Накануне новогодних праздников в Паутине как на дрожжах стала восходить информация: в Украине появился «стахановец» книжной индустрии, писательница Люко Дашвар. Ее тома (под занавес десятилетки) разлетаются в стране, как жаренные пирожки, суммарным тиражом под 180 тыс. экземпляров. Сразу четыре труда — «Мати все», «Село не люди», «Молоко з кров’ю», «Рай.Центр» — заняли первые четыре позиции во вроде объективных рейтингах «тиражности» (52 тыс. экземпляров только одного ее романа «Мати все»).
«Мы хотели вас поздравить с этим рекордом… Это правда, что…» — «Да, конечно». — «Нет-нет, мы верим, естественно, хотя и источники бывают разнообразные...» — «Все так и есть. Тиражи указаны верно». — «Вот и замечательно! Перед Новым годом принято спрашивать о творческих планах. Ирина, в общем, как дышится, о чем пишется?..» — «Пишется... О чем? Могу сообщить лишь в конфиденциальном порядке… Не для прессы…» — «Да-да, разумеется, все писатели суеверны…»
Ирина Чернова (в миру) и Люко Дашвар (на книжных обложках) — то есть «одна в двух» — родили(а)сь спустя день после Первомая и спустя год после смерти Иосифа Сталина в славном городе Херсоне.
Папа: инженер-проектировщик.
Мама (семь классов образования): всю жизнь вкалывала на заводе, изготовляя светильники. Да будет свет!
Первая специальность Ирины (впоследствии Люко) — инженер-механик прядильного производства. Невероятно вредная для здоровья профессия. Если помните фильм «Криминальный талант» с Александрой Захаровой, то там героини-прядильщицы (низшее звено производства) довольно жестко и опасно вкалывали… Ее собираются направить в Чечню, в Грозный: «поднимать производство». Отказывается! Возможно, этот отказ уберег ее от участи «кавказской пленницы».
Позже, благодаря Академии управления при президенте Украины, она получит степень магистра государственного управления. Но это — только потом…
Когда Л.Кравчук все еще ходит между своих «капель», она трудится (в начале 90-х) в местной херсонской прессе. Читает письма трудящихся. Обливается слезами над чужими судьбами. И накапливает из того эпистолярия багаж бесценных сюжетов — для своих же будущих книг. Однажды сама рассказывала «ЗН»: «Вспоминается письмо одного 70-летнего мужчины, который корявым старческим почерком писал мне, как давным-давно уходил в армию, и его должна была дождаться девушка, но не дождалась… И этот человек решил доказать, что именно он лучше своего «конкурента», и как девушка по своей же наивности ошиблась. Этот человек столь скрупулезно описывал, как протекала его жизнь, как он купил в селе хату рядом с домом этой некоей Маруси… В общем, он прожил всю свою жизнь с фанатичной преданностью одной женщине… Возможно, в таких историях, иррациональных, странных, не всегда объяснимых и спрятаны зерна будущих книг?»
Когда в стране проходит акция «Україна без Кучми!», Ирина (еще не Люко) на важной должности главного редактора газеты «Селянська зоря». Там тоже продолжается процесс «намывания песка» жизни. Потому что письма летят, сюжеты зреют... Творчество — распирает.
И когда престол страны уже занял В.Ющенко, то первый отдельный цельный текст у нее почти созрел. И с 2006 года она сама себе приказывает: немедленно «завязать» со всеми прежними профессиональными обязательствами: журналистикой, управлением etc… И тогда же, словно бы с чистого листа, решает начать все сначала. Стать писательницей. «Мати — «все». Через год, когда рейтинг В.Ющенко летит со скоростью пикирующего бомбардировщика, в свет выходит ее первая книжка «Село не люди». Премия «Коронації слова». А у некоторых — ироничная заинтересованность украинской «Шарлоттой Бронте». В ее тексте много народных песен, немало «химерних українських почуттів», очень много вещих снов. Из-за неких сексуальных проказ подростков на ее страницах сгорает целое село! При этом ощутим и «огонь» в авторском стиле.
