После победы на выборах в США Дональда Трампа, скептика в отношении НАТО, сторонники Альянса утешаются принятым год назад законом США, согласно которому выйти из оборонного союза невозможно без одобрения Конгресса.
Но Трамп может найти способ обойти это требование – и это метод, который он использовал раньше, пишет Politico.
В 2023 году сенаторы Тим Кейн и Марко Рубио разработали закон, требующий, чтобы любое президентское решение о выходе из НАТО было одобрено двумя третями Сената или разрешено актом Конгресса. Законодатели приняли это мероприятие как часть Закона о разрешении на национальную оборону на 2024 финансовый год, которое подписал президент Джо Байден.
Эксперты по праву предупреждают, что Трамп может попытаться обойти эту норму, ссылаясь на полномочия президента во внешней политике — подход, который он использовал ранее, чтобы обойти ограничение Конгресса по выходу из договора.
«Закон не является «герметичным», – считает Скотт Андерсон, ученый Института Брукингса и старший редактор Lawfare, выступающий за более жесткие ограничения выхода президента из НАТО.
По его словам, если президент предпримет попытку выхода, это создаст прямой конституционный конфликт с Конгрессом.
Однако эксперты сомневаются в перспективах судебного разбирательства конфликта президента с Конгрессом.
В целом, Верховный суд постановил, что институциональные конфликты между ветвями власти являются политическими вопросами, которые лучше решать через политический процесс, а не путем судебного вмешательства.
Тем более что иск в этом случае, очевидно, должен подавать Конгресс. Однако непонятно, поддержат ли его республиканцы в Конгрессе, контролирующие обе палаты.
Вместе с тем, по словам Андерсона, хотя у Конгресса самая сильная позиция для подачи иска относительно выхода президента из НАТО, военнослужащие или частные лица — например, американцы, владеющие собственностью в странах НАТО — также могут иметь потенциальные аргументы, хотя и менее убедительные. Другим вариантом он называет возможность подачи иска одной из палат, если вторая не согласится.
Но даже если бы Верховный суд занялся этим делом, непонятно, кто бы победил, поскольку конституционный вопрос туманен. До сих пор Конгресс ни разу таким образом не оспаривал действия президента, вышедшего из договора.
«Это очень противоречивая юридическая сфера, и она не на 100 процентов понятна», — добавил Андерсон.
Это не означает, что выход из НАТО, если Трамп сможет это сделать, произошел бы быстро. Согласно договору НАТО государство-член должно представить «уведомление о денонсации», чтобы сообщить другим членам о своем решении. Членство страны официально прекратится только после годичного периода ожидания.
Между тем, Трамп мог бы подорвать НАТО, формально не выходя из него. Законодатели-демократы предупредили, что он может отказаться от поддержки Альянса через указания послам или запрет войскам участвовать в учениях.
Хотя несколько законодателей в феврале призвали к новым законодательным мерам по защите от этих рисков, ничего серьезного с тех пор не произошло.
«После угроз Трампа во время его первого срока Конгресс, признавая жизненно важное значение НАТО, принял меры, чтобы предотвратить выход из Альянса любого из будущих президентов в одностороннем порядке. Хотя Трамп может прибегнуть к своим старым приемам, мы продолжим работать над поддержкой НАТО и будем готовы дать отпор любым попыткам подорвать прочность этого альянса», — отметил сенатор Крис Ван Холлен.
Тим Кейн, один из соавторов закона, также раскритиковал риторику Трампа относительно альянса. Он уверен, что США «в максимальной безопасности, когда мы объединяем оружие с нашими союзниками».
«Презрительные комментарии Дональда Трампа относительно НАТО вызывают беспокойство, и я надеюсь, что принятое нами законодательство обеспечит Соединенным Штатам продолжение участия в этом чрезвычайно важном альянсе», — говорится в заявлении Кейна.
