Во многих отношениях истребитель F-16 американского производства, который должен появиться в украинском небе «в недалеком будущем», является идеальной платформой. Он многофункционален и он доступен. Существует готовая поставка запасных частей и F-16 может работать с различными системами вооружения. Потребность в них критическая: российское преимущество в воздухе, особенно на южном фронте, сдерживает прогресс украинского контрнаступления и наносит тяжелые потери украинским подразделениям. С надлежащим вооружением F-16 могли бы сдерживать российские истребители-бомбардировщики от приближения к полю боя.
Но когда именно F-16 начнут выполнять боевые задачи, зависит от многих факторов – только начинающихся программ подготовки, развертывания инфраструктуры поддержки, типа вооружения. Существует деликатный баланс между необходимой перекраской F-16 в украинские цвета и тщательной подготовкой, необходимой для того, чтобы максимально эффективно использовать самолеты, пишут Тим Листер и Орен Либерман в своем анализе для CNN.
Быстрая подготовка пилотов
Начаты учебные программы для первых партий украинских пилотов – в Дании, Румынии и Соединенных Штатах. Это займет больше времени, чем три-четыре месяца, предлагаемые в некоторых кругах для пилотов, не имеющих опыта полетов на западных боевых самолетах.
Во-первых, существует большая разница между базовой подготовкой (взлет, полет, посадка) и работой в боевом режиме в составе группы самолетов в зоне досягаемости хорошо укрепленного российского ПВО. Министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что «шесть-семь месяцев – это минимальный срок, который нужно серьезно принимать во внимание».
Даже этот график амбициозен. Западным пилотам, закончившим обучение на других самолетах, нужно около девяти месяцев, чтобы достичь полного мастерства – и это без учета подготовки к конкретным боевым сценариям.
К тому же пилоты должны владеть английским языком. По словам спикера ВВС Юрия Игната, около 30 украинских пилотов владеют английским языком на достаточном уровне, что является абсолютным минимумом, необходимым для того, чтобы управлять двумя эскадрильями.
Дополнительной задачей будет научиться управлять западным вооружением, таким как усовершенствованные ракеты средней дальности «воздух-воздух» (AMRAAM), способные уничтожать российские боевые самолеты на расстоянии. С другой стороны, украинские пилоты быстро адаптировались к использованию западных высокоскоростных противорадиационных ракет (HARM) на своих МиГ-29.
По словам старшего советника Международной программы безопасности в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) Марка Канциана, «проблема состоит в том, что им приходится переходить на самолет, имеющий кучу систем, которых они раньше не видели, плюс существует целый подход к ведению воздушной войны, которую используют США и НАТО, но которого не было в Советском Союзе».
Сложное техническое обслуживание
Несмотря на свою эффективность, F-16 требует гораздо большего технического обслуживания, чем средний истребитель советских времен, и это будет столь же сложной задачей для украинцев, как и управление платформой. Канциан рассказал CNN, что F-16 требует 16 часов технического обслуживания в час полета. При стоимости почти 27 тысяч долларов в час полета, летать на нем тоже дорого.
«На F-16 десятки тысяч деталей и их поток должен идти в Украину. Когда самолет приземляется и вы рулите его в ангар, и вам нужно что-нибудь починить, деталь уже должна быть под рукой», – сказал Канциан.
В прошлогоднем отчете Главного контрольно-ревизионного управления США F-16 был назван одним из самых сложных в обслуживании самолетов ВВС США: за предыдущие 10 лет он не выполнял поставленные перед ним задачи.
Мотивированная сила
Украинцы видят одно из главных преимуществ F-16 в его способности сдерживать самый мощный российский боевой самолет Су-35, чьи управляемые бомбы наносят значительные потери украинским сухопутным войскам. Командующий ВВС Украины Николай Олещук заявил на прошлой неделе, что успех в борьбе с Су-35 заставит россиян вывести его за пределы досягаемости, что позволит набрать скорость контрнаступления.
Конечно, украинцы постоянно удивляют западных военных своим мастерством в использовании дальнобойной артиллерии, систем противовоздушной обороны и танков, поставляемых странами НАТО. Недавно министр Военно-воздушных сил США Фрэнк Кендалл сказал: «Я не думаю, что когда-нибудь видел более мотивированных людей, с точки зрения желания вступить в бой и изменить ситуацию к лучшему».
Но мотивация должна распространяться не только на пилотов, но и на длинную цепь инженеров и техников. Администрация президента Джо Байдена очень осторожно относится к привлечению американских военнослужащих или подрядчиков к военным действиям в Украине, поэтому маловероятно, что американские технические специалисты будут на месте.
Система технического обслуживания телеконференций, которая помогла украинцам отремонтировать так много западных систем, будет критически важным звеном.
Возможные потери
Россияне без особой радости сделали приоритетом для себя комплексы ПВО Patriot. Истребители F-16 представляют гораздо более соблазнительную и ценную мишень. Если россияне добьются определенного успеха, сказал Канциан, украинцы и их союзники станут свидетелями того, как будет разворачиваться плохой нарратив.
«Люди понимают, что вы теряете технику, но если вы теряете ее очень быстро, очень заметно, то люди отчаиваются», – сказал Канциан.
Последней публично признанной потерей F-16 в бою был израильский самолет, сбитый сирийскими средствами ПВО (предоставленными Россией) в феврале 2018 года.
Украинские пилоты, управляя незнакомым самолетом в более защищенном воздушном пространстве, столкнутся с гораздо большей угрозой со стороны более совершенных российских средств противовоздушной обороны, включая С- 400, новейшую и мощную российскую зенитно-ракетную систему класса «земля-воздух».
В конце концов такую ценную технику нельзя спешить вводить в бой. Даже если первые F-16 выполнят свои первые боевые задания следующей весной, то многое может измениться на земле.
Напомним, что Нидерланды передадут Вооруженным силам Украины почти все свои самолеты F-16, кроме нескольких, которые оставят для обучения украинских пилотов. В Нидерландах есть 42 самолета устаревших поколений. Позже США подтвердили намерение начать обучение украинских пилотов на F-16 осенью.