Когда Ю.Тимошенко уже «попросили» с ющенковского двора — примерно в 2008-м, — херсонская упрямица, скромнейшая, между прочим, женщина (во всем «антитусовочная»), предлагает украинскому народу свою вторую книжку — «Молоко з кров’ю». Сразу премия — «Книга года Би-би-си». В том же 2008-м текст называют «лучшим» среди остальных украиноязычных. К ней более внимательно присматриваются. И пристрастней вчитываются. Ну что там, конечно же, не Андрухович и не Забужко с их-то публицистическими вывертами и откровениями, с их невыполнимой миссией если не мир спасти, то хотя бы Украину. И до Матиос этой Люко очень далеко: у буковинки — почвенные философские прозрения буквально ранят читательские души… А здесь — село да люди, молочные реки да кисельные берега… То ли сказки, то ли были? А все-таки лихо закручено… Часто именно герои тянут за собой этого автора. И, порою, кажется, что не она ими управляет, а они помыкают ею как хотят.
Когда Виктор Андреевич уже серьезно подготовился к «райской жизни» на постпрезидентской пенсии безо всяких параллелей с действующей историей, у нее выходит очерденая книжка — «Рай.Центр» (2009). По большому счету, это «мужской роман». При этом написанный как-то по-женски изысканно, интригующе. Даже заданная легкая «корявость» ее стиля вроде играет на общую атмосферу: что ж, в «райцентрах» разве гламуром все покрыто?
И когда, наконец, уже сам Виктор Федорович восходит с булавой на царство, в 2010-м то есть, из-под ее же пера выходит новейшая книга… С многозначительным названием. Которое не имеет никакого отношения к ситуативному политическому моменту… «Мати все». И даже больше. Книгу презентуют осенью на львовском форуме издателей. Читательский ажиотаж нарастает. Под очередной крикливой, слегка аляповатой, обложкой раскручивается «жизнь, которая не сахар». «Это история трех разных женщин — пожилой, среднего возраста и совсем юной, — рассказывала писательница «ЗН» еще накануне «премьеры». — В общем, мать, сестра, невестка. А среда обитания — четыре стены в Киеве. Объединяет их в этом доме, естественно, мужчина. Характеры, разумеется, ломаются, изменяются — из-за различных обстоятельств…»
Как замечено выше, на сегодня уже напечатано порядка 52 тыс. экземпляров романа «Мати все». А рецензенты по-прежнему не унимаются. «Я би порадила прочитати нову книжку Люко Дашвар вашій мамі. І не тільки через багатозначну назву, яку можна тлумачити по-своєму з кожною перегорнутою сторінкою. Чому, здавалося б, звичайну назву книжки, піддавати аналітиці? Варто сказати, що до початку читання роману не сприймаєш подвійного концепту назви «Мати все». «Мати» у формі дієслова чи у формі іменника? Це можна зрозуміти для себе, тільки перегорнувши останню сторінку. Тема української жінки і її доля розглядається під новим досить цікавим кутом зору, в тому числі концепти «матір» і «материнська любов», які помітні тільки крізь рядки. Їх не побачиш неозброєним серцем…», — пишет Ганна Тронь.
И этот, и предыдущий романы Люко, несомненно, кинематографичны. Словно просятся «на пленку». Или даже в 3D. Сценарных поворотов там хватит не на одну серию. И не один рейтинг будет побит, когда, через какое-то время, ее герои выйдут на тропы «войны» за зрителя... А их автор — Люко (Ирина) — снова скромно спрячется в сторонку. Подальше от «тусовки». И будет пристально-мечтательно наблюдать за похождениями своих героев… Которых, повторимся, не она ведет за руку на своих страницах, а они тянут ее за собой — словно в какую-то пропасть… А после уже и читатель подтягивается.
Вообще, хороший сюжет для небольшого рассказа: передовая «валяльщица-прядильщица», скромная провинциальная гезетчица-учетчица решает «мати все», или хотя бы немного, в большой литературе… И единожды сказав себе «начни сначала!», тут же и начинает новую, доселе для себя неизвестную жизнь… При этом нули (тиражей и гонораров) множатся, множатся…
Такая вот «судьба человека», который начал «с нуля», а стал таки «героем нулевых»… Разве нет?