О ценности образования для экономики

26 декабря, 2019, 14:12 Распечатать Выпуск №50, 27 декабря-10 января

В современном обществе, которое строится на знаниях, Украина должна стремиться к повышению роли образования и науки для своего социально-экономического развития.

Кардинальные изменения мировой и национальных экономик, да и жизни людей, обусловленные возникновением информационного общества, еще больше углубляются его следующей фазой — обществом, построенным на знаниях, как самой совершенной его формой. 

Поскольку знания превратились в важнейший фактор общественного развития, авангардные страны с передовой экономикой создали для себя благодатный замкнутый круг, где результаты научных исследований и качественной подготовки кадров обеспечивают создание новых богатств, которые являются основой для дальнейшей поддержки своей науки и образования. При всех существующих трудностях наша страна также должна стремиться повысить роль образования и науки в своем социально-экономическом развитии.

Чтобы обеспечить доступ граждан Украины к высшему образованию, улучшить качество подготовки специалистов с высшим образованием, укрепить автономию высших учебных заведений и активизировать участие хозяйствующих субъектов в обеспечении себя квалифицированными кадрами, по нашему убеждению, систему высшего образования нужно кардинально реформировать. МОН пока что сосредоточилось на решении проблем школьного образования, а в отношении высшего обошлось "ямочным ремонтом", что, как известно, проблемы не решает.

Наши предложения министерству мы направили еще в 2016 г. Их, как свидетельствует письмо за подписью тогдашнего директора департамента О.Шарова от 20 апреля 2016 г., рассмотрел департамент высшего образования, а на правительственном уровне состоялось обсуждение реформирования системы государственного финансирования высшей школы. Но существенных изменений высшие учебные заведения пока не ощутили, а наши предложения утонули в министерских бумагах.

Как известно, у нашего государства на образование и науку, как и на культуру, здравоохранение, физкультуру и спорт, охрану и оздоровление окружающей природной среды и т.п., средств всегда не хватает. Поэтому к ним применяется в основном остаточный метод финансирования.

Однако зарождение инноваций начинается в образовательной сфере. Несмотря на дефицит финансовых ресурсов, наши школьники и студенты часто показывают хорошие результаты на разных международных соревнованиях, конкурсах и т.п. Очевидно, эти результаты были бы еще выше, если бы образовательная и научная сферы получали должную финансовую поддержку.

На наш взгляд, в кратком виде реформирование высшей школы должно происходить путем перевода вузов на хозрасчетные принципы деятельности. Для этого обучение во всех вузах для всех лиц должно быть платным. Сейчас студенты поставлены в неравные условия: одни получают образование бесплатно, да еще и преимущественно получают стипендию; другие должны платить за обучение. Получение высшего образования почти недоступно для детей из неимущих слоев населения, к которым относится сегодня большинство населения Украины.

Уровень платы должен устанавливать сам вуз. Он должен быть довольно высоким, чтобы обеспечить вуз необходимой материально-технической базой, а его работников — достойной заработной платой. При таких условиях усилится конкуренция между вузами по привлечению молодежи на обучение, и не будет попыток устанавливать чрезмерную плату за обучение. Вместе с тем уровень платы за обучение значительно ограничит поступление в вуз тех, кто не может или не хочет учиться.

Плату за обучение нужно ввести и для лиц, на которых распространяются государственные льготы. Льготные выплаты им должны устанавливаться в размерах, которые обеспечивают достойный уровень жизни льготников, в том числе оплату обучения. Льготник сам должен выбирать, на что ему потратить полученную государственную помощь.

За подготовку специалистов для бюджетной сферы плата за обучение на условиях государственного заказа может осуществляться из государственного или местных бюджетов.

Каждый студент не позднее, чем со второго семестра обучения, должен иметь своего будущего работодателя, который на основе займа оплачивает его обучение и выплачивает ему стипендию в размере, достаточном для нормальной жизни. Если такого работодателя студент не получил, то оплачивать обучение он должен сам, в том числе за счет льготного кредита.

Работодатель, кроме указанного, должен выдать студенту задание на углубленное изучение отдельных дисциплин и проблем, обеспечить его условиями для прохождения производственной практики и стажировки на передовых отечественных или зарубежных предприятиях, может принимать участие в работе государственных экзаменационных комиссий во время защиты выпускником дипломного проекта или дипломной работы.

В договоре между студентом и будущим работодателем необходимо зафиксировать срок, который молодой специалист обязан отработать на предприятии, а также за который он должен погасить задолженность по полученному во время обучения займу. При этом работодатель должен дифференцировать размер задолженности, подлежащей погашению, в зависимости от качества диплома выпускника вуза. Например, владельцев дипломов с отличием следует полностью освобождать от возврата займа. Если молодой специалист положительно зарекомендует себя на работе, работодатель может часть долга списать. Предложенное будет стимулировать молодых людей к настойчивому получению знаний в ходе обучения и добросовестному выполнению своих обязанностей в практической работе. Ведь обучение в зарубежных вузах по сравнению с нашими отличается преимущественно тем, что там надо знать, а у нас надо сдать.

Кредитовать студентов можно обязать один из государственных банков. В конце существования Советского Союза были попытки эту функцию возложить на Сбербанк. В 2000 г. в Украине приняли правительственное решение о государственном кредитовании студентов. Однако на эту цель ежегодно выделяли мизерные ассигнования либо их совсем не было. Поэтому, по нашему мнению, для этого нужно основать государственный Образовательный банк, который будет кредитовать студентов, аспирантов и докторантов, сами вузы и их работников. Уставный капитал банка можно сформировать за счет бюджетных средств, которые будут высвобождаться по мере перехода вуза на хозрасчет и самофинансирование. Со временем банк нужно приватизировать. Его акционерами будут вузы, их работники и другие юридические и физические лица. И средства вернутся в бюджет.

Реализация наших предложений оптимизирует спрос на специалистов некоторых специальностей, уменьшит поток молодежи, выезжающей на обучение в другие страны, обеспечит вузам реальную автономию. Отпадет необходимость в разделении гражданских вузов на государственные и частные. Кроме поступления платы за обучение, вузы будут больше заинтересованы в улучшении научно-исследовательской деятельности, получении на нее отечественных и международных грантов, на которые четко сделан акцент в Программе деятельности правительства, и в поиске других источников финансирования.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1282, 15 февраля-21 февраля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно