Китайские производители пластиковых елок и других праздничных украшений говорят, что заказы от американских клиентов, которые имеют решающее значение для их бизнеса, уже должны были начать поступать. Однако из-за резкого роста таможенных тарифов этого до сих пор не произошло, пишет Reuters.
Розничные торговцы США практически полностью зависят от Китая в плане рождественских украшений – 87% таких товаров на сумму примерно 4 миллиарда долларов поступают именно оттуда. Китайские заводы, в свою очередь, также сильно зависят от американского рынка, на котором они сбывают 50% производимого.
Если в этом году американцы захотят получить новые рождественские украшения, им придется заплатить за них гораздо больше, если они вообще найдут их на полках.
«Пока в этом году ни один из моих американских клиентов не сделал ни одного заказа. Конечно, это связано с пошлинами. К середине апреля все заказы обычно уже сделаны, но сейчас трудно понять, поступят ли какие-то заказы вообще. Возможно, американские клиенты ничего не будут покупать в этом году», — рассказал Кунь Ин, управляющий фабрикой по производству искусственных елок в восточном городе Цзиньхуа.
В Шаосине, примерно в 160 километрах от Цзиньхуа, владелец фабрики Лю Сонг уверен, что его бизнес сможет справиться, переориентировавшись на Россию, Европу и Юго-Восточную Азию, на которые уже приходится 75% его продукции.
"Мы обеспокоены тем, что заказы в США сократятся", - сказал он, однако добавил, что Китай точно выиграет эту торговую войну.
Джессика Гуо, также управляющая фабрикой по изготовлению рождественских елок в Цзиньхуа, сказала, что ее VIP-клиент из США только что сообщил о приостановке контракта на 3 миллиона юаней (408 191 долларов), на материалы для выполнения которого она уже потратила 400 тысяч юаней.
Она ожидает, что заказ в скором времени будет отменен вообще, и волнуется за свой бизнес.
Экономисты считают, что торговая война приведет к сокращению роста экономики Китая на 1-2%, усугубит проблемы избытка промышленных мощностей, грозит утратой рабочих мест и еще больше усугубит дефляцию.
Поскольку китайские экспортеры будут меньше продавать в США, которые в прошлом году купили товаров на сумму более 400 миллиардов долларов, им придется еще более интенсивно конкурировать по ценам на других рынках.
Эксперты говорят, что это ударит по их и так низкой норме прибыли и заставит сократить расходы.
На заводе Гуо площадью 10800 квадратных метров (116250 квадратных футов) постоянно работают 140 человек, однако в пик производственного сезона летом число работников может достигать 200. В этом году она не ожидает потребности в дополнительных работниках.
Поставки украшений из других стран, кроме Китая, для США будут сложными. Вторым по величине экспортером рождественских украшений в США является Камбоджа, производящая 5,5% товаров, а на прошлой неделе Трамп ввел 49% пошлины на камбоджийский импорт.
Перенос производства в США – то, чего пытается достичь Трамп наложением пошлин на Китай и почти все другие страны мира – неосуществим, считает Джейми Уорнер, исполнительный директор Американской ассоциации рождественских елок.
«Они точно не могут быть изготовлены в Соединенных Штатах. Нет производства, нет технологий, нет рынка труда», - сказал Уорнер.
Он ожидает значительного роста цен и говорит, что сложно спрогнозировать уровень повышения стоимости. По его словам, 80% всех используемых в США рождественских елок искусственные. И большинство этих деревьев – особенно с подсветкой – производятся только в Китае.