Многомесячные усилия украинских чиновников принесли свои плоды в начале мая, когда Нидерланды и Великобритания объявили о новой инициативе подготовки украинских пилотов для полетов на истребителях F-16 производства компании Lockheed Martin.
Программа обучения практически гарантирует, что хотя бы один из иностранных союзников передаст избыточные истребители F-16. Вопрос в том, кто именно. И сколько этих маневренных сверхзвуковых истребителей нужно, чтобы изменить ситуацию в 15-месячной войне России против Украины, пишет Forbes.
Хотя многие страны НАТО имеют на вооружении F-16, некоторые из них могут быстро отдать пригодные к полетам истребители. Это при том, что многие из этих стран покупают незаметные на радарах F-35, чтобы заменить свои старые истребителей F-16, которые были разработаны в 1980-х годах.
У Нидерландов есть 24 боеспособных истребителя F-16AM/BM плюс еще 18 на хранении. Норвегия, продав большинство своих подержанных F-16AM/BM и заменив их новыми F-35, все еще имеет десяток старих самолетов в ангарах. Дания использует около трех десятков F-16AM/BM и держит около двух десятков в резерве.
«Если нидерландцы, норвежцы и датчане отдадут каждый F-16, который они могут отдать прямо сейчас, Украина может получить до 50 F-16 уже этим летом. Достаточно ли этого?», – задает вопрос Forbes.
По словам бригадного генерала ВВС Украины Сергея Голубцова, да, этого количества самолетов хватит.
«Для того, чтобы спланировать операцию от А до Я, я думаю, стоит говорить как минимум об эскадрилье, то есть минимум от 12 до 16 самолетов», – объяснил украинский военный.
Forbes объясняет, что хотя десяток F-16 могут сформировать целостное подразделение, украинской армии действительно понадобится несколько таких формирований, чтобы изменить баланс сил в небе на одном участке украинского фронта.
«Если это будет хотя бы три-четыре эскадрильи, я думаю, что на отдельном направлении мы сможем получить преимущество в воздухе и заставить противника полностью отказаться от тех ударов, которые он сейчас наносит на определенной полосе обороны», - сказал Голубцов.
Так получилось, что три-четыре эскадрильи, каждая из которых имеет от 12 до 16 самолетов F-16, вместе составляют около 50 самолетов F-16. Это минимальное количество, которое Нидерланды, Норвегия и Дания могут немедленно передать.
У США, конечно, есть сотни самолетов F-16C/D Block 25 и Block 30/32 на длительном хранении. Но большинство из них уже много лет, если не десятилетий, стоят в Аризоне. Без полетов. Эти самолеты не проходили капитальный ремонт и периодическую модернизацию, которые обеспечили бы их защищенность и актуальность. Поэтому перед тем, как отдать эти F-16, американские военные должны их отремонтировать. На это могут уйти месяцы.
«Таким образом, европейские F-16AM/BM остаются лучшим краткосрочным решением для удовлетворения потребностей Украины в истребителях. Американские F-16C/D могут являться более долгосрочным решением. Но если говорить откровенно, то украинцы примут то, что смогут получить, когда смогут получить, а потом используют это как можно лучшим образом», - пишет Forbes.
Голубцов подчеркнул, что украинские ВВС могут придумать, как развернуть небольшое количество F-16, вооружив их боеприпасами дальнего действия и смешав их с оставшимися с советских времен истребителями «Су» и «МиГ».
«Мы говорим: дайте нам хотя бы пару самолетов, способных запустить ракету на расстояние свыше 100 километров, и мы спрячем их в боевых расчетах тех самолетов, которые у нас есть», - сказал Голубцов.