Ежедневно мы видим ужасающие фотографии с фронта, разбомбленные дома в городах и селах, уничтоженные школы, церкви, больницы и предприятия. Но мало кто представляет реальную жизнь мирных людей в зонах ведения активных боевых действий. Выстрелы и взрывы стали их буднями. Они засыпают, просыпаются, работают под звуки ракет, артиллерии, автоматных очередей. И иногда просто не знают, что имеют право на помощь.
В первую очередь речь идет о правовой помощи, право на которую имеет каждый гражданин Украины. И, как следствие, о помощи социальной и гуманитарной. Однако из-за негативной безопасностной ситуации в зонах ведения боевых действий органы государственной власти и местного самоуправления не всегда могут гарантировать доступ к правовой помощи в полном объеме. В таких ситуациях незаменимы военнослужащие Сил территориальной обороны ВСУ, ведь они, кроме боевых заданий, выполняют и ряд других функций, связанных с гражданским населением. И одна из относительно новых — оказание правовой помощи согласно Закону Украины «Об основах национального сопротивления».
Началась эта деятельность в первые месяцы полномасштабного вторжения по инициативе одного из добровольческих формирований территориальной громады (ДФТГ) города Киева, в состав которого входили судьи, адвокаты, прокуроры. А с сентября 2022 года в рамках Командования Сил ТрО ВС Украины уже действовала Рабочая группа по выполнению норм международного гуманитарного права и участия в оказании правовых услуг, которая выполняла работу вдоль всей линии столкновения. В частности и с гражданским населением. Сейчас же, после публичных обсуждений с неправительственным сектором и органами государственной власти, командующий Сил ТрО ВС Украины Игорь Танцюра и директор Координационного центра по оказанию правовой помощи Александр Баранов подписали меморандум о сотрудничестве.
Чем конкретно военные смогут помогать?
Поскольку речь идет о полевой работе, к тому же в весьма специфических условиях, это первичная неотложная помощь параюриста. Прежде всего информирование лица о его правах, а также о возможностях получить от государства гарантированные им услуги и сервисы. Информирование о ближайших государственных учреждениях (центрах предоставления бесплатной помощи, ЦПАУ, нотариусах, государственных и частных исполнителях, органах юстиции и т.п.). Например, совместно с руководством Восточного межрегионального управления Министерства юстиции Украины (деятельность управления распространяется на территорию Сумской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Луганской и Донецкой областей) составлена карта действующих учреждений на определенной территории и буклеты с актуальной информацией о возможности обратиться в структурные подразделения Министерства юстиции с указанием адресов и телефонов «горячей линии». Эта информация передана подчиненным подразделениям Сил ТрО ВСУ согласно месту выполнения задач, чтобы обеспечить удовлетворение базовых потребностей населения в правовых услугах. Также среди подразделений распространена информация о деятельности центров по предоставлению правовой помощи в определенных регионах и возможность обеспечить коммуникацию с колл-центром системы бесплатной правовой помощи (БПП) по номеру 0800 213 103.
Как это будет происходить на практике?
В местах ведения боевых действий вопрос, к кому обратиться, решается сам собой. Люди вынуждены обращаться к военнослужащим по всем беспокоящим их вопросам. Ведь больше не к кому. Именно от военнослужащих они получают первичную неотложную помощь. То ли это касается продуктов питания, питьевой воды, лекарств, необходимости эвакуировать свои семьи и детей в более безопасные места, получения социальной, психологической и правовой помощи и т.п. В первую очередь речь идет об офицерах подразделений гражданско-военного сотрудничества (CIMIC), которые и обеспечивают взаимодействие с гражданским населением в зонах ответственности своего подразделения. Именно на них возложена обязанность выявлять и обеспечивать неотложные, жизненно важные потребности населения. Однако в реалиях войны людям не обязательно самим искать офицера CIMIC. Если человек натолкнулся на военнослужащего, ему нужно лишь рассказать о своих потребностях, а военнослужащий должен обеспечить контакт с CIMIC.
В зонах ведения боевых действий CIMIC могут предоставить прежде всего первичную, то есть неотложную, правовую помощь. Простыми словами, проконсультировать, куда обратиться для восстановления документов, как подать заявку о повреждении имущества или кому сообщить о совершении вероятных военных преступлений. Например, в случае совершения военного преступления такую информацию передают по команде, а также направляют в правоохранительные органы, чтобы человек мог получить процессуальный статус в уголовном производстве и не потерять права и возможности получить соответствующую компенсацию за причиненный ему вред. При необходимости такому человеку обеспечивают связь имеющимися средствами и организуют коммуникацию с Координационным центром по оказанию правовой помощи. Если нужно установить официальные отношения с адвокатом системы БПП, обеспечивают возможность дистанционно заключить договор с адвокатом. Наличие такого договора — основание для адвоката обратиться в интересах пострадавшего в соответствующий орган, чтобы помочь человеку в его проблеме, например, восстановить утраченные документы, собрать необходимые документы, подготовить и подать исковое заявление либо другой процессуальный документ, представить его интересы и защитить его права в государственных, правоохранительных и судебных органах.
Также военнослужащие могут связать человека, который к ним обратился, с неправительственными организациями, которые среди прочего оказывают также психологическую и гуманитарную помощь.
Безусловный приоритет государства — обеспечить конституционные права каждого гражданина, где бы он ни находился. И именно с помощью военнослужащих Сил ТрО ВС Украины, которые находятся в зоне ведения боевых действий, можно установить непосредственную прямую коммуникацию с жителями «серых зон», где не действует ни один из органов государственной власти и местного самоуправления, нет телефонной и интернет-связи, что делает невозможным для населения лично обратиться в Центр БПП или неправительственные организации. Именно благодаря эффективному налаживанию этой коммуникации мы сможем помочь максимальному количеству наших граждан, а это сотни тысяч человек, которые в этом нуждаются.