Воздушные силы Вооруженных сил Украины в рамках операции на Приазовье уничтожили два важных российских воздушных судна - самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушный пункт управления Ил-22. Оба являлись стратегическими объектами Вооруженных сил России.
А-50
Самолеты дальнего радиолокационного слежения (ДРЛС) А-50 и А-50У (модернизированная версия А-50) предназначены для сопровождения воздушных целей и координации ударной авиации при наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также могут служить воздушным командным пунктом для истребителей. Они позволяют воздушным силам, которые их используют, иметь преимущество над другими силами, разворачивающими самолеты в воздушном пространстве.
Так, во время ракетной атаки борта радиолокационного обнаружения в воздухе фиксируют запуски ПВО, что позволяет определить расположение систем и при следующей серии пусков обойти системы противовоздушной обороны или поразить их.
На вооружении российских военно-космических сил по состоянию на 2010 год находились 26 воздушных судов ДРЛС. Точное количество боеспособных А-50 на данный момент неизвестно, однако оно ниже, чем число имеющихся бортов. По данным мониторинговой группы «Белорусский Гаюн», на начало 2023 года российские ВКС имели на вооружении 9 таких самолетов.
Стоимость одного такого судна около 330 миллионов долларов.
А-50 был создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76 взамен старого самолета ДРЛС Ту-126. В новый самолет добавили радиотехнический комплекс «Шмель», который является основой радиолокационного дозора и наведения А-50.
ДРЛО А-50 имеет несколько модификаций:
- А-50М – с модернизированным комплексом Шмель-М.
- А-50И – российско-израильская модификация А-50.
- А-50ЕИ – экспортный вариант для ВВС Индии.
- А-50У – варианты модернизации серийных самолетов А-50 (испытание было завершено в 2009 году).
Функционал самолетов ДРЛО А-50:
- Выявление и сопровождение воздушных целей и кораблей.
- Уведомление командных пунктов и автоматизированных систем управления о воздушной и надводной обстановке;
- управление самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели;
- Организация командного пункта.
Технические характеристики:
- Длина: 48,27 м;
- Размах крыла: 50,5м;
- Высота: 14,8 м;
- Площадь крыла: 300 м2;
- Взлетный вес: 190000 кг;
- Объем топлива: 109480 л.
- Летные характеристики:
- Крейсерская скорость: 800 км/ч;
- Практическая дальность: 7500 км;
- Длина разбега: 1540 м;
- Длина пробега: 1050 м;
- Продолжительность полета: 9,3 часа;
- Тяговооруженность: 0,34 кгс/кг.
Радиолокационная станция А-50 способна обнаружить воздушные цели на дальности:
- бомбардировщики: до 650 км
- истребители: 300 км
- крылатые ракеты: 215 км
Экипаж ДРЛС А-50 составляет пять человек, а также десять человек тактического экипажа. При этом экипаж самолета А-50 – это очень редкий вид специалистов, поскольку мало людей умеет работать на таком оборудовании.
Один из А-50 был поражен дронами в феврале 2023 года на аэродроме «Мачулищи» в Беларуси. В первую очередь повреждения получила радиолокационная антенна. Организаторами диверсии называют белорусских партизан, которые после инцидента скрылись из страны за границу. ВСУ свою причастность к инциденту не подтверждали. Впоследствии самолет эвакуировали в Россию, но он нуждался в сложном ремонте.
Ил-22М
Самолет Ил-22М - воздушный командный пункт, с которого можно управлять войсками во время боевых действий. Поскольку этот пункт находится в воздухе, его невозможно поразить оперативно-тактическими ракетами. Также его часто называли ПЗПУ — «воздушный защищенный пункт управления», поскольку на нем устойчивы к воздействиям средств радиоэлектронной борьбы каналы связи.
Также самолет может обеспечивать надежную коммуникацию с боевыми частями на земле, особенно с фронтовой авиацией, летающей на небольшой высоте, что усложняет связь.
Ил-22 был создан в 1970-х годах на базе гражданского авиалайнера Ил-18. При переоборудовании из самолетов удалили пассажирский салон и установили специальную аппаратуру с рабочими местами для командного состава. С 1970-х годов выпустили или оборудовали около трех десятков Ил-22, время от времени их модернизировали.
После распада СССР часть самолетов получили Казахстан, Белоруссия, Молдова и Украина. В Украине Ил-22М порезали на металлолом. Большинство бортов осталось в России.
По данным справочника Military Balance 2022, в начале широкомасштабного вторжения в России было 12 самолетов Ил-22М и 10 Ил-22 (старшей модификации).
Пять Ил-22М планировали модернизировать в течение 2019-2021 гг., но насколько реализованы эти планы – точных данных нет. Новая аппаратура, установленная на самолетах, должна обеспечить скоростной защищенный обмен информацией в режиме реального времени. Конкретный состав этой аппаратуры по понятным причинам не обнародовался. Группа боевого управления на борту такого ПКП могла бы осуществлять руководство межвидовой группировкой войск.
По меньшей мере, один самолет пострадал во время боевых действий в апреле 2022 года от близких взрывов двух ракет ЗРК «Бук». Самолет смог вернуться на базу, но о его дальнейшей судьбе ничего не известно.
Еще один Ил-22 был сбит вагнеровцами во время их «похода на Москву» в июне 2023 года. Тогда сбитый Ил-22М выполнял функции ретрансляции радиосигнала, работая как высотная антенна, связывавшая наземный командный пункт и боевые части.
В общем сбитый Ил-22М имеет следующие характеристики:
- Размах крыла: 37,42 м
- Длина самолета: 35,90 м
- Высота самолета: 10,17 м
- Площадь крыла: 140,0 кв. м
- Масса: пустого самолета – 35000 кг, максимальная взлетная – 64000 кг.
- Внутреннее топливо: 22700 литров + 7300 литров опционально в баках на концах крыльев.
- Тип двигателя: 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М
- Мощность: 4 х 4252 л.с.
- Максимальная скорость: 685 км/ч
- Крейсерская скорость: 625 км/ч
- Практическая дальность: 6500 км
- Дальность действия: 3700 км
- Практический потолок: 10000 м
- Полезная погрузка: 13500 кг груза
В настоящее время российское Министерство обороны никак не комментировало сообщения о поражении ПС ВСУ Ил-22 и А-50, а пресс-секретарь президента РФ Путина Дмитрий Песков заявил, что в Кремле ничего не знают о поражении самолетов.
Окончательная судьба самолетов также пока не известна. Известно, что Ил-22М после поражения пытался сесть в Анапе, для чего запросил скорые и пожарные. Что касается А-50 ВСУ, то после удара он перестал выходить на связь, а затем пилот российского Су-30 России обнаружил пожар и падение неустановленного воздушного судна.