Вчера, 17 ноября, Украина и Франция подписали соглашение о покупке 100 истребителей Rafale. Этот мега-контракт может обойтись в кругленькую сумму — 70 млрд евро, учитывая стоимость бортов и многолетнее обслуживание, пишет Defence Express.
Украина рассчитывает получить новейшую версию самолетов — Rafale F4, которые должны отправить государству до 2035-го. Но очередь на их производство уже растянута почти на девять лет. Поэтому, чтобы справиться с заказом, компания-производитель Dassault должна либо резко нарастить темпы, либо пересмотреть приоритетность клиентов.
Кто еще покупает Rafale?
- Сербия: 12 Rafale F4 за 2,7 млрд евро — примерно 225 млн евро за один истребитель;
- Индия: 26 палубных Rafale M за 7,41 млрд евро — примерно 285 млн евро за истребитель.
Учитывая стоимость бортов для Сербии, расчет для Украины выглядит следующим образом: 100 Rafale F4×225 млн евро ≈ 22,5 млрд евро. Но стоимость бортов — лишь треть бюджета, необходимого на реализацию этого проекта.
Основная финансовая нагрузка приходится на обслуживание в течение следующих 40 лет. Исследование Aviation Week за 2023-й свидетельствует о том, что стоимость одного летного часа Rafale составляет 31,2 тыс. долларов, из которых 18 тыс. — техническое обслуживание, а остальные 13,2 тыс. — эксплуатационные расходы. Правда, существуют и более дешевые расценки, но они, как правило, не включают полный жизненный цикл. Поэтому, если стоимость одного Rafale составляет 225 млн евро, то общая стоимость его обслуживания за 40-летний цикл составит около 500 млн евро на самолет.
Ранее в WSJ писали, что ни Киев, ни Париж не имеют средств для финансирования этой сделки. Однако Украина продолжает искать альтернативы США для своих будущих потребностей в военном оборудовании.