В ответ на просьбу о комментарии пресс-секретарь Трампа Каролайн Ливитт сказала: «Американский народ переизбрал президента Трампа, потому что он доверяет ему возглавить нашу страну и восстановить мир посредством силы во всем мире».
Если Трамп таки примет решение выйти из Альянса, это будет не в первый раз, когда его команда игнорирует законные требования по выходу из договора.
В 2019 году в ходе дебатов по Договору об открытом небе Конгресс включил в Закон о разрешении на национальную оборону на 2020 финансовый год положение, которое требует от министра обороны и государственного секретаря уведомлять Конгресс по крайней мере за 120 дней до выхода из него. Соглашение 34 стран разрешало взаимные наблюдательные полеты между членами для мониторинга военных сил и вооружений.
Сторонники контроля над вооружениями и международники в Конгрессе поддержали Договор об открытом небе, поскольку при участии России и таких стран, как США, Великобритания и Франция, он способствовал прозрачности и доверию. Но администрация Трампа и некоторые республиканцы в Конгрессе утверждали, что Россия нарушает договор и что технология спутниковых изображений недостаточно оперативна.
В мае 2020 года администрация Трампа объявила о намерении выйти из Договора об открытом небе, проигнорировав требования юридического извещения. Министерство юстиции обнародовало заключение, в котором утверждалось, что требования о сообщении нарушают конституционные полномочия президента в сфере иностранных дел.
«Полномочия президента выходить из договоров вытекают из его конституционной роли как «единого органа нации в ее внешних отношениях», что дает ему право ведения иностранных дел и подписание или прекращение договоров по собственному усмотрению, без ограничений Конгресса по дипломатическим решениям», — говорится в документе.
Кроме юридических аспектов вывода, Соединенным Штатам придется выяснить, что делать с более чем 100 тысячами американских военных, дислоцированных в Европе. Их количество после полномасштабного вторжения России в Украину более двух лет назад увеличилось на пятую часть. Министерству обороны, очевидно, придется выйти и из структуры военного командования НАТО, которой руководит американский генерал еще со времен ее основания под руководством тогдашнего генерала Дуайта Эйзенхауэра в 1949 году.
«Мы собираемся вести дискуссию не в очень спокойное время, когда в Белом доме есть парень, который не очень верит в альянсы и старомодный НАТО. У нас война в Европе. Мы серьезно обеспокоены тем, что противостояние с Россией может обостриться в той или иной форме и где мы тогда окажемся?», — говорит Камиль Гранд, бывший помощник генерального секретаря НАТО, а ныне ведущий научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям.
Во время первого срока Трамп неоднократно критиковал союзников по НАТО за недостижение плановых расходов на оборону, открыто предлагая сократить поддержку США и даже намекая на выход.
Трамп не заявлял публично, что он выйдет из НАТО, но, как сообщается, неоднократно обсуждал это лично. Во время предвыборной кампании он сказал, что будет «поощрять Россию делать все, что они захотят» с союзниками по НАТО, которые не тратят достаточно средств на оборону.
В 2020 году Трамп, по данным Politico, он сказал президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен, что США не станут на защиту Европы, если на нее нападут. По его словам, эта угроза способствовала тому, что после нее страны НАТО потратили миллиарды долларов на свою оборону.
Хотя критики утверждают, что столь жесткая риторика подрывает альянс, некоторые республиканцы считают это эффективным давлением, которое побуждает членов НАТО увеличить военное финансирование.
И Трамп, и сторонники НАТО отмечают необходимость достижения союзниками целевых показателей расходов на оборону, но Трамп иногда формулирует это как условие поддержки США.
«Конгресс принял закон, согласно которому нельзя выйти из НАТО без его согласия. Во время моего визита в Конгресс США я увидел очень сильную двухпартийную поддержку НАТО. Очевидно, что президент США как главнокомандующий может осложнить жизнь альянса, но покинут ли его США? Нет», — заявил бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в интервью в среду.