Загрязнение украинских территорий взрывоопасными предметами (ВОП) вследствие войны России против Украины — это одна из глобальных проблем, последствия которой простираются далеко за пределы нашего государства. В октябре прошлого года была опубликована статья о масштабах заминированных территорий, в которой представлено предварительное видение путей решения этой проблемы на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Сложность этой экзистенциональной войны, развязанной Россией, среди прочего заключается в том, что враг нарушает все возможные принципы и ценности международного права, в частности законы и обычаи ведения войны. Российские войска, вопреки международным конвенциям о запрете использования мин, продолжают активно применять оружие неизбирательного действия. Плотность заминирования украинских земель не имеет прецедентов на Европейском континенте.
Как и любой глобальный вопрос, гуманитарное разминирование Украины требует скоординированности и согласования действий не только органов государственной власти, но и международного сообщества, гражданского общества, органов местного самоуправления, частного сектора и образовательной среды.
С этой целью Министерство экономики Украины в сотрудничестве с МВД, Минобороны, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, Нацполицией, другими центральными органами исполнительной власти, а также совместно с международными партнерами и частными операторами противоминной деятельности разработали Национальную стратегию противоминной деятельности на период до 2033 года и операционный план мероприятий по ее реализации в 2024−2026 годах (далее — Стратегия). Указанные документы согласованы Национальным органом по вопросам противоминной деятельности и одобрены и утверждены Кабинетом министров Украины 28 июня 2024 года.
В чем суть Стратегии?
Этот долгосрочный документ определяет проблемы, представляющие угрозу национальной безопасности из-за загрязнения взрывоопасными предметами территорий Украины вследствие вооруженной агрессии России, а также основные направления и задачи государственной политики в сфере противоминной деятельности, пути реализации национальных интересов государства в этой сфере, которые определяются соответствующими стратегическими целями.
Важность этого документа заключается в стремлении, чтобы процесс разминирования проходил не по принципу басни Леонида Глибова «Лебедь, Щука и Рак», когда каждый орган, уполномоченный проводить разминирование, будет действовать отдельно от других, частные операторы противоминной деятельности — работать по-своему, а международные партнеры не будут осознавать реальные объемы и виды необходимой помощи для улучшения динамики безопасности и качества разминирования. Фактически Стратегия — это объединительный документ, содержащий четкие и согласованные стратегические цели, которые разделены на три этапа реализации. Каждый этап будет иметь детальный операционный план, где будут определены задачи, исполнители, сроки и индикаторы.
Национальная стратегия противоминной деятельности до 2033 года включает три стратегические цели, а именно:
- обеспечение освобождения территорий от рисков наличия взрывоопасных предметов для их безопасного и продуктивного использования;
- снижение влияния взрывоопасных предметов на жизнь и здоровье населения;
- развитие системы управления противоминной деятельностью.
Путь достижения каждой из стратегических целей разделен на три условных этапа: 2024–2026, 2027–2029 и 2030–2033 годы. К каждому из этапов определены тактические задачи и индикаторы их реализации.
Ключевые вызовы
В утвержденной правительственной Стратегии речь идет о том, что по состоянию на 1 января 2024 года, по данным Национального органа по вопросам противоминной деятельности, верифицированным в системе управления информацией по противоминной деятельности (IMSMA), общая площадь территорий, испытавших непосредственное влияние вооруженной агрессии России, составляет почти 156 тыс. кв. км. Вместе с тем по состоянию на июль этого года указанная площадь составляет 144 тыс. кв. км. Такая оценка не окончательна, поскольку продолжаются активные боевые действия.
Напомню, что по состоянию на начало 2023 года площадь потенциально загрязненных взрывоопасными предметами территорий составляла 174 тыс. кв. км. Это не означает, что силы безопасности и обороны с 2023 года по июль 2024-го провели глубокое очищение территорий площадью 30 тыс. кв. км. Речь идет об общих данных о разминированных территориях и территориях, на которых проведено нетехническое обследование (нужно различать такое обследование и разминирование).
Цель проведения нетехнического обследования — классифицировать по статусу опасность территории, в отношении которой существует подозрение о ее загрязнении ВОП на основании полученных прямых и косвенных доказательств, а также подготовить предложения по проведению технического обследования, очищения (разминирования) и/или исключения (разблокирования) территории.
Например, если какое-то время территория находилась под оккупацией россиян, то по всей ее площади независимо от рельефа и типа местности она считается потенциально опасной и загрязненной ВОП.
Вместе с тем международный опыт противоминной деятельности свидетельствует, что реальный объем загрязнения взрывоопасными предметами может составлять не больше 10% общего объема территорий, испытавших непосредственное влияние российской агрессии. Таким образом, возвращение преобладающего объема вероятно загрязненных территорий к продуктивному использованию требует не непосредственного разминирования, а проведения компетентными органами первичного нетехнического обследования. Согласно Стратегии, до 2026 года планируется провести первичное нетехническое обследование 100% подконтрольных Украине территорий, на которых возможно провести мероприятия гуманитарного разминирования.
Существенно отличается обследование территорий, где оккупант был до двух месяцев (Киевщина, Черниговщина, Сумщина, Харьковщина), территорий, которые продолжительное время находятся в российской оккупации, или непосредственно вблизи линии боевого столкновения. Бесспорно, такие территории потребуют более тщательного очищения.
Глубокое очищение территорий
Речь о сложном, опасном и длительном процессе. Согласно Стратегии, планируется до 2033 года вернуть для продуктивного использования 80% территорий, испытавших непосредственное влияние вооруженной агрессии России.
Благодаря машинам механизированного разминирования, которых сейчас насчитывается 46 единиц, процесс очищения значительно ускоряется, однако их не всегда можно использовать из-за погодных условий, рельефа, сезона и т.п.
Безопасность пиротехников — наш несомненный приоритет. В 2022 году, когда машин разминирования еще не было, во время выполнения заданий пострадали 80 пиротехников, из которых 15 погибли. В 2024 году благодаря активному использованию машин разминирования количество пострадавших пиротехников уменьшилось почти в пять раз, что свидетельствует о повышении уровня безопасности персонала во время выполнения соответствующих работ.
Стратегия четко ориентирует на продолжение использования инновационных продуктов, привлечение лучшего мирового опыта, развитие национального производства товаров для противоминной деятельности и их обслуживание в Украине.
ГСЧС и Национальная полиция уже налаживают сотрудничество с национальными предприятиями, которые могли бы обслуживать и изготовлять детали к машинам механизированного разминирования.
Так, во время работ по разминированию из-за детонации противотанковой мины ТМ-62 была повреждена машина механизированного разминирования GCS-100 производства немецкой компании GCS. Поврежден был навесной рабочий инструмент, тогда как сама машина осталась почти неповрежденной и не нуждалась в сложном ремонте. Один из отечественных производителей изготовил копию-аналог рабочего инструмента, улучшив его эксплуатационные характеристики. Устройство изготовили по полному циклу, что помогло существенно снизить стоимость оборудования: новый инструмент в Германии стоит около 50 тыс. евро, тогда как отечественный аналог — меньше 20 тыс. Сейчас инструмент проходит испытание.
Компетенции МВД в сфере разминирования
Стратегия содержит комплексный анализ проблематики заминированных территорий и производных последствий на краткосрочную и долгосрочную перспективы, международного опыта, мер национального и местного уровней, участия международных партнеров, учитывает поддержку и стимулирование частного сектора, просвещение в сфере минной опасности, развитие национальных производственных возможностей по изготовлению техники для разминирования и т.п.
К первому этапу реализации Стратегии правительство утвердило операционный план на 2024–2026 годы. Этим планом предусмотрено выполнить 16 задач, к реализации которых привлечены почти все органы государственной власти, местного самоуправления и частные операторы противоминной деятельности.
Основные задачи, которые относятся к сфере компетенции системы органов МВД, таковы:
- определение масштабов и географических границ территорий с риском загрязнения взрывоопасными предметами;
- обеспечение достаточности людских ресурсов в сфере внедрения противоминной деятельности;
- обеспечение осведомленности населения о географических границах территорий, которые могут представлять риск взрывоопасных предметов;
- обеспечение эффективной координации обучения рискам, связанным с ВОП, в частности разработка и внедрение соответствующей единой программы;
- обеспечение необходимой состоятельности органов исполнительной власти, которые осуществляют управление в сфере противоминной деятельности, в том числе в сфере внешнего мониторинга мер противоминной деятельности;
- внедрение эффективной системы приоритезации задач в сфере противоминной деятельности;
- создание и функционирование реестра территорий, загрязненных и вероятно загрязненных взрывоопасными предметами;
- цифровизация процесса сертификации операторов противоминной деятельности и процессов противоминной деятельности.
Эти задачи дополняют приоритеты в сфере гуманитарного разминирования, определенные министром внутренних дел Украины на 2024 год, которые удается успешно реализовывать:
- увеличение численности подразделений разминирования органов системы МВД;
- внедрение в деятельность передовых технологий по разминированию;
- оснащение подразделений современной техникой и оборудованием для выполнения работ по разминированию;
- развитие и усовершенствование системы подготовки кадров для подразделений разминирования, развитие учебно-материальной базы;
- привлечение к разминированию частных операторов противоминной деятельности и содействие сертификации новых участников рынка;
- ускорение динамики разминирования с каждым годом для обеспечения безопасности населения;
- расширение и усиление международной коалиции по очищению украинских территорий от взрывоопасных предметов.
Разминирование как часть Формулы мира
Как мы неоднократно отмечали, проблематика разминирования территорий Украины охватывает как минимум три пункта Формулы мира, предложенной президентом Украины:
«Радиационная и ядерная безопасность»;
«Энергетическая безопасность»;
«Противодействие экоциду».
Возвращаясь к главной цели разработки и одобрения правительством Национальной стратегии противоминной деятельности на период до 2033 года, отмечу, что слаженность и скоординированность сил, рациональное использование средств, согласованность запросов на повышение эффективности гуманитарного разминирования имеют сверхважное значение для выполнения продолжительной и сложной миссии — полного очищения территорий Украины от взрывоопасных предметов.
Полноценная реализация Стратегии в значительной мере будет зависеть от сохранения международной коалиции по гуманитарному разминированию. Вместе с тем целесообразно отметить, что поддержка Украины — это не затраты, а инвестиция в надежного для цивилизованных стран партнера. Партнера, который аккумулировал лучший мировой опыт в сфере гуманитарного разминирования и в случае боевых действий на территории других государств сможет предоставить комплексную профессиональную помощь.
Эта статья призвана в который раз привлечь внимание к глобальной проблеме человечества, в эпицентре которой оказался украинский народ, — загрязненные взрывоопасными предметами территории вследствие геноцидной войны России против Украины. Мы и наши потомки должны быть осведомлены о видах и специфике взрывчатых предметов, правилах обращения с ними, полномочиях и ответственности разных ветвей и уровней власти в этой сфере. Несмотря на то, что значительная часть общества до конца не осознает масштабы проблемы, к сожалению, эта составляющая знаний является жизненной необходимостью для нескольких грядущих поколений украинцев.
В разных регионах Украины мы до сих пор находим взрывчатые элементы времен Первой и Второй мировых войн. Это «наследство» любых больших войн, и каждый раз найденные ВОП — трагическое напоминание о продолжительности разрушительных последствий военных конфликтов. Особенно когда речь идет о геноцидной войне государства-террориста России против цивилизованного мира с нарушением агрессором всех принципов и ценностей международного права, в частности с использованием оружия неизбирательного действия (мин, фосфорных боеприпасов, химического оружия и прочего).