала ремарка, что местные децентрализованные бюджеты в будущем вынуждены в обязательном порядке предусматривать определенный процент затрат на развитие культурной и спортивной инфраструктуры. Эта идея впервые прозвучала два года назад на международном гуманитарно-экономическом форуме Ukrainian ID из уст экспертов, борющихся за гуманитарную безопасность страны. И хотя мы настаивали на доле в 20–30% от бюджета, а правительство пока предлагает ограничиться 5%, это уже похоже на определенный прорыв и начало предметного диалога. Нас слышат, и это правильно. Ведь гражданское общество знает о проблемах и запросах своей страны лучше, чем какие-либо чиновники, — это факт, актуальный для каждого государства на планете.

Седьмая задача: "Культура в смартфоне". Объявленный новым руководством страны курс на диджитализацию никоим образом не затронул культуру. Только оцифровав и обнародовав культурное достояние, мы сможем претендовать на статус страны, привлекательной для культурного туризма. Нам также не придется доказывать возраст и происхождение: ведь артефакты всегда более красноречивы. А самое главное — Украина станет ближе и интереснее собственным людям. Культура с гаджетами войдет в школьные классы истории, искусства, литературы. Диджитализация украинского наследия сделает его ближе и доступнее для собственных граждан, создав весомый повод еще больше гордиться своей страной. Все гениальное — всегда просто!

И когда я предложила в Минкульте оцифровать украинское наследие, мне ответили, что не видят в этом никакого смысла. Но должны ли мы ждать, когда смыслы вельмож и гражданского общества все же совпадут?

Восьмая задача: создавать смыслы, а не обертки. Сейчас Министерство культуры, молодежи и спорта занято приумножением сущностей вместо смыслов. Так, в декабре было объявлено о создании сразу семи новых государственных агентств по гуманитарным вопросам (в частности, агентства по вопросам искусства, и отдельно — по вопросам художественного образования). Но нужно ли расширение бюрократического аппарата (раздутость которого команда "Слуги народа", вообще-то, критиковала, прежде чем стать властным монополистом)? Тем более, пока нет глобального гуманитарного видения развития страны.

Именно создание этого видения является главной задачей и главным вызовом для государства — если нынешние вельможи претендуют на настоящее лидерство, а не на быстротечное тщеславие временщиков-популистов.

Но задача по созданию видения будущего лежит на плечах не только вельмож, но и каждого из нас. 

Мы все должны бороться за человеческие ценности. Это главная битва, на которую обречен каждый украинец. Если, конечно, хотим доказать свое право на существование как сильное и свободное общество.

Каждый должен вести эту борьбу в своей душе.

Борьбу с измельчанием смыслов жизни. 

Борьбу с приоритетом мелкой мгновенной выгоды над общим прогрессом.

Борьбу за вневременные идеалы культуры человечества, которые сегодня пытаются загнать в подполье, вместо того выставляя на свет божий никчемные пустышки-имитаторы. 

И когда мы победим в этой борьбе, то наконец станем частью будущего свободного человечества. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Василь Коротков Василь Коротков 4 січня, 14:34 Статья "О главной битве — за человеческие ценности" заслуживает пристального внимания учёных и обычных людей. Нет смысла обсуждать все приведенные в работе постулаты. Но об отдельных, краеугольных целесообразно поговорить. Фраза "Сделать прорыв своими силами в условиях колоссальной глобальной конкуренции просто невозможно" имеет паллиативный характер, - вот об этом можно поспорить. Мы не согласны также с расстановкой приоритетов: главной является прима-задача (она показана автором ТРЕТЬЕЙ). На наш взгляд, именно благодаря ей, например, можно легко, без напряжения нейтрализовать существующую конкуренцию. Что касается гуманитарного развития страны, то ему следовало бы уделить большее внимание. Автор права: дети – творцы нашего будущего, но, по имеющимся у нас данным, сегодня укранским детям живётся хуже всех, о чём читатель не узнает из содержания самой статьи. Читатель обращает внимание и на название статьи, но, к сожалению, ему также становится неизвестно о том, какие человеческие ценности сегодня являются главными. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1282, 15 февраля-21 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